Психограмма личности как субъекта общения

1. Психологические особенности.

2. Психологические процессы:

а) восприятие;

б) память;

в) воображение;

г) мышление.

3. Психические состояния:

а) усталость;

б) апатия;

в) стресс;

г) тревожность;

д) депрессия;

е) возбуждение и др.

4. Психические отношения:

а) эмоциональные;

б) волевые;

в) интеллектуальные и т.д.

Как уже говорилось, технологическая характеристика личности как субъекта общения определяет степень владения навыками социально-психологического взаимодействия, т. е. коммуникативные умения.

Коммуникативные умения формируются двумя путями: 1) в ходе разнообразной социальной практики, в которую личность включена; 2) в ходе специальной подготовки к общению.

А. В. Мудрик предлагает рассматривать пять аспектов специальной подготовки к общению:

1) развитие особенностей мышления;

2) формирование навыка свободного владения речью;

3) развитие определенных личностных особенностей (общительности, эмпатии и спонтанности);

4) формирование определенных установок в сфере общения:

– отношения к партнеру как к цели общения;

– интереса к процессу общения;

– терпимости к партнеру во время диалога;

5) развитие и формирование новых коммуникативных умений.

Общение представляет собой систему умений различного характера. Именно поэтому его можно рассматривать как системно-интегративное умение.

Умения, необходимые для общения личности, можно условно разделить на шесть групп:

1. Речевые умения. Связаны с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения. Сюда относятся умения:

– грамотно и ясно формулировать свою мысль;

– достигать желаемой коммуникативной цели;

– осуществлять основные речевые функции;

– говорить выразительно;

– достигать смысловой целостности высказывания;

– высказываться логично, связно, содержательно;

– высказываться экспромтом, без предварительной подготовки;

– выражать в речевой деятельности собственную оценку прочитанного или услышанного и т.д.

2. Социально-психологические умения. Связаны с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимопроявлений и взаимовлияний. Сюда относятся умения:

– психологически верно и в соответствии с ситуацией вступать в общение;

– поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнеров;

– психологически точно определять «точку» завершения общения;

– прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой осуществляется общение;

– учитывать эмоциональный настрой партнера по общению;

– овладевать инициативой и удерживать ее в общении, если необходимо;

– формировать социально-психологический настрой партнера по общению;

– психологически стимулировать проявление инициативы партнера по общению и т.д.

3. Психологические умения. Связаны с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегуляции. Сюда относятся умения:

– преодолевать психологические барьеры в общении;

– снимать излишнее напряжение;

– эмоционально настраиваться на ситуацию общения;

– мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной цели;

– использовать эмоции как средство общения и т.д.

4. Умения использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией. Сюда относятся умения:

– реализовывать ситуативные нормы обращения и привлечения внимания;

– использовать ситуативные нормы приветствия;

– высказывать партнеру по общению предложение, упрек, сочувствие, пожелание и т.д.

5. Умения использовать невербальные средства общения:

– паралингвистические средства (интонация, паузы, дыхание, дикцию, темп, громкость, ритмику, тональность, мелодику речи);

– экстралингвистические средства (смех, шум, аплодисменты и т.п.);

– кинетические средства (жесты, мимику);

– проксемические средства (позы, движения, дистанцию общения и т.п.).

6. Умения взаимодействовать:

– на уровне диалога с личностью или группой;

– на уровне межгруппового диалога и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: