Возникновение и развитие феодализма. Кризис философско-этической концепции политико-правовой мысли и формирование религиозной (христианской) концепции в Западной Европе. Проблемы государства и права в религиозном мировоззрении. Теократическая теория права и государства. Правовые идеи средневековой схоластики. Учение отцов церкви.
Христианская политическая мысль. Проблемы государства и права в идеологии средневековых ересей. Критика теократических теорий, формирование концепций демократического политического строя.
Учение Фомы Аквинского о праве и государстве. Учение о трех элементах государственной власти, четырех видах законов и их соподчиненности. Право народа на оказание сопротивления верховной власти. Условия, необходимые для реализации этого права. Учение о формах правления.
Учение Марсилия Падуанского о праве и государстве. Концепция народного суверенитета и «избирательной» монархии. Взаимоотношение государства и церкви. Разграничение сферы распространения светских и религиозных законов. Влияние географических и климатических условий на форму правления государства.
|
|
Формирование различных направлений юридической мысли в Западной Европе в эпоху средних веков. Вклад средневековых юристов в развитие юридической науки, в систематизацию действующего права и в процесс рецепции римского права в странах Западной Европы. Легистские концепции права и государства (глоссаторы, представители гуманистической школы в юриспруденции).
Естественно-правовые учения средневековых юристов о справедливом законе (представители Павийской школы, постглоссаторы). Правовое сознание средневекового общества.
Тема 6. Политические и правовые учения в странах Арабского Востока в период средних веков
Особенности политико-правовых представлений в странах Арабского Востока. Факторы, обусловившие содержание доктринальных основ и программные положения политических и правовых учений.
Политико-правовая доктрина ислама и ее интерпретация в различных школах и течениях. Политическая доктрина ислама: суннизм и шиизм.
Модель идеального государства в трудах арабских философов. Проект идеального общества (города-государства) Аль-Фараби. Концепция «двух истин» Ибн Рушда. «Большая история» Ибн-Хальдуна.