Методология. 1. Общие понятия о методе и методологии научного познания

1. Общие понятия о методе и методологии научного познания.

2. Общенаучные методы познания, общие для эмпирического и теоретического уровней.

3. Формы научного познания.

1. Процесс научного познания в самом общем виде представляет собой решение различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности. Решение проблемы достигает­ся путем использования особых приемов (методов), позволяю­щих перейти от того, что уже известно, к новому познанию. По­этому метод и называют душой познания.

Метод познания - это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Мыслители всех времен высоко ценили значение методов научного познания. Ф.Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он от­мечал, что даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит по бездорожью.

Методология - учение о научном методе познания, а также совокупность методов, применяемых в какой-либо области. По отношению к философии методология есть не только учение о философском методе, о методологических функциях филосо­фии, но и сам всеобщий (универсальный) метод. В связи со зна­чительным ростом числа методов познания в науке последних десятилетий различают:

- частные (частнонаучные) методы, которые применяются в границах одной науки;

- общие (общенаучные) методы, которые применяются почти всеми науками;

- всеобщие (философские) методы, которые применяются во всех областях исследования и на всех этапах познавательного процесса.

Всеобщие, общие и частные методы находятся в диалек­тическом единстве. Каждый из них выполняет специфическую роль в познании, вместе с тем они дополняют друг друга, рас­крывают свою суть через отношение к другому.

К всеобщим (общефилософским) методам относятся ме­тоды диалектической логики. Сознательное применение диа­лектики, ее законов и категорий как методологических принци­пов выявляет в каждой науке всеобщие принципы и дает знания о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Материалистическая диалектика - это всеобщий метод позна­ния.

Общие методы, как и диалектика, тоже могут быть ис­пользованы на всех уровнях познания и всеми науками при ис­следовании любой предметной области. К общим методам отно­сят наблюдение, эксперимент, моделирование и т.д.

Частные методы — это методы той или иной конкретной науки. Например, сравнительный анализ в языкознании, метод электронной микроскопии, описательные методы в географии и т.п.

2. Рассмотрим более подробно общенаучные методы, присущие эмпирическому уровню познания.

Наблюдение - это преднамеренное и целесообразное вос­приятие, обусловленное задачей деятельности. Наблюдение как метод познания действительности широко применяется в астро­номии, вулканологии, этологии, социологии и т.п. Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования, фор­мирующейся на базе установленных фактов, принятых концеп­ций. Наблюдение обычно складывается из следующих процес­сов: определение задачи и цели; выбор объекта наблюдения; вы­бор способа наблюдения; выбор способа регистрации наблюде­ний; обработка и интерпретация полученной информации.

Наблюдение может быть открытым и скрытым, полевым и лабораторным, случайным и систематическим, сплошным и вы­борочным и т.д. В психологии в качестве метода исследования используется самонаблюдение (интроспекция), являющееся ча­стным случаем наблюдения. Но возможны ошибки наблюдения в силу разных причин: в силу иллюзий зрения (например, ложка, опущенная в стакан с водой, кажется сломанной); вследствие предвзятых склонностей, ошибочных установок и других субъ­ективных факторов. В науке ценны объективные данные, поэтому возрастает удельный вес косвенных наблюдений. Так, при изменении атмосферного давления предполагают прямую про­порциональную зависимость между величиной давления и высо­той столбика ртути в барометре.

Наблюдение обеспечивает науку той эмпирической ин­формацией, которая необходима как для постановки новых про­блем и выдвижения гипотез, так и для последующей их провер­ки.

Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых условиях исследуются явления действительно­сти, он значительно сложнее наблюдения. Для проведения экс­перимента нужны особые контролируемые средства воздействия на объект, которые помогли бы выявить скрытые его (объекта) свойства и связи. Эксперимент необходим для проверки сущест­вующих гипотез и теорий, формирования новых теорий и гипо­тез. По характеру исследуемого объекта различают физические, биологические, социологические и т.п. эксперименты, по цели - проверочные, поисковые, по методу и результату качествен­ные и количественные. Выделяют также полевой (в естествен­ных условиях) и лабораторный эксперименты.

Особый интерес вызывает мысленный эксперимент. Он не является обычным теоретическим, рассуждением, а отличается от чисто логического рассуждения тем, что не протекает в одних только понятиях. В ходе мысленного эксперимента в познава­тельном процессе участвует конкретный чувственный образ (идеальный газ, абсолютно твердое тело и т.д.), выполняющий роль модели и представляющий идеальный объект. Идеальному объекту свойственна наглядность. Эта черта отличает идеальный объект от понятия, но это не природная наглядность, а вторич­ная, результат возвращения процесса познания в сферу абсо­лютного мышления. Мысленный эксперимент - не результат практики, и все знания, полученные таким путем, подлежат про­верке на практике (например, в реальном эксперименте).

Для эмпирического уровня познания также характерны такие методы, как измерение и сравнение.

Измерение - познавательная процедура, заключающаяся в определении отношения измеряемой величины к величине, при­нимаемой за единицу измерения. Результатом измерения является число, которое выражает это отношение. Полученную путем измерения информацию называют метрической.

Современную науку невозможно представить без проце­дуры измерения, выступающего универсальным средством ко­личественного исследования явлений действительности. Приня­то различать два типа измерения - прямое и косвенное. По мере усложнения экспериментальных средств роль измерения возрастает.

Сравнение — это познавательная операция, заключающаяся в сопоставлении одного объекта с другим с целью выявления сходства или различия. С помощью сравнения выявляются ка­чественные и количественные характеристики предметов. В том или ином виде сравнение содержится практически во всех актах познавательной деятельности. Недаром говорят, что все позна­ется в сравнении. Познавательная ценность сравнения заключа­ется не в установлении отношений тождества и различия между сравниваемыми объектами, а в характеристике одного из объек­тов относительно другого. Но сравнение не состоит лишь в про­стой констатации фактов сходства и различия. «Одно дело, - писал И.Кант, - различать вещи и совсем другое дело - позна­вать различие между вещами. Последнее возможно только по­средством суждения и недоступно никакому неразумному жи­вотному»*.

В некоторых науках использование метода сравнения оп­ределяет характер всей научной дисциплины. Например, сравни­тельная анатомия, которая занимается сравнительным изучени­ем органов и их систем у животных различных групп. Столь же большую роль играет этот метод в таких науках, как сравни­тельная эмбриология, сравнительно-историческое языкознание.

Обобщение - это процедура перехода на более высокий уровень абстракции путем выявления в некоторой предметной области общих свойств, отношений, тенденций развития.

Научное исследование всегда ориентировано на поиск за­кономерностей, а они устанавливаются как итог обобщений на материале наблюдений, экспериментов и других данных. С обобщением тесно связаны многие методы научного познания: сравнение, аналогия, индукция, абстракция, моделирование.

Общенаучные методы, присущие теоретическому уров­ню познания.

Формализация — это метод изучения какой-либо предмет­ной области посредством отображения содержания в знаковой форме на основе искусственных языков (символов). В зависимо­сти от характера знаковых средств различают формализацию в узком смысле слова (логическую) и в широком смысле (нелоги­ческую).

Логическая формализация связана с использованием логических исчислений, а нелогическая формализация имеет место, когда используются знаковые системы математики, физи­ки, химии и т.п.

Применение метода формализации в узком смысле опира­ется на понятие о формальных системах, при построении кото­рых стремятся исключить из рассмотрения максимум содержа­тельных элементов. Формальные системы рассматриваются или как абстрактные теории об объектах любой природы, либо как чисто лингвистические теории, где знаки используются как са­мостоятельные объекты.

Формализация связана с трудностями. Полностью могут быть формализованы лишь элементарные теории с простой ло­гической структурой и небольшим количеством понятий. Если же теория сложна, то она не может быть полностью формализо­вана.

Математизация научного познания - это применение ма­тематических методов в научном познании. Все более услож­няющаяся сфера материального производства и различные науч­но-технические программы требуют выполнения все более сложных расчетов, модернизации старых и создания новых ме­тодов. Увеличивается число частных наук, каждая из которых вырастает с совершенно новыми средствами исследования. Рез­ко увеличившийся объем информации требует ее упорядочения внутри каждой науки, раскрытия соотношения между раздель­ными теориями. Возросло количество задач, без использования математических средств вообще неразрешимых. Математизация знания осуществляется путем использования имеющихся в са­мой математике средств решения существующих задач. В современных условиях математизация все больше проявляется в форме компьютеризации.

Аксиоматический метод. Специфика данного метода со­стоит в том, что исходные общие положения имеют форму ут­верждений, истинность которых принимается без доказательств. Аксиоматизация позволяет уточнить используемые понятия и повышать строгость рассуждений. Применение аксиоматическо­го метода в научном познании всегда предполагает в качестве необходимого условия высокий уровень его математизации, применение ЭВМ.

Восхождение от абстрактного к конкретному - это та­кой способ построения теории, который вбирает в себя принци­пы диалектики. Первые представления о методе восхождения дали Гегель, Гете. Дальнейшее развитие метода восхождения и рациональное его применение в качестве метода построения од­ной из наук (политэкономии) связано с именем К.Маркса. При­мером полной реализации данного метода является «Капитал» К.Маркса.

Общенаучные методы познания, общие для эмпириче­ского и теоретического уровней.

Анализ и синтез - это процессы мысленного или фактиче­ского разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Анализ и синтез играют важную роль в позна­вательном процессе и осуществляются на всех его ступенях. Расчленение целого на составные части позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру. Анализ сложного явления на более простые элементы позволяет отделить сущест­венное от несущественного, сложное свести к простому. Формой анализа служит классификация предметов и явлений. В процессе анализа мысль движется от сложного к простому, от случайного к необходимому, от многообразия к тождеству и единству.

Синтез есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Идя от тождественного, существенного к различию и многообразию, он соединяет общее и единичное, единство и многообразие в кон­кретное целое. Синтез дополняет анализ и находится с ним в не­разрывном единстве.

Индукция и дедукция - универсальные, неразрывно свя­занные и обусловливающие друг друга методы диалектического познания. Индукция - метод исследования, суть которого состо­ит в восхождении познания от частных, единичных фактов к обобщениям все более высокого порядка. Различают полную и неполную индукцию. Полная индукция, когда обобщение дела­ется на основе анализа всех объектов данного класса. Но такая индукция возможна только при ограниченном количестве объек­тов, поэтому она имеет узкий спектр приложения. Неполная ин­дукция на основе анализа определенного числа фактов делает общий вывод относительно всего класса объектов. Такую ин­дукцию называют научной, если она реально обосновывает при­чины, закономерности наблюдаемой регулярности.

Дедукция - процесс логического вывода от общего к част­ному. Под дедукцией в широком смысле понимается любой вы­вод вообще, в более специфическом - доказательство или выве­дение утверждения из нескольких других утверждений (посы­лок) на основе законов логики, носящее достоверный характер. Если исходные посылки истинны, то истинно и заключение. К дедуктивным наукам относятся математика, теоретическая ме­ханика.

Моделирование - метод научного познания. Сущность его заключается в воспроизведении свойств, структуры и функций объекта познания на специально подобранной его модели, на его заменителе. Но знания, получаемые на модели, не всегда явля­ются истиной, относящейся к объекту - оригиналу. Эта инфор­мация вероятностна. Модели бывают материальные и идеаль­ные. Примерами материальных моделей могут служить модели самолетов, космических кораблей, судов и т.п. Идеальные моде­ли - это мысленные конструкции, теоретические схемы, которые фиксируются при помощи определенных знаков, рисунков. Осо­бенность модели - это ее сходство с оригиналом, что позволяет переносить знания, полученные при исследовании модели, на сам оригинал. Такой перенос знаний осуществляется в форме аналогии.

Аналогия - это умозаключение, в ходе которого на основе сходства объектов в одних свойствах делается вывод об их свой­стве в других условиях. Аналогия используется для выдвижения гипотез. Но аналогия не гарантирует от ошибок, поэтому полученное таким способом знание является вероятностным знанием.

3. Формы научного познания

Факт - это общенаучная и философская категория, обо­значающая конечные единицы изучаемого предмета, знание о которых должно обладать достоверностью. Факты составляют базис, фундамент науки, поэтому точность, строгая истинность их должна быть наибольшей по сравнению с остальными эле­ментами теории. Факты обладают доказательной силой именно по причине своей объективности и независимости от субъекта и от любых его интерпретаций, всегда оставаясь единством абсо­лютно познанного, гипотетически изучаемого и непознанного. Противоречие фактов и теории, являясь частным случаем проти­воречия между материальным и духовным, служит основой и движущей силой развития познания.

Проблема - это возникающий в ходе развития науки ком­плекс вопросов, решение которых имеет существенный теорети­ческий или практический интерес. Проблема предстает в виде требования к получению новой информации, которая соответст­вует ее предпосылкам, являясь их конкретизацией. Ни одна про­блема в науке не возникает на пустом месте. Она детерминиро­вана предшествующим знанием и господствующими ценностя­ми, установками исследователей.

Гипотеза - это предположение, основывающееся либо на предшествующем знании, либо на новых фактах, но чаще все­го - на том и другом одновременно. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям: учитывать установленные наукой и подтвержденные практикой положения; опираться на все факты, которые имеют непосредственное отношение к ис­следуемому объекту; объяснять неизвестные факты; быть спо­собной предсказывать новые факты; допускать возможность экспериментальной проверки.

Гипотеза является истинной, если предсказанные ею явле­ния наблюдаются опытным путем. Доказанная на практике ги­потеза превращается в теорию.

Теория - это высшая, самая развитая форма научного зна­ния, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности объекта данной теории.

Теория выступает как наиболее сложная и развитая форма научного знания. Другие формы научного знания - законы нау­ки, классификации, объяснительные схемы - генетически могут предшествовать собственно теории, составляя базу ее формиро­вания. Нередко они сосуществуют с теорией и входят в нее в качестве ее элементов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: