1. Общие понятия о методе и методологии научного познания.
2. Общенаучные методы познания, общие для эмпирического и теоретического уровней.
3. Формы научного познания.
1. Процесс научного познания в самом общем виде представляет собой решение различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности. Решение проблемы достигается путем использования особых приемов (методов), позволяющих перейти от того, что уже известно, к новому познанию. Поэтому метод и называют душой познания.
Метод познания - это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Мыслители всех времен высоко ценили значение методов научного познания. Ф.Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он отмечал, что даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит по бездорожью.
Методология - учение о научном методе познания, а также совокупность методов, применяемых в какой-либо области. По отношению к философии методология есть не только учение о философском методе, о методологических функциях философии, но и сам всеобщий (универсальный) метод. В связи со значительным ростом числа методов познания в науке последних десятилетий различают:
|
|
- частные (частнонаучные) методы, которые применяются в границах одной науки;
- общие (общенаучные) методы, которые применяются почти всеми науками;
- всеобщие (философские) методы, которые применяются во всех областях исследования и на всех этапах познавательного процесса.
Всеобщие, общие и частные методы находятся в диалектическом единстве. Каждый из них выполняет специфическую роль в познании, вместе с тем они дополняют друг друга, раскрывают свою суть через отношение к другому.
К всеобщим (общефилософским) методам относятся методы диалектической логики. Сознательное применение диалектики, ее законов и категорий как методологических принципов выявляет в каждой науке всеобщие принципы и дает знания о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Материалистическая диалектика - это всеобщий метод познания.
Общие методы, как и диалектика, тоже могут быть использованы на всех уровнях познания и всеми науками при исследовании любой предметной области. К общим методам относят наблюдение, эксперимент, моделирование и т.д.
Частные методы — это методы той или иной конкретной науки. Например, сравнительный анализ в языкознании, метод электронной микроскопии, описательные методы в географии и т.п.
2. Рассмотрим более подробно общенаучные методы, присущие эмпирическому уровню познания.
|
|
Наблюдение - это преднамеренное и целесообразное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Наблюдение как метод познания действительности широко применяется в астрономии, вулканологии, этологии, социологии и т.п. Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования, формирующейся на базе установленных фактов, принятых концепций. Наблюдение обычно складывается из следующих процессов: определение задачи и цели; выбор объекта наблюдения; выбор способа наблюдения; выбор способа регистрации наблюдений; обработка и интерпретация полученной информации.
Наблюдение может быть открытым и скрытым, полевым и лабораторным, случайным и систематическим, сплошным и выборочным и т.д. В психологии в качестве метода исследования используется самонаблюдение (интроспекция), являющееся частным случаем наблюдения. Но возможны ошибки наблюдения в силу разных причин: в силу иллюзий зрения (например, ложка, опущенная в стакан с водой, кажется сломанной); вследствие предвзятых склонностей, ошибочных установок и других субъективных факторов. В науке ценны объективные данные, поэтому возрастает удельный вес косвенных наблюдений. Так, при изменении атмосферного давления предполагают прямую пропорциональную зависимость между величиной давления и высотой столбика ртути в барометре.
Наблюдение обеспечивает науку той эмпирической информацией, которая необходима как для постановки новых проблем и выдвижения гипотез, так и для последующей их проверки.
Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых условиях исследуются явления действительности, он значительно сложнее наблюдения. Для проведения эксперимента нужны особые контролируемые средства воздействия на объект, которые помогли бы выявить скрытые его (объекта) свойства и связи. Эксперимент необходим для проверки существующих гипотез и теорий, формирования новых теорий и гипотез. По характеру исследуемого объекта различают физические, биологические, социологические и т.п. эксперименты, по цели - проверочные, поисковые, по методу и результату качественные и количественные. Выделяют также полевой (в естественных условиях) и лабораторный эксперименты.
Особый интерес вызывает мысленный эксперимент. Он не является обычным теоретическим, рассуждением, а отличается от чисто логического рассуждения тем, что не протекает в одних только понятиях. В ходе мысленного эксперимента в познавательном процессе участвует конкретный чувственный образ (идеальный газ, абсолютно твердое тело и т.д.), выполняющий роль модели и представляющий идеальный объект. Идеальному объекту свойственна наглядность. Эта черта отличает идеальный объект от понятия, но это не природная наглядность, а вторичная, результат возвращения процесса познания в сферу абсолютного мышления. Мысленный эксперимент - не результат практики, и все знания, полученные таким путем, подлежат проверке на практике (например, в реальном эксперименте).
Для эмпирического уровня познания также характерны такие методы, как измерение и сравнение.
Измерение - познавательная процедура, заключающаяся в определении отношения измеряемой величины к величине, принимаемой за единицу измерения. Результатом измерения является число, которое выражает это отношение. Полученную путем измерения информацию называют метрической.
Современную науку невозможно представить без процедуры измерения, выступающего универсальным средством количественного исследования явлений действительности. Принято различать два типа измерения - прямое и косвенное. По мере усложнения экспериментальных средств роль измерения возрастает.
|
|
Сравнение — это познавательная операция, заключающаяся в сопоставлении одного объекта с другим с целью выявления сходства или различия. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов. В том или ином виде сравнение содержится практически во всех актах познавательной деятельности. Недаром говорят, что все познается в сравнении. Познавательная ценность сравнения заключается не в установлении отношений тождества и различия между сравниваемыми объектами, а в характеристике одного из объектов относительно другого. Но сравнение не состоит лишь в простой констатации фактов сходства и различия. «Одно дело, - писал И.Кант, - различать вещи и совсем другое дело - познавать различие между вещами. Последнее возможно только посредством суждения и недоступно никакому неразумному животному»*.
В некоторых науках использование метода сравнения определяет характер всей научной дисциплины. Например, сравнительная анатомия, которая занимается сравнительным изучением органов и их систем у животных различных групп. Столь же большую роль играет этот метод в таких науках, как сравнительная эмбриология, сравнительно-историческое языкознание.
Обобщение - это процедура перехода на более высокий уровень абстракции путем выявления в некоторой предметной области общих свойств, отношений, тенденций развития.
Научное исследование всегда ориентировано на поиск закономерностей, а они устанавливаются как итог обобщений на материале наблюдений, экспериментов и других данных. С обобщением тесно связаны многие методы научного познания: сравнение, аналогия, индукция, абстракция, моделирование.
Общенаучные методы, присущие теоретическому уровню познания.
Формализация — это метод изучения какой-либо предметной области посредством отображения содержания в знаковой форме на основе искусственных языков (символов). В зависимости от характера знаковых средств различают формализацию в узком смысле слова (логическую) и в широком смысле (нелогическую).
|
|
Логическая формализация связана с использованием логических исчислений, а нелогическая формализация имеет место, когда используются знаковые системы математики, физики, химии и т.п.
Применение метода формализации в узком смысле опирается на понятие о формальных системах, при построении которых стремятся исключить из рассмотрения максимум содержательных элементов. Формальные системы рассматриваются или как абстрактные теории об объектах любой природы, либо как чисто лингвистические теории, где знаки используются как самостоятельные объекты.
Формализация связана с трудностями. Полностью могут быть формализованы лишь элементарные теории с простой логической структурой и небольшим количеством понятий. Если же теория сложна, то она не может быть полностью формализована.
Математизация научного познания - это применение математических методов в научном познании. Все более усложняющаяся сфера материального производства и различные научно-технические программы требуют выполнения все более сложных расчетов, модернизации старых и создания новых методов. Увеличивается число частных наук, каждая из которых вырастает с совершенно новыми средствами исследования. Резко увеличившийся объем информации требует ее упорядочения внутри каждой науки, раскрытия соотношения между раздельными теориями. Возросло количество задач, без использования математических средств вообще неразрешимых. Математизация знания осуществляется путем использования имеющихся в самой математике средств решения существующих задач. В современных условиях математизация все больше проявляется в форме компьютеризации.
Аксиоматический метод. Специфика данного метода состоит в том, что исходные общие положения имеют форму утверждений, истинность которых принимается без доказательств. Аксиоматизация позволяет уточнить используемые понятия и повышать строгость рассуждений. Применение аксиоматического метода в научном познании всегда предполагает в качестве необходимого условия высокий уровень его математизации, применение ЭВМ.
Восхождение от абстрактного к конкретному - это такой способ построения теории, который вбирает в себя принципы диалектики. Первые представления о методе восхождения дали Гегель, Гете. Дальнейшее развитие метода восхождения и рациональное его применение в качестве метода построения одной из наук (политэкономии) связано с именем К.Маркса. Примером полной реализации данного метода является «Капитал» К.Маркса.
Общенаучные методы познания, общие для эмпирического и теоретического уровней.
Анализ и синтез - это процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Анализ и синтез играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях. Расчленение целого на составные части позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру. Анализ сложного явления на более простые элементы позволяет отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому. Формой анализа служит классификация предметов и явлений. В процессе анализа мысль движется от сложного к простому, от случайного к необходимому, от многообразия к тождеству и единству.
Синтез есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Идя от тождественного, существенного к различию и многообразию, он соединяет общее и единичное, единство и многообразие в конкретное целое. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве.
Индукция и дедукция - универсальные, неразрывно связанные и обусловливающие друг друга методы диалектического познания. Индукция - метод исследования, суть которого состоит в восхождении познания от частных, единичных фактов к обобщениям все более высокого порядка. Различают полную и неполную индукцию. Полная индукция, когда обобщение делается на основе анализа всех объектов данного класса. Но такая индукция возможна только при ограниченном количестве объектов, поэтому она имеет узкий спектр приложения. Неполная индукция на основе анализа определенного числа фактов делает общий вывод относительно всего класса объектов. Такую индукцию называют научной, если она реально обосновывает причины, закономерности наблюдаемой регулярности.
Дедукция - процесс логического вывода от общего к частному. Под дедукцией в широком смысле понимается любой вывод вообще, в более специфическом - доказательство или выведение утверждения из нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер. Если исходные посылки истинны, то истинно и заключение. К дедуктивным наукам относятся математика, теоретическая механика.
Моделирование - метод научного познания. Сущность его заключается в воспроизведении свойств, структуры и функций объекта познания на специально подобранной его модели, на его заменителе. Но знания, получаемые на модели, не всегда являются истиной, относящейся к объекту - оригиналу. Эта информация вероятностна. Модели бывают материальные и идеальные. Примерами материальных моделей могут служить модели самолетов, космических кораблей, судов и т.п. Идеальные модели - это мысленные конструкции, теоретические схемы, которые фиксируются при помощи определенных знаков, рисунков. Особенность модели - это ее сходство с оригиналом, что позволяет переносить знания, полученные при исследовании модели, на сам оригинал. Такой перенос знаний осуществляется в форме аналогии.
Аналогия - это умозаключение, в ходе которого на основе сходства объектов в одних свойствах делается вывод об их свойстве в других условиях. Аналогия используется для выдвижения гипотез. Но аналогия не гарантирует от ошибок, поэтому полученное таким способом знание является вероятностным знанием.
3. Формы научного познания
Факт - это общенаучная и философская категория, обозначающая конечные единицы изучаемого предмета, знание о которых должно обладать достоверностью. Факты составляют базис, фундамент науки, поэтому точность, строгая истинность их должна быть наибольшей по сравнению с остальными элементами теории. Факты обладают доказательной силой именно по причине своей объективности и независимости от субъекта и от любых его интерпретаций, всегда оставаясь единством абсолютно познанного, гипотетически изучаемого и непознанного. Противоречие фактов и теории, являясь частным случаем противоречия между материальным и духовным, служит основой и движущей силой развития познания.
Проблема - это возникающий в ходе развития науки комплекс вопросов, решение которых имеет существенный теоретический или практический интерес. Проблема предстает в виде требования к получению новой информации, которая соответствует ее предпосылкам, являясь их конкретизацией. Ни одна проблема в науке не возникает на пустом месте. Она детерминирована предшествующим знанием и господствующими ценностями, установками исследователей.
Гипотеза - это предположение, основывающееся либо на предшествующем знании, либо на новых фактах, но чаще всего - на том и другом одновременно. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям: учитывать установленные наукой и подтвержденные практикой положения; опираться на все факты, которые имеют непосредственное отношение к исследуемому объекту; объяснять неизвестные факты; быть способной предсказывать новые факты; допускать возможность экспериментальной проверки.
Гипотеза является истинной, если предсказанные ею явления наблюдаются опытным путем. Доказанная на практике гипотеза превращается в теорию.
Теория - это высшая, самая развитая форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности объекта данной теории.
Теория выступает как наиболее сложная и развитая форма научного знания. Другие формы научного знания - законы науки, классификации, объяснительные схемы - генетически могут предшествовать собственно теории, составляя базу ее формирования. Нередко они сосуществуют с теорией и входят в нее в качестве ее элементов.