Проблема единства научного знания

Не все науки возникли путем "отпочкования" от философии, некоторые из них, такие как математика, медицина, астрономия, формировались из мифологического сознания параллельно философии и во взаимодействии с ней. Указанные формы знания превратились в науки также через общий механизм выработки универсальных понятий; роль становящейся философии в возникновении данных наук состоит в методологической рефлексии их основ и предпосылок, определении общего "объема" универсума, подлежащего исследованию.

С возникновением наук запускаются процессы их дифференциации и интеграции. Онтологическое основание тенденции к дифференциации научного знания составляют неисчерпаемость реальности, бесконечное разнообразие явлений действительности, несхожесть и специфика различных сфер и их неизбежная отграниченность друг от друга. Объективную основу интеграции знания составляют единство мира, принципиальная общность свойств всех его уровней и законов. Единство - это характеристика взаимоотношений элементов системы, отражающая их взаимопроникновение и взаимодополнение, бытие одного через другое и одного в другом. Единство научного знания доказывалось длительным развитием наук, когда для решения новых проблем и исследования новых объектов из одной или нескольких дисциплин возникали новые науки, сохраняя связь между собой и своими "прародителями".

В настоящее время можно выделить следующие основные направления научного знания: естествознание, обществознание, техническое знание. Естествознание - это знание о природе, натуральных законах развития. Одним из необходимых условий существования и получения такого знания является возможность его эмпирической опытной проверки. Обществознание - знание о различных видах и формах жизни общества и человека как мыслящего существа. Этот вид знания иногда называют гуманитарным. Техническое знание - знание о системе и законах развития искусственной среды, "второй природы", созданной человеком. Можно различать также науки фундаментальные и прикладные. Дифференциацию научного знания можно определять по следующим параметрам:

1. По предмету исследования. Предметом естествознания является объективный мир без субъективного воздействия человека; предметом обществознания выступает общество и человек в их объективно-субъективном измерении; предметом технического знания выступает искусственный мир "второй природы".

2. По объекту исследования. Естественные науки изучают вещи, предметы, их отношения и состояния, то есть - объекты материального мира; обществознание имеет дело не с материальными предметами и их свойствами, а с людьми и их отношениями. Объект социального исследования - тесное переплетение материального и идеального, объективного и субъективного, духовной и практической деятельности человека. Объект техникознания - предметы, созданные человеком и развивающиеся во взаимодействии с ним.

3. По отношению к субъективному фактору. Естествознание рассматривает мир вне контекста морали, свободного выбора и ответственности за действия, этический момент может присутствовать лишь в деятельности ученого. Обществознание исследует роль свободного выбора в становлении человека, занимается анализом ценностных систем и нравственных принципов. В нем происходит оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого. Техникознание также учитывает роль субъективного фактора.

4. По рефлексивности. Природа монологична, она являет себя через человека молча, без речевой артикуляции. В обществе возникает диалог личностей, текстов, культур. Техника выступает как вариант диалога человека с природой и самим собой.

5. По методам исследования. В естествознании и техникознании используются преимущественно количественные методы. В обществознании объект исследования анализируется преимущественно со стороны качества.

Таким образом, можно отметить, что техникознание в значительной степени интегрировано в естествознание и общественные науки.

Структура естествознания является отражением логики природы. Выделяются физические, химические, биологические, геологические, космологические и иные научные знания. Каждая из наук формирует свою картину мира; для создания общей картины мира необходим анализ оснований каждой науки со стороны философии. В качестве общеметодологических могут выступать также такие направления знания, как математика, синергетика, кибернетика. Возможность существования всеобщего и общеметодологического знания является одной из характеристик единства научного знания. Единство научного знания также проявляется в наличии общей универсально-понятийной формы его существования, общих принципов строения знания, использовании в различных науках общих (всеобщих) методов познания и общих философских и метанаучных категорий, тенденциях интеграции наук и возникновении в поле их границ новых научных дисциплин, а также в возникновении комплексных отраслей научно-технической деятельности. Примерами интеграции научного знания могут послужить математизация экономики, психологии, возникновение социобиологии, социальной экологии и других ""современных" наук.

Возможно выделить следующие основные направления интеграции научного знания на современном этапе. 1. Перенос идей и представлений из одной области знания в другую. 2. Эффективное использование понятийно-концептуального аппарата, методов и иных познавательных средств одних областей науки другими. 3. Формирование комплексных, междисциплинарных проблем и направлений исследований. Особую разновидность комплексных проблем представляют собой глобальные проблемы. 4. Формирование новых научных дисциплин "пограничного" типа на стыках известных ранее областей знания. 5. Сближение наук, различающихся своими предметными областями, усиление взаимосвязи и взаимодействия естественных, общественных и технических наук. 6.Сближение научных дисциплин различных типов - фундаментальных и прикладных, эмпирических и теоретических, высокоформализованных и описательных и др. 7. Универсализация средств языка науки. 8.Выработка региональных и общенаучных форм и средств познания. 9. Усиление взаимодействия между философией и нефилософским (частнонаучным) знанием, увеличение разнообразия каналов и форм связи между ними. 10.Усиление интегративной роли философии.

Таким образом, развитие и диффернециация современной науки сопровождаются интеграцией ее различных направлений и отраслей, воспроизводством единого научного знания. Наука развивается как особая специфическая форма познания мира.

Литература

1. Вебер М. Наука как призвание и профессия. // Самосознание европейской культуры XX века. М.,1990.

2. Гайденко П.П. Эволюция понятия наука. М., 1980.

3. Григорьев В.И. Наука в контексте культуры. М., 1981.

4. Келле В.Ж. Наука как феномен культуры //Наука и культура. М., 1984.

5. Поппер К. Логика и рост научного знания. М. 1983.

6. Петров М.К. Символ, знак, культура. М., 1992.

7. Петров М.К. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность. М., 1995.

8. Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы. М., 1957.

9. Хайдеггер М. Наука и осмысление//Время и бытие. М., 1993.

10.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1994. С.101-113.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: