Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса.
Они могут проходить в различных формах: собеседование, организация «Круглого стола», использование системы докладов и творческих дискуссий. На семинарских занятиях обязательно следует использовать новейшие материалы из официальных государственных изданий средств массовой информации, решая правовые задачи, использовать компьютерные программы и др.
Как правило, семинары проводятся в следующих видах:
1. Развернутая беседа – обсуждение (дискуссия), основанное на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, всей аудитории или определенным участникам обсуждения предлагаются дополнительные вопросы.
2. Устные доклады с последующим их обсуждением.
|
|
3. Обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара; написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.
Примерный план проведения семинарского занятия.
а) Вступительное слово преподавателя – 3–5 мин.
б) Рассмотрение каждого вопроса темы – 15–20 мин.
в) Заключительное слово преподавателя – 5–10 мин.
г) Домашнее задание (к каждому семинару).
д) Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
е) По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5–10 мин), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин).
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
С целью проверки знаний студентов преподаватель периодически проводит 10–15 мин. письменные контрольные работы. Они проводятся, как правило, по вопросам изучаемой на семинаре темы и студенты о них заранее не предупреждаются. Результаты контрольных работ учитываются в журнале успеваемости. По итогам изучения крупных разделов программы обязательно проводится контроль в форме письменных контрольных работ по всем темам раздела с обязательной их оценкой, оценка контроля обязательно учитывается при проведении зачета по итогам курса.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ