Россия | США | Япония | |
Высшее профессиональное образование | 18,5% | 33% | 31% |
3. Численность специалистов, выполняющих научные исследования и разработки, в России сократилась с 1992-го до 1998 г. с 984,7 тыс. до 640,7 тыс. человек... В расходах на науку в России преобладает заработная плата: 67,1 % - в академической, 45 % - в отраслевой. Доля средств, направляемых на приобретение научного оборудования, снизилась с 20 % в 1990 г. до 1,2 % - в 1995 году. Общие расходы на науку на человека в год составили: в России - 40,4 долл.; Японии - 600,4 долл.; США – 659 долл.
4. По данным ежегодного доклада программы развития ООН в 1994 г. среди 173 стран, для которых был рассчитан «индекс человеческого развития», Россия занимала 37-е место (1чр=862), в основном за счет сохраняющегося высокого образования. Для сравнения данный индекс для Японии равен 983, для США, Канады, Швейцарии, Швеции - 976[17]. Россия отстала по этому сводному показателю от Южной Кореи, Чехии, Эстонии.
Еще ниже показатели конкурентоспособности. По производству ВНП на душу населения Россия находилась в 1994 г. на 58-м месте (после Маврикия), по уровню производительности труда - на 70-м месте (после Болгарии). Повернуть развитие к улучшению можно только через мобилизацию человеческого потенциала, через резкое увеличение инвестиций в человеческий капитал, повышение качества общего и профессионального образования.
|
|
Одним из первых в экономической науке обосновал вклад образования в повышение эффективности национальной экономики, американский экономист, лауреат Нобелевской премии Т. Шульц его расчету рост национального дохода страны прямо зависит от вложений в развитие человеческого капитала.
Gv = k ´ fK + GLSL
где Gv - темпы роста национального дохода;
K - коэффициент капиталоемкости;
fК - предельная производительность капитала;
GL - темпы прироста рабочей силы;
SL - доля труда в национальном доходе;
Если капиталоемкость дифференцировать на вложения в вещественный и человеческий капитал, то уравнение принимает следующий вид:
GV =(I/v) ´ rm +(In/v) ´ rn + GLSL,
где Im - инвестиции в вещественный капитал;
In - инвестиции в человеческий капитал;
V - национальный доход;
rm - норма эффективности вещественного капитала;
rn – норма эффективности человеческого капитала.
Россия инвестирует в человеческий капитал на порядок меньше средств, чем развитые страны (табл. 23.1). При такой инвестиционной политике подрывается главный ресурс и определяющий фактор экономического развития - качество труда и человеческого капитала.
Таблица 23.1
Инвестиции в человеческий капитал
Страны мира | Производительность труда, ВВП (долл.)/душу населения | Инвестиции | |||||
в капитал здоровья | в образование | в науку | |||||
% к ВВП | долл. на челов. | % к ВВП | долл. на челов. | % к ВВП | долл. на челов. | ||
США | 14,1 | 3426,6 | 7,6 | 1847,0 | 2,1 | 510,3 | |
Япония | 1481,2 | 1481,2 | 4,7 | 953,6 | 3,1 | 629,0 | |
Германия | 8,6 | 1591,4 | 4,1 | 758,7 | 2,9 | 536,6 | |
Франция | 9,8 | 1844,6 | 5,7 | 1072,8 | 2,4 | 451,7 | |
Великобритания | 7,1 | 1202,7 | 5,1 | 863,9 | 1,7 | 288,0 | |
Россия | 3,2 | 158,4 | 4,5 | 222,7 | 0,5 | 24,75 |
|
|