Экспортный контроль

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по созданию системы экспортного контроля в России» от 11 апреля 1992 г. № 338 для проведения единой государственной политики, координации работ по экспортному контролю предписы­валось образовать при Правительстве Российской Федерации Меж­ведомственную комиссию по экспортному контролю (КЭК России). Функции рабочего органа Межведомственной комиссии возлагались на отдел экспортного контроля комплекса оборонной промышлен­ности и конверсии Минэкономики России.

КЭК России поручалось разработать и представить проект переч­ня сырья, материалов, применяемых при создании вооружения и военной техники, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям, а также списки материалов, оборудования и техноло­гий, имеющих мирное назначение, но пригодных для использова­ния при создании ракетного, ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения, контролируемых при экспорте в соответствии с международными обязательствами Российской Фе­дерации по нераспространению оружия массового уничтожения.

Одновременно Министерству иностранных дел Российской Фе­дерации совместно с КЭК России поручалось провести переговоры с правительствами Содружества Независимых Государств по координации на многосторонней основе работ по экспортному контро­лю в целях нераспространения оружия массового уничтожения, а также принять участие в работе международных организаций по подготовке международных гармонизированных контрольных списков материалов, оборудования и технологий, которые имеют мирное на­значение, но могут быть использованы пря создании оружия массо­вого уничтожения.

В целях усиления валютного и экспортного контроля в России 24 сентября 1993 г. был подписан Указ Президента Российской Фе­дерации № 1444 «О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю», в котором определены статус Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю как цент­рального органа федеральной исполнительной власти по реализации функций Совета Министров — Правительства Российской Федера­ции по валютному и экспортному контролю, а также ее основные задачи и порядок взаимодействия с другими государственными учреждениями и организациями. Постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 30 августа 1994 г. № 1005 функции рабочего органа КЭК России были возложены на Управление экспортного контроля Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю.

По инициативе ряда оборонных предприятий в России и при под­держке Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю, МИД и МВЭС России в августе 1994 г. создан Центр по проблемам экспортного контроля, одной из основных задач которого является работа с российскими экспортерами продукции и техноло­гий двойного применения. Центр по проблемам экспортного контроля — некоммерческая и негосударственная организация. Его деятельность направлена на оказание информационной, учебной и консалтинговой помощи российским предприятиям — экспортерам товаров, технологий и услуг двойного применения в сфере экспорт­ного контроля.

В 1994 г. процесс создания в Российской Федерации современной системы экспортного контроля был завершен.

В сфере международных контрольных режимов Россия следует их рекомендациям в своей внешнеэкономической деятельности.

В настоящее время она является официальным членом группы ядер­ных поставщиков, многостороннего режима контроля за ракетными технологиями и Вассенаарских договоренностей.

В настоящее время деятельность российской системы экспортного контроля направлена на реализацию следующих режимов контроля за экспортом товаров и услуг:

· контроль за экспортом из Российской Федерации оборудова­ния и материалов двойного применения и соответствующих технологий, используемых в ядерных целях («Лондонский клуб ядерных поставщиков»). Нормативной основой для контроля является распоряжение Президента Российской Федерации от 11 января 1993 г. № 827-рп; порядок контроля определен поста­новлением Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. № 68.

Гарантии импортера должны обеспечить использование предмета контракта или любых воспроизведенных его копий в заявленных целях, не связанных с любой деятельностью по созданию ядерных взрывных устройств или деятельностью по созданию ядерного топ­ливного цикла, не находящихся под гарантиями МАГАТЭ, а также возможность реэкспорта только при получении письменного разре­шения экспортера, согласованного в обязательном порядке с КЭК России;

· контроль за экспортом из Российской Федерации оборудова­ния, материалов и технологий, применяющихся при создании ра­кетного оружия, (режим контроля за ракетными технологиями — РКРТ). Нормативной основой для контроля является распоряже­ние Президента Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 193-рп, порядок контроля определен постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 19 ноября 1993 г. № 1178. Контрольный список содержит две категория объектов для контроля:

категория I — законченные ракетные системы, оборудование и технологии, наиболее значимые для создания ракетного оружия, экс­порт которых, как правило, запрещен;

категория II — объекты, экспорт которых осуществляется по лицензиям.

При заключении контракта обязательным является наличие в его тексте информации о цели использования, конечном пользователе, обязательствах (гарантиях) импортера. Гарантии импортера должны обеспечивать использование предмета контракта только в заявленных целях, не связанных с производством оружия массового уничтожения, и осуществление копирования, видоизменения модернизации или реэкспорта только на основании разрешения экспортера, согласо­ванного в обязательном порядке с КЭК России;

· контроль за экспортомиз России возбудителей заболеваний человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсичного оружия («Австралийская группа: биологическое оружие»). Нормативной основой для контроля является распоряжение Президента Российской Федерации от 4 июня 1994 г. № 298-рп; порядок контроля определен поста­новлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. №1098;

· контроль за экспортом из России химикатов и технологий, ко­торые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании химического оружия («Австралийская группа: химическое оружие», «Женевская конвенция»). Нормативной основой для контроля является распоряжение Президента Рос­сийской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 621-рп; порядок контроля определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 50.

Гарантии импортера должны обеспечивать использование пред' мета контракта только в заявленных целях, не связанных с произ­водством химического оружия, реэкспорт или передачу только при получении письменного разрешения экспортера, согласованного в обязательном порядке с КЭК России;

· контроль за экспортом из Российской Федерации отдельных видов сырья, материалов, оборудования и технологий, которые могут быть применены при создании вооружения и военной тех­ники («ПостКОКОМ» или Вассенаарские договоренности). Нор­мативной основой для контроля является распоряжение Прези­дента Российской Федерации от 11 февраля 1994 г. № 74-рп;

порядок контроля определен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1994 г. № 197.

Гарантии импортера должны обеспечивать использование пред­мета контракта только в заявленных целях, не связанных прямо или косвенно с производством вооружения и военной техники, возмож­ность реэкспорта или передачи третьим лицам только при получении письменного разрешения экспортера, согласованного в обязательном порядке с КЭК России, а также право экспортера на осуществление проверок использования экспортируемого товара или услуг в соот­ветствии с заявленными целями. Гарантии должны быть оформлены импортером в виде международного (национального) импортного сертификата.

Литература

1. Герчикова И. Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. — М., 1990

2. Дейян А. Реклама, — М., 1993.

3. Дэниелс Дж.Д., РадебаЛи X. Международный бизнес. — М.,1994.

4. Журавлев Ю.М. Страхование во внешнеэкономических связях. — М.: Анкил, 1993.

5. Крылов В.И. Мировой рынок информации/Международный биз­нес России. 1996. № 3.

6. Наймушин А.Д. Основы организации рекламы. — М., 1992.

7. Основы внешнеэкономических знаний. — М.: Междунар. отно­шения, 1990.

8. Рожков И.Я. Международное рекламное дело. — М., 1994.

9. Сэндидж Ч. и др. Реклама: теория и практика. — М., 1989.

10. HANDBOOK of International Trade and Development Statistics, 1996/7. Geneva, 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: