Участники бюджетного процесса и их полномочия

Бюджетная политика как совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой, осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по моби­лизации средств в бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюд­жетного процесса.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, бюджетный процесс – регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Согласно Бюджетному кодексу РФ участниками бюджетного процесса являются:

– Президент Российской Федерации;

– высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

– законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

– исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

– Центральный банк Российской Федерации;

– органы государственного (муниципального) финансового контроля;

– органы управления государственными внебюджетными фондами;

– главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

– главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

– главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

– получатели бюджетных средств.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса устанавливаются Бюджетным кодексом РФ (гл. 18) и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами:

1. Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов. Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, контролирующих исполнение соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия.

2. Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований). Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядок предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия.

3. Бюджетные полномочия Центрального банка Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации. В случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций их выполняют кредитные организации.

4. Бюджетные полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля. Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключение на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации. Органы государственного, муниципального финансового контроля вправе проводить проверки получателей бюджетных средств.

5. Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств получателями; ведет реестр расходных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности; осуществляет иные бюджетные полномочия.

6. Бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета. Главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета; представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета; осуществляет иные бюджетные полномочия. Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; осуществляет иные бюджетные полномочия.

7. Бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета. Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета; осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета; обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований; распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета; организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности; формирует бюджетную отчетность.

8. Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств. Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; исполняет иные бюджетные полномочия.

7.2. Составление проектов бюджетов
бюджетной системы РФ

Проект бюджета составляется в целях финансового обеспечения расходных обязательств органов власти. Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляет Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.

Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов составляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ и принимаемыми с соблюдением его требований законами субъектов РФ (пример соответствующего закона, регламентирующего бюджетный процесс на территории Пермского края, см. [36]).

Проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования (пример соответствующего закона, регламентирующего бюджетный процесс на территории города Перми, см. [40]).

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период.

Составление проекта бюджета основывается на следующих документах:

1. Бюджетном послании Президента РФ, в котором определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и плановый период (направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году).

2. Прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории (прогноз социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального района разрабатывается на период не менее трех лет).

3. Основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства РФ, а также соответствующих законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. Планирование бюджетных ассигнований, представляющих собой предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом. Планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам осуществляется с учетом государственного (муниципального) задания на очередной финансовый год, а также его выполнения в отчетном финансовом году и текущем финансовом году.

Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа соответственно проект федерального закона о федеральном бюджете и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ не позднее 1 октября текущего года, проект закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и проект закона субъекта РФ о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда в сроки, установленные законом субъекта РФ, но не позднее 1 ноября текущего года, проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.

Центральный банк Российской Федерации не позднее 1 октября текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период.

В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета.

Одновременно с проектом бюджета представляются следующие документы:

– основные направления бюджетной и налоговой политики;

– предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;

– прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;

– прогноз основных характеристик консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год;

– пояснительная записка к проекту бюджета;

– методики и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;

– верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года;

– проект программы государственных (муниципальных) внутренних заимствований на очередной финансовый год;

– проект программы государственных внешних заимствований на очередной финансовый год;

– проекты программ государственных (муниципальных) гарантий на очередной финансовый год;

– проект программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год;

– оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;

– проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;

– иные документы и материалы.

В течение суток со дня внесения проекта федерального бюджета в Государственную Думу Совет Государственной Думы направляет его в комитет Государственной Думы по бюджету для подготовки заключения о соответствии представленных документов установленным требованиям.

Проект федерального бюджета, внесенный с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ, направляется Советом Государственной Думы в Совет Федерации, а также в Счетную палату РФ на заключение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: