Ситуация: как учесть расходы по уплате государственной пошлины за выдачу лицензии на отдельные виды деятельности, а также расходы, связанные с приобретением данной лицензии

В соответствии с российским законодательством для осуществления определенных видов деятельности необходимо получение лицензии. Большинство лицензий предоставляются организациям бессрочно на основании ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в соответствии с положениями других нормативных актов. Исключение составляют некоторые виды деятельности, подлежащие лицензированию на основании отдельных федеральных законов. Например, лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предоставляется на срок не более пяти лет (п. 17 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").

Примечание

До 3 ноября 2011 г. в соответствии со ст. 8 ранее действовавшего Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензии по общему правилу предоставлялись на определенный срок, но не менее пяти лет.

Таким образом, действие лицензии, как правило, приходится на несколько отчетных (налоговых) периодов. В связи с этим возникает вопрос: каким образом учесть в расходах сумму уплаченной государственной пошлины? Надо ли распределять ее между указанными периодами или можно списать единовременно?

Из абз. 2, 3 п. 1 ст. 272 НК РФ следует, что их положения касаются учета расходов, которые возникают только из гражданско-правовых обязательств (сделок). Выдача лицензии к таковым не относится. С этим соглашаются и финансовое ведомство, и арбитражные суды (Письмо Минфина России от 15.10.2008 N 03-03-05/132, Постановления ФАС Центрального округа от 15.02.2012 N А35-1939/2010, ФАС Московского округа от 20.12.2011 N А41-2253/11).

Кроме того, государственная пошлина является федеральным сбором (п. 2 ст. 8, п. 10 ст. 13 НК РФ). Следовательно, по нашему мнению, сумму государственной пошлины за получение лицензии вы вправе учесть единовременно на дату начисления в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, независимо от срока действия лицензии (пп. 1 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Данную точку зрения подтверждают контролирующие органы и арбитражные суды (Письма Минфина России от 12.04.2013 N 03-03-06/1/12248, от 12.08.2011 N 03-03-06/1/481, ФНС России от 28.12.2011 N ЕД-4-3/22400, Постановления ФАС Центрального округа от 15.02.2012 N А35-1939/2010, ФАС Московского округа от 20.12.2011 N А41-2253/11).

Примечание

Заметим, что ранее в некоторых письмах финансовое ведомство указывало, что сумму государственной пошлины за выдачу срочной лицензии организации нужно списывать равномерно в течение срока ее действия (Письмо Минфина России от 16.08.2007 N 03-03-06/1/569).

Отметим, что при получении лицензии у вас могут возникнуть дополнительные расходы, например на проведение экспертизы, необходимой в силу закона для получения лицензии. По мнению Минфина России, они относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ. Учесть их можно по правилам пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ. Такие разъяснения финансовое ведомство дало применительно к порядку учета расходов на экспертизу для получения лицензии на работы, которые связаны с государственной тайной (Письмо Минфина России от 04.10.2013 N 03-03-06/4/41313). Напомним, что допуск к деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется на основании лицензии, срок действия которой не может быть более пяти лет (ч. 1 ст. 27 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1, п. 8 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N 333).

К расходам по приобретению лицензии могут относиться также затраты на юридические, консультационные и иные услуги, связанные с получением лицензии.

Контролирующие органы такие затраты позволяют учитывать единовременно как прочие расходы, предусмотренные пп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ. Датой признания указанных расходов в соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ признается либо дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, либо дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода (Письма Минфина России от 12.04.2013 N 03-03-06/1/12248, ФНС России от 28.12.2011 N ЕД-4-3/22400).

Отметим, что приведенные разъяснения даны в отношении видов деятельности, лицензируемых бессрочно, а в этом случае невозможно определить срок, в течение которого расходы могут быть равномерно распределены. Однако, по нашему мнению, они справедливы и для случаев получения срочных лицензий. Это косвенно подтверждается приведенным выше Письмом Минфина России от 04.10.2013 N 03-03-06/4/41313 в отношении расходов на проведение экспертизы для получения лицензии на выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

В то же время до вступления в силу Закона N 99-ФЗ, положениями которого установлено бессрочное лицензирование, вопрос признания данных расходов решался несколько иначе.

По мнению Минфина России, учитывать расходы, связанные с получением лицензии, необходимо было равномерно в течение срока, определенного самим налогоплательщиком в учетной политике (Письмо от 12.08.2011 N 03-03-06/1/481).

Некоторые арбитражные суды считали, что указанные расходы налогоплательщики должны распределять в течение всего срока действия лицензии (Постановления ФАС Поволжского округа от 14.02.2008 N А65-9200/2007, ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2006 N А66-10560/2005).

Вместе с тем встречались судебные решения, признающие правомерным единовременное списание расходов, связанных с лицензированием (Постановления ФАС Московского округа от 12.08.2009 N КА-А40/7313-09, ФАС Западно-Сибирского округа от 07.08.2006 N Ф04-4867/2006(25120-А46-33)).

Таким образом, арбитражная практика свидетельствует о том, что территориальные налоговые органы не позволяли учитывать указанные расходы единовременно.

В заключение отметим, что многие организации, руководствуясь прежней позицией контролирующих органов, затраты, понесенные в связи с лицензированием, включая суммы государственной пошлины, учитывали равномерно в течение срока действия лицензии. Однако с 3 ноября 2011 г. не истекший срок действия лицензий на определенные виды деятельности был изменен на бессрочный (ч. 3 ст. 22 Закона N 99-ФЗ). В то же время на момент изменений по данным налогового учета стоимость указанных затрат не была учтена в расходах полностью. Недосписанную стоимость налогоплательщики вправе единовременно включить в состав прочих расходов (Письма Минфина России от 12.04.2013 N 03-03-06/1/12248, ФНС России от 28.12.2011 N ЕД-4-3/22400).

Подобная ситуация могла возникнуть и в случае отмены лицензирования того или иного вида деятельности. Стоимость затрат, которая не была списана в полном объеме на момент отмены, контролирующие органы также позволяли учесть единовременно (Письма Минфина России от 25.02.2010 N 03-03-06/1/89, ФНС России от 21.01.2010 N 3-2-13/6@).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: