Вклад получен в процессе приватизации

Особый порядок установлен для определения стоимости имущества, которое организация получает в качестве вклада в процессе приватизации. Этот порядок установлен абз. 7 п. 1 ст. 277 НК РФ.

Приватизация государственного и муниципального имущества - это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества (далее - Закон N 178-ФЗ)).

Способами приватизации, в частности, являются преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество <1> или общество с ограниченной ответственностью и внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал открытых акционерных обществ <1> (пп. 1, 1.1, 9 п. 1 ст. 13 Закона N 178-ФЗ).

--------------------------------

<1> Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ внесены изменения в Гражданский кодекс РФ. С 1 сентября 2014 г. организации не создаются в форме ОАО или ЗАО. С указанной даты предусмотрена организационно-правовая форма - акционерное общество (АО) (п. 24 ст. 1, ч. 1, 5 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).

Однако в Закон N 178-ФЗ соответствующие изменения внесены не были.

При этом с 1 сентября 2014 г. действующие нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ в редакции Закона N 99-ФЗ (ч. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).

Порядок определения стоимости имущества (имущественных прав), полученного в качестве вклада в уставный капитал в результате приватизации, определен в абз. 7 п. 1 ст. 277 НК РФ. Стоимость такого имущества (имущественных прав) равна стоимости (остаточной стоимости), определяемой на дату приватизации в соответствии с требованиями к бухгалтерскому учету.

Как видим, указанная норма не конкретизирует, что именно признается стоимостью (остаточной стоимостью), определенной на дату приватизации имущества в соответствии с требованиями к бухгалтерскому учету. Следует ли понимать под этим остаточную стоимость имущества (имущественного права) по данным бухучета передающей стороны на дату передачи? Или же речь идет о том, что стоимость переданного имущества в налоговом учете определяется так же, как и в бухгалтерском учете: по оценке, согласованной учредителями и не превышающей значения независимой оценки такого имущества (абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона N 14-ФЗ, абз. 3 п. 3 ст. 34 Закона N 208-ФЗ, абз. 3 п. 2 ст. 10 Закона N 41-ФЗ, п. 8 ПБУ 5/01, п. 9 ПБУ 6/01, п. 12 ПБУ 19/02, п. 11 ПБУ 14/2007)?

В тех случаях, когда приватизация проводится путем вклада имущества в уставный капитал ОАО <1>, Минфин России склоняется ко второму варианту (Письма от 08.11.2012 N 03-03-06/1/576, от 15.03.2012 N 03-03-06/1/129, от 27.10.2010 N 03-03-06/1/666, от 20.07.2009 N 03-03-06/1/482, от 17.06.2009 N 03-03-06/1/403). Отметим, что такие разъяснения выгодны налогоплательщику, поскольку финансовое ведомство предлагает едва ли не самый удобный способ определения в налоговом учете стоимости имущества, полученного в результате приватизации.

Вместе с тем описанный финансовым ведомством порядок в бухгалтерском учете используется для определения первоначальной стоимости полученного имущества. Статья 277 НК РФ применительно к амортизируемому имуществу говорит о необходимости определения его остаточной стоимости по правилам бухучета.

Однако напомним, что все неустранимые неясности налогового законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). В связи с этим полагаем, что налогоплательщик вправе принимать такое имущество к налоговому учету в порядке, предложенном финансовым ведомством. К этому выводу, например, пришел и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 15.03.2013 N А05-5818/2012.

Сказанное выше не относится к тем случаям, когда приватизация имущества осуществляется путем преобразования ГУП (МУП) в хозяйственное общество. Ведь такие предприятия ведут бухгалтерский учет имущества, которое принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (см., например, п. 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н). Следовательно, в бухгалтерском учете реорганизуемой организации есть все необходимые данные об остаточной стоимости амортизируемого имущества.

Таким образом, хозяйственное общество примет указанное имущество к налоговому учету по стоимости, которая соответствует его остаточной стоимости в бухучете ГУП (МУП). Этот вывод подтвердил и Минфин России в Письме от 07.10.2009 N 03-03-06/1/654. Полагаем, что в расчет следует брать остаточную стоимость имущества по состоянию на день, предшествующий дню внесения в ЕГРЮЛ записей о создании общества и о прекращении деятельности ГУП (МУП). Ведь именно в этот день реорганизуемое унитарное предприятие составляет заключительную бухгалтерскую отчетность (п. 9 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н).

Отметим, что иногда перед приватизацией на предприятии проводят переоценку основных средств. В этих случаях стоимость имущества определяется с учетом переоценки. При этом переоценка должна быть проведена в соответствии с правилами бухгалтерского учета (Письма Минфина России от 12.10.2012 N 03-03-06/1/546, от 07.10.2009 N 03-03-06/1/654, от 07.03.2008 N 03-03-05/22).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: