Международная торговля услугами

Наряду с международной торговлей товарами (в вещественном понимании этого слова) широко развита и торговля услугами. Меж­дународная торговля товарами и торговля услугами тесно связаны между собой. При поставках за рубеж товаров оказывается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой това­ров. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, включаются в экспорт и импорт товаров. В то же время международ­ная торговля услугами имеет некоторые особенности по сравнению с традиционной товарной торговлей.

Основное отличие состоит в том, что услуги обычно не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее, например: в виде магнитных носителей для компьютерных программ, различной документации, отпечатанной на бумаге и др. Однако с развитием и распространением Internet существенно снижается необходимость ис­пользования для услуг материальной оболочки.

Услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим зачастую требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране произ­водства услуг. Выделяется четыре способа международной торговли услугами.

1. Трансграничная торговля (cross-border trade), т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, се пересекает только услуга. Такой способ продажи услуг значительно приближен к продаже товаров в международной торговле, например предоставление юридических консультаций из-за границы по теле­фону (или факсу) либо участие в корреспондентской обучающей программе зарубежного учебного заведения.

2. Потребление за границей (consumption abroad), т.е. ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны. В этом случае различие по сравнению с торговлей товарами состоит в том, что услуга и продавец услуги не перемещаются через границу, ее пересекает потребитель услуги, на­пример выезд за границу на учебу или для лечения.

3. Торговое присутствие в стране предоставления услуги (commercial presence, либо — right of establishment), т.е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, нахо­дясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не пе­ремещаются.

4. Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу (presence of natural persons providing services), т.е. ситуация, когда услуга за­ключена непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель, например приезд из-за границы иностранного архитектора или иностранного персонала заграничного банка, открывающего свое представитель­ство в данной стране.

Услуги очень разнообразны, а сфера их применения расширяется с каждым годом. Одним из показателей развития страны является роль, которую играет сфера услуг в национальной экономике. В табл. 9.1 и 9.2 приведены данные об объемах международной торговли услу­гами в 1980—1996 гг. и об основных экспортерах и импортерах услуг в 1996г.

Таблица 9.1

Международная торговля услугами (млн. дол.) *

    Год
                 
Всего                  
Развитые страны                  
Развивающиеся страны             1.93928    
Страны Восточной Европы                  

* Источник: HANDBOOK of International Trade and Development Statistics, 1996/7. Geneva, 1999.

Таблица 9.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: