Теория абсолютных преимуществ

В период перехода ведущих стран к крупному машинному произ­водству Адам Смит (Adam Smith) снова поставил вопрос о рациональ­ной международной торговле. В своей знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), посвященной критике меркантилизма, он предположил, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке, а также попытался определить, какие именно товары выгодно экспортировать, а какие — импортировать. В литературе его подход получил название принципа (или модели) абсолютного преимущества (absolute advantage). А. Смит выделял некоторые общие принципы, которые считал характерными для деятельности разумно хозяйствующего субъекта, и переносил их на внешнюю торговлю.

«Основное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять дома такие предметы, изготов­ление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне. Портной не пробует сам шить себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник; не пробует сам шить себе одежду, а прибегает к услугам портного. Фермер не пробует ни того, ни другого, а пользуется услу­гами обоих этих ремесленников. Все они находят более выгодным для себя затрачивать весь свой труд в той области, в которой они обладают некоторым преимуществом перед своими соседями, и все необходимое им покупать в обмен на часть продукта или, что то же самое, на цену части продукта своего труда.

То, что представляется разумным в образе действий любой частной семьи, вряд ли. может оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготов­лять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть про­дукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом»*.

* Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: Кн IV «О системах политической экономии». — М.: Соцэкгиз, 1935. С. 32-33.

Идея А. Смита может быть выражена в простой модели. Однако поскольку любая модель абстрактна, необходимо ввести некоторые условия, при которых она может быть использована для анализа:

Условие 1. В мире существуют только две страны.

Условие 2. В странах производятся только два товара.

Условие 3. Торговля товарами между странами осуществляется без каких-либо ограничений.

Условие 4. Международная торговля сбалансирована (импорт опла­чивается экспортом).

Условие 5. Факторы производства не перемещаются между странами.

Условие 6. Только труд влияет на производительность и цену товара.

Условие 7. Соотношение между трудом и выходом продукции постоянно (эффект масштаба).

Условие 8. Факторы производства абсолютно мобильны между отраслями.

Условие 9. В обеих странах и в обеих отраслях имеет место совер­шенная конкуренция.

Рассмотрим модель абсолютного преимущества.

Таблица 1.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: