Развитие логики на протяжении столетий осуществлялось в двух мировых центрах зарождения этой науки - в древней Индии и древней Греции. При этом традиции логики складывались в этих странах независимо одна от другой. На основе достижений логики в Индии развивалась логика в Китае, Тибете, Монголии, Корее, Японии, Индонезии. Логика Древней Греции влияла на развитие этой науки в Древнем Риме, Византии, странах Кавказа, арабоязыч-ных странах Ближнего Востока, Западной Европы, России, Украины.
Возрождение и формирование древнеиндийской логики происходило в большом временном интервале на протяжении I тысячелетия до н. э.
Тема 2. Экскурс в историю логики В жреческой среде древнеиндийского родового общества зарождается особый интерес к языку в связи с магической интерпретацией речи. Магический взгляд на имя как на эквивалент именуемого находит свое выражение в мифах о творцах — установителях имен.
Жрецы — брахманы — комментаторы философских сочинений древней Индии, собранных под общим названием «Веды», затрагивали проблемы, касающиеся связей мышления и языка, природы истины, возможностей и границ познания. Логическая проблематика была тесно связана с содержанием философских учений. В VI в. до н. э. как оппозиция тотально религиозному объяснению мира появляются неортодоксальные, то есть не признающие авторитет Вед религиозно-философские учения джайнизма и буддизма. В IV - II вв. до н. э. возникают семь ортодоксальных индуистских философских школ: чарвака, ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта. Зарождение большого числа философских систем, многочисленные диспуты между их сторонниками способствовали развитию логики и теории познания. В процессе обобщения практики философских споров зарождаются элементы логической теории.
|
|
Ранняя буддийская логика (VI в. до н. э. — II в. н. э.) развивалась в рамках риторики. Изу-
Логика
чение правил риторики сочеталось с исследованием логического аспекта речи.
Второй период (III — V вв. н. э.) связан с возникновением и деятельностью логических школ ньяя и вайшешика, которые разрабатывали теорию умозаключений, в первую очередь, умозаключений по аналогии. Именно школа ньяя начала рассматривать логику как самостоятельную науку, но не в виде системы, а в форме кратких афоризмов (сутр). Значительную роль в школе ньяя, особенно на первом этапе развития, играла категория сомнения. Это нашло отражение в ее исходном гносеологическом принципе: из двух контрадикторно противоположных, то есть противоречащих друг другу высказываний (например, «есть душа» и «нет души») одно непременно истинно, а другое — ложно.
|
|
Идея формально-логического преобразования высказываний - превращение (обверсия), обращение (конверсия) и другие интеллектуальные операции с субъектом и предикатом -совершенно чужда индийской логике, так как в ней различается предмет мысли (о чем говорят) и мысли о предмете (что говорится). Рассуждение привязывается к конкретному событию, смысл которого нужно познать. Буддийская логика была создана в контексте оппози-
Тема 2. Экскурс в историю логики ции логике реалистов ньяи-вайшешики, и в этом смысле нельзя признать ее оригинальной. Когда буддисты начали проявлять интерес к логической проблематике, школа ньяя уже имела разработанное логическое учение. Но их интерес к логике был не формальным, а философским, точнее, эпистемологическим. Данный интерес определил необходимость реформы буддийской логики. Результатом реформы стало появление единственной завершенной системы логики, возникшей вне пределов европейской культуры,— логики навья-ньяи. В основу гносеологии навья-ньяи был положен последовательный реализм, реконструиованный в современных терминах как интенсиональный платонизм. При интенсиональном подходе вывод определялся навья-ньяиками как «процесс, в котором оперируют не просто высказываниями и терминами как лингвистическими объектами, а «знаниями», которые в случае их истинности адекватно воспроизводят факты. Метод универсализации позволял элиминировать кванторы, так как истинность знания дефинировалась «как знание, соответствующее тому, каков мир на самом деле» (В. А. Смирнов. От редактора // Д. Г. X. Инголлс. Введение в индийскую логику навья-ньяя.- М., 1975.- С. 3 - 4), то есть не зависящее от формальных условий. Факты,
которые европейское философское мышление выражает с помощью квантификации, «в на-вья-ньяе выражаются посредством абстракции свойств и комбинированием отрицаний» (Д. Г. X. Инголлс. Введение в индийскую логику навья-ньяя. — М., 1975.— С. 9).
Согласно современной терминологии, логическое мышление древних индийцев было интенсиональным, то есть оперировавшим только смыслами, исследовавшим только смысловые отношения, возникающие в процессе доказательного мышления. Такое направление в развитии логических идей не способствовало развитию формальной теории доказательства. Но нельзя не признать оригинальность и своеобразие развития индийской логики, исследовавшей логическую проблематику семантической направленности, закрытую для логики аристотелевского типа.
Логика в Древнем Китае находилась под сильным влиянием различных политических доктрин и морально-этических концепций. В основе логико-гносеологической проблематики, исследуемой школами конфуцианцев и моистов, оказалось конфуцианское требование «исправление имен», которое коррелирует с понятиями «правый», «правильный», «правда». Теоретический смысл и практическое руковод-
_____ Тема 2. Экскурс в историю логик и
ство этого требования афористически выражено в известном изречении Конфуция: «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец — отцом, сын — сыном». Социальный смысл этой конфуцианской программы заключается в том, чтобы отношения между реальностью, или делом, и именем, словом должны соответствовать традициям, сохраняющим общепринятый смысл программ действия, нравственных состояний и идеалов людей, их предназначения и т. д. Человек, занимающий некоторое социальное положение, должен вести себя соответствующим этому положению образом. В нарушении этого требования конфуцианцы видели причину всех беспорядков в обществе. Изначальное понятие «порядок» как норма конкретных отношений, действий, прав и обязанностей поднимается до уровня образцовой идеи «правильности имен». Теория «исправления имен» была принята и школой легистов.
|
|
Следует отметить, что нормы мышления, способы аргументации и формы выражения идей в Древнем Китае резко отличались от европейских. Первыми в истории китайской философии понятийными истолкованиями мира и места человека в нем были гадательные тексты (XV - X вв. до н. э.), «Книга песен» (IX -
3 9
Логика
VI вв. до н. э.), «Книга перемен» (XII - XI вв~ До н. э.). Китайская философия обходилась без развитой онтологии и логики, в науке преобладала интуиция. Истина рассматривалась не как абстрактный принцип, а как нечто практическое и непременно этическое. Недостаточное развитие математики, отсутствие развитой де-Дукции, историческая ограниченность периода плюралистической мысли и превращение времен Сюань Цзы конфуцианство в авторитарную систему не способствовали развитию абстрактного мышления. Логические знания возникшие в китайской философской традиции' не имеют характера теории доказательства' логического следования. Они представляют собой учение о взаимосвязи и взаимопорожде-ГзнаГТТ' НС ВП°ЛНе отличаемЬ1х от имен Доевнегп £Р°Ме Т0Г°' На логическ*х знаниях Древнего Китая лежит печать мантической (гадательной) традиции, что делает их туманными и неопределенными.
Начало древнегреческой логики относится к VJ в. до н. э. и связано с философской системой Гераклита из Эфеса («540 - 480) и деятельностью элейской философской школы виднейшим представителем которой был Пар- менид. Из гераклитового учения об относительности всех определений следовало признание
Тема 2. Экскурс в историю логики значимости субъективного фактора при восприятии явлений внешнего мира. Гераклит считается основоположником диалектического метода в познании. Он ввел в философию понятие закона (логоса) и попытался раскрыть природу мышления в понятиях. Противопоставив познающего субъекта внешнему миру, Гераклит провел, хотя и нечеткую, грань между субъективным и объективным в мышлении. Основная позиция в философии Парменида — утверждение различия между миром явлений и миром сущности. Подлинно реальный мир, мир истинно сущего единственен, вечен, неизменен и неподвижен. Этот мир недоступен для восприятия, его можно постичь исключительно разумом. Парменид впервые сформулирр-вал закон тождества, но в онтологической интерпретации: необходимо говорить и мыслить, что только бытие существует, ибо бытие есть, небытия же нет.
|
|
Софисты в V в. до н. э. стали носителями новой системы образования, приоритетным в которой стало ораторское искусство. Софистами культивировались риторика как искусство красноречия, эристика как искусство спора и диалектика как искусство доказательства. Разработка вопросов теории красноречия неизбежно привела их к изучению языковых проблем.
Тема 2. Экскурс в историю логики |
Протагор (= 480 -ок. 410) впервые сформулировал понятие языковой нормы, осознал необходимость выработки правил речи. Протагор считал, что о всякой вещи „существуют два противоположных мнения. Он первым стал применять способ рассуждения, который заключался в постановке вопросов, предназначенных для собеседника, и последующей демонстрации ошибочности его ответов. Протагор является предшественником Аристотеля в изучении логических приемов, используемых в речи оратора. Исследование процедуры доказательства тезиса привело Протагора к изучению способов выведения умозаключения, их видов. С помощью языковых ухищрений и неправильных силлогизмов софисты добивались убеждения противника в том, что им представлялось важным и истинным. Для софистов обязательной связи между риторикой и логикой не существовало. Вопросы логики рассматривались ими только с точки зрения техники спора. Демокрит из Абдер (= 460 - 370) первым в Древней Греции начал научные исследования в области логики. Он же в сочинении «О логическом, или о правилах» впервые употребил термин «логическое» для обозначения учения о критериях истины и правилах познания. Основная задача логики, по Демокриту, заключается не в поис-
ках дедуктивных приемов, а в необходимости построения логики индуктивного типа. Сущность вещей, по его мнению, можно познать при переходе с уровня чувственного восприятия и наблюдения единичных факторов к уровню индуктивных обобщений, которые осуществляются разумом на основе данных восприятия. Методологической основой логики Демокрита был анализ закона причинности. Необходимым условием познания является, по мнению Демокрита, аналитическое исследование предмета, разложение его на далее неделимые части, сведение сложного к простому и последующее объяснение всего сложного как суммы составляющих элементов. Осознавая тесную связь мышления и языка в логике, Демокрит исследовал отношения между понятием и его языковым выражением - именем. Он указал четыре случая отсутствия параллелизма между ними:
а) когда одним и тем же именем обознача
ются разные предметы;
б) когда один и тот же предмет обозначает
ся разными именами;
в) случаи перемены имен;
г) когда предмет не имеет имени и для его
обозначения используется описание.
Логика
Сокраг (4/o/bV - 399) выступил против"аТ солютного релятивизма софистов, отстаивая идею постижимое™ абсолютной истины раскрываемой в общих понятиях. Процедура образования общих понятий и их правильное употребление являются центральным пунктом диалектического (спекулятивного) метода Сократа как метода публичной полемики (греч polemikos - воинственный, военное дело) Диалектический метод Сократа строился на двух логических приемах исследования: индукции и дефинции. Применив демокритову индукцию для анализа рассуждений на этические темы Сократ стремился отыскать в этике категории всеобщего характера и задать алгоритм построения правильных определений. Он различал собственно индукцию («эпагоге») и процедуру первоначального сопоставления понятий в целях сравнения («параболе»). Индукция опирается на сложившиеся определения понятий Объектом сократовых определений было нечто отличное от чувственно воспринимаемых вещей, так как Сократ занимался исследованием этических вопросов, а не природы Та-РДа °УЩее ШаТ впоследствии назвал
Наибольшую известность из учеников Сократа приобрел Платон (427/8 - 347/8).В его
определения. Во многих диалогах Платона встречаются рассуждения о некоторых логических операциях и логических законах. Например, в «Протагоре» указывается на невозможность простого обращения общеутвердительного высказывания, так как из истинности высказывания формы «Все S есть Р» с логической необходимостью не следует истинность высказывания «Все Р есть S». Один из приемов доказательства получил название «критерий ложности» Платона. Его сущность сводится с следующему: высказывание А не может быть истинным, если из него выводимо отрицание. В диалоге «Евтидем» Платон сформулировал закон противоречия в онтологическом аспекте: «Невозможно быть и не быть одним и тем же», в «Теэтете», излагая дискуссию с Протаго-ром, он защищает принцип тождества. В «Софисте» Платон рассуждает о двух видах языковых выражений - именах и глаголах (сказуемых). Впервые разграничив два компонента высказывания, он обозначил тем самым проблему распределенности субъекта и предиката в нем, провел различие между тем, что сообщает имя, и тем, что сообщает «самая маленькая речь», то есть высказывание (специальный термин для понятия «предложение») у Платона отсутствует.
Тема 2. Экскурс в историю логики философском учении нет систематического изложения основ формальной логики, отсутствуют реальные логические идеи, но есть логические догадки. Платон стремился разработать особую науку — диалектику (греч. dialektike — беседовать, разговаривать). Первоочередной задачей диалектики Платон считал Сократов метод образования понятий, обозначенный им термином «еюнагоге» («сведение»). Сущность его заключается в абстрагировании от чувственных аспектов познания, то есть в переходе от конкретного к абстрактному, от многообразия данного к единому понятию. Вторая задача диалектики — «диайрезис» («разделение») заключается по Платону в переходе от абстрактного (мира идей), в делении понятий на виды. Логическое деление понятий применяется не с целью классификации предметов, а с целью дефиниции какого-то одного предмета путем исключения не относящихся к данному предмету свойств.
Последовательно осуществленное правильное деление позволяет расчленить роды на виды, виды на подвиды. Операцию дефиниции имени Платон рассматривает как обратную операции деления. Правильное соединение имен, полученных в результате деления исходного имени, и есть, по его мнению, операция
Тема 2. Экскурс в историю логики Аристотель (384 - 322) осознал специфику логики как особой области философского знания, наиболее полно и широко рассмотрел и изложил ее вопросы.
Все сочинения Аристотеля по логике объединены под общим названием «Органон», что означает «орудие» (знания). Создавая логику, Аристотель утверждал ее в статусе науки о доказательстве истины и определял в качестве органона философского знания, орудия философской мысли. Свое логическое учение Аристотель называл «аналитикой». Термин «логика» впервые появился в трудах стоиков. Под аналитическим исследованием, или анализом, Аристотель понимал процедуру сведения сложного к его компонентам, а последних — к первоначалам (аксиоматическим положениям). В «Органон» входят шесть трактатов: «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «О софистичес-клх опровержениях» («Об опровержении софистических аргументов»). Заслуга Аристотеля заключается в том, что он отделил логическую форму мышления от его содержания и сделал предметом специального исследования логические структуры мышления. Цель, поставленная Аристотелем, заключалась в том, чтобы изложить сущность доказательства как метода
ана- |
ления с точки зрения логики и д, лиз языка как средства мышления.
Центральным разделом логической системы Аристотеля является у
I. Svi:
' - «выведение следствия») Тео
рию силлогизма условно можно разделить на
три части: логические формы силлогизма из
ложенные в «Первой аналитике»; приложе
ния логических форм силлогизма для поиска
истины, рассматриваемые во «Второй анали
тике»; использование логических форм силло-
1изма для анализа «ходячих мнений», анализи
руемое в «Топике». "*>шзи
В остальных работах, посвященных логической проблематике, Аристотель также преследует цели силлогистического анализа. В сочинении «Об истолковании» представлена теория суждения. В «Категориях» изложены основы учения о понятии. Описание основных логических категорий и приемов, используемых рассуждающим мышлением, дается в «Тропике». В сочинении «О софистических опровержениях» решается проблема источников неправильных умозаключений и доказательств,
Тема 2. Экскурс в историю логики средств обнаружения логических ошибок. Силлогистика, создаваемая с целью построения теории доказательства, является центральной проблемой логической доктрины Аристотеля. Аристотель определяет силлогизм как речь, в которой из заданных высказываний (посылок) с необходимостью вытекает другое высказывание (заключение), отличное от заданных. Категорический силлогизм Аристотель называет «силлогизмом через средний термин». Только данной разновидности силлогизма он приписывает строго доказательную силу. Категорический силлогизм обладает доказательной силой при обязательном соблюдении материальных (истинность посылок) и формальных (правила связи посылок и заключения) условий истины. Аристотель исследовал соотношение силлогизма и научного доказательства (аподейк-тики). Доказательство определяется им как логическая процедура нахождения необходимой связи между двумя исследуемыми терминами с помощью отнесения этих терминов к некоторому третьему термину. Следовательно, силлогизм является неотъемлемой частью доказательного рассуждения. Во «Второй аналитике» Аристотель актуализирует и разрабатывает проблему связи силлогизма, доказательства и определения (дефиниции). Аристотель анализи-
Логика
рует преимущественно три вида определений -реальные, номинальные и дескриптивные (определения - описания). Теория реальных и номинальных определений разрабатывается в десятой главе «Второй аналитики». Наряду с дедуктивными формами умозаключений, в которых процесс рассуждения направлен от общего к единичному, Аристотель рассматривает индуктивные формы, в которых процесс рассуждения направлен от единичного к общему. Аристотель различал две разновидности индукции - индукцию через простое перечисление и неполную индукцию. Только полную индукцию Аристотель признал строго научной. Учение о высказывании Аристотель излагает в логических трактатах, а также в «Метафизике». Трактат «Об истолковании» специально посвящен проблеме высказывания. Аристотель, следуя за Демокритом, выделяет в высказывании два термина - имя и глагол (субъект и предикат простого высказывания в современной логике). Высказывание, согласно Аристотелю представляет собой мысль, утверждающую или отрицающую что- либо о чем-либо в зависимости от связки. Только повествовательные предложения, в отличие от вопросительных и побудительных, выражают суждения. Молитва также не выражает суждений. Применяя к категори-
_____ Тема 2. Экскурс в историю логики
ческим высказываниям закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего, Аристотель вывел логические закономерности отношений между данными высказываниями, которые были представлены Михаилом Псел-лом в XI ст. в виде логического квадрата.
Таким образом, центральной и наиболее формализованной частью логического учения Аристотеля является теория категорического силлогизма. Произведя в «Аналитиках» детальный анализ силлогизма хак особой формы умозаключения, раскрыв сущность доказательства как процедуры обоснования нового знания, рассмотрев приемы определения и деления, Аристотель создал силлогистическую теорию, положив начало формальной логике. Остальные проблемы, исследуемые Аристотелем -теория логических модальностей, аналогия, структура определений, проблематика логических ошибок - уступают силлогистической теории по степени разработанности и строгости. Созданное Стагиритом учение о споре не потеряло своего значения и до наших дней.
Логика стоиков. Самый значительный вклад в развитие логики после Аристотеля внесла школа древней Стой, основанная Зеноном из Китиона (= 336 — 264). Именно Зенон ввел термин «логистика» для обозначения самостоя-
Логика
тельной науки о структурах и правилах мышления вместо аристотилевого термина «аналитика». Но стоики включали в логику и науку о языке (грамматику). Логика стоиков была построена на иной, нежели аристотелева логика, основе. Согласно учению стоиков, логика должна иметь дело только с единичными предметами, с индивидами. Принцип силлогистики стоиков — содержательная формулировка аксиомы силлогизма: если вещь представляет всегда определенное качество или определенную совокупность качеств, то она будет также представлять качество или качества, которые всегда сосуществуют с первым качеством или совокупностью качеств. Этот принцип был более четко сформулирован в средине века: «Признак признака есть признак самой вещи». Стоики не видели большой познавательной ценности в категорических силлогизмах. По их мнению, заслуживают внимания только силлогизмы, состоящие из гипотетической пропозиции (леммы) и допущения.
Разрабатывая теорию импликации, стоики установили для нее два критерия. Согласно первому критерию, импликация — если «первое» истинно, а второе — ложно. Второй критерий основан не на логических знаниях, а на природе отношения, или связи, между состав-
Тема 2. Экскурс в историю логики ными элементами импликативного высказывания. Например: «Если день, то светло. Сейчас день. Следовательно, сейчас светло».
В достаточной степени четко стоики определили логический смысл конъюнкции и дизъюнкции: высказывание ложно в том случае, если по крайней мере одно простое высказывание, входящее в него, ложно. Дизъюнкция трактовалась в исключающем строгом смысле: для истинности дизъюнктивного высказывания необходима истинность только одного ее аргумента. В теории дефиниции стоиков, в отличие от аристотелевой, не ставился вопрос о роде, виде, сущности. Дефиниция определяется стоиками как логическая операция перечисления признаков, присущих предмету..
Среди неоплатоников ведущую роль играл ученик Плотина Порфирий (= 233 - 303), проявивший огромную к выводам практического характера в мистической и теургической областях. В трактате «Введение к «Категориям» Аристотеля» («О пяти названиях») Порфирий различает пять разновидностей признаков: род, вид, видообразующее отличие, собственный (существенный) признак, случайный (несущественный) признак. В период средневековья возникла проблема онтологической интерпретации названий Порфирил: соответствует ли этим
Логика
общим понятиям что-либо в реальной действительности и существуют ли эти универсалии в зависимости от реальных вещей или автономно. Некоторые из общих понятий соотносятся с сущностью объекта (существенные свойства), некоторые - не соотносятся (несущественные свойства). К существенным свойством объекта Порфирий относит род, вид и видообразую-щие отличия, к несущественным - собственные и случайные признаки. Род и вид рассматриваются Порфирием как соотносительные термины, так как род подразумевает подчиненные ему виды, а вид подразумевает род, которому он подчиняется. Единственный род, которому никто не подчинен, то есть не выступает как вид, называется наивысшим родом. Единственный вид, который не является родом для чего-нибудь, называется низшим видом. Между наивысшим родом и низшим видом располагаются подчиненные и соподчиненные друг другу роды и виды, каждый из которых является родом в одном отношении и видом в другом отношении. Данная иерархия родовых и видовых понятий получила название «древо Порфирия», или схема Порфи-рия. С точки зрения современной логики, «древо Порфирия» представляет собой схему классификационного «дерева», отображающего су-
_____ Тема 2. Экскурс в историю логики
бординацию родовых и видовых имен при дихотомическом делении объема имени.
Вершиной реального «древа Порфирия» является наивысшее родовое понятие «субстанция» («существо»). Исключительность положения субстанции обусловлена тем, что она является только родом. В класс существ входят «существа телесные» и «существа бестелесные». Объем родового понятия «тело» включает одушевленное тело, или организм, и неодушевленное тело. Организмы делятся на чувствующие и не чувствующие (растения) и т. д. В учении Порфирия четко прослеживается отличие содержания и объема имен. Ему удалось четко сформулировать логическую закономерность обратного отношения объема и содержания: при переходе от вида к роду род будет иметь в возможности все стоящие ниже его видовые признаки, но реальный род их иметь не будет. Идеи Порфирия, расширившего аристотелевское учение о предикабилиях за счет прибавления категории «вид» трансформировались в последствии в классификационную систему признаков предмета. На этом основании можно утверждать, что Порфирий стоял у истоков исчисления классов.
Характеризуя средневековую логику в целом, исследователи часто высказывают мнение
Логика
0 том' что вся средневековая логика - это ди-дактическая систематизация античной логики С одной стороны, это так, с другой - не совсем так. Действительно, для средневековой логики первоочередными были задачи преподавания. Множество учебников содержало обстоятельные объяснения логических правил в духе строгой и неумолимой ясности. В этих целях изобретались искусные аббревиатуры м мнемотехнические упражнения, в которых ощущается забота авторов о молодых умах, их профессиональной подготовке, в ходе которой ни одна мелочь не должна быть упущена. Различают три периода развития средневековой логики: «ars vetus» («старое искусство») «ars nova» («новое искусство»), «logika modernorum» («логика современных»).
Период «старого искусства» через Боэция связан с Абеляром (до середины XII в.). Логика данного периода концентрируется главным образом вокруг «Исагога» Порфирия, «Категорий» и «Об истолковании» Аристотеля. Период «нового искусства» связан с расцветом великих схоластических систем (XIII в.), в рамках которых философы чаще, чем логики использовали логический «Органон» для теологических целей. В данный период в широкий научный обиход вводятся «Топика», «О софи-
Тема 2. Экскурс в историю логики стических опровержениях», обе «Аналитики» Аристотеля. Так называемые «модернисты» (XIV в.), безусловным лидером которых является номиналист Оккам, культивировали логику не как органон, инструмент, но как scientia sermocinalis (речевая наука), то есть как функцию структуры языка науки, рассмотренного с формальной точки зрения. «Сциенция» как наука о духовной реальности «модернистов» мало занимала.
Для средневековой логики характерно то, что она стала логикой терминов, высказываний и отношений между ними. Проблема «семантических антиномий» была снабжена дюжиной формулировок и решений, проработана во всех аспектах. Несомненной была связь логики с языком. Большую часть своих исследований средневековые логики подняли на методологический уровень, не просто конструируя формулы, но и описывая их, что древние делали чрезвычайно редко. В средневековой логике наблюдалось движение в направлении все большей формализации, хотя, разумеется, работа логиков затруднялась отсутствием адекватной системы записи.
Через всю средневековую историю логики и философии проходит спор реалистов с номиналистами, иногда доходящий до крайнего оже-
Логика
стечения. Проблема была поставлена еще в III в. популярным комментатором Аристотеля Порфирием. Сущность его вопросов сводилась к следующему:
1) существуют ли общие понятия или идеи
(«универсалии») сами по себе или же только в
уме мыслящего субъекта?
2) существуют ли универсалии только в чув
ственных предметах или также и независимо
от них?
3) если универсалии существуют, то явля
ются ли они чем-то реальным (как тогда выра
жались — вещами), или они суть только слова,
условные обозначения, имена?
Отсюда названия двух течений: реализм (универсалии суть реальности), номинализм (универсалии суть лишь имена, «номен» — имя).
Крайние реалисты утверждали, что универсалии существуют вне нашего ума, имеют духовную природу, трансцендентны чувственному миру и являются прообразами индивидуальных телесных вещей. Это было, по существу, развитие взглядов Платона. Наиболее крупными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Бернар Клер-восский (1091 - 1153).
Большой вклад в развитие логики нового времени внес Френсис Бэкон (1561 - 1626) -
Тема 2. Экскурс в историю логики английский философ, естествоиспытатель, историк и государственный деятель, которого называют основоположником современного индуктивного метода и методологии опытных наук. Его главные произведения — «О достоинстве и приумножении наук «и «Новый Органон». В них пропагандируется научное знание, разрабатывается классификация наук и их методология, критикуются суеверия, схоластическая логика и схоластический способ мышления, дается развернутое изложение индуктивного метода. Чтобы стать научно-ценным опытом и методом, повседневное наблюдение, с точки зрения Бэкона, должно быть очищено от ошибочных представлений и предрассудков, «идолов». К ним относятся, во-первых, «обманчивые представления рода», обусловленные природой человеческого ума: мы приписываем вещам порядок и сходство, увлекаемся аналогиями и параллелями, и тем самым уподобляем человеческий ум неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искаженном виде. Во-вторых, это «идолы пещеры», которые специфичны, зависимы от тех или иных индивидуальных черт индивидуума, из-за которых он как бы заключен в особую пещеру. Третья группа предрассудков относится к «идолам рынка»,
Логика
которые возникают вследствие общения людей и связаны с употреблением слов, их многозначностью. И наконец, «идолы театра»,или «обманчивые представления сцены»,иллюзии, которые мы воспринимаем из человеческой истории и некритически воспроизводим. Всю предшествующую историю философской мысли и прежние философские школы Ф. Бэкон уподобляет театру, где перед зрителями разыгрываются различные вымышленные истории, изображающие не действительный, а мнимый мир. Свою логику Бэкон противопоставляет логике Аристотеля, а его «Новый Органон», над которым философ работал 20 лет и 12 раз перерабатывал, должен был заменить старый аристотелев «Органон». Согласно критическому духу своего времени Бэкон требовал радикального преобразования наук, пересмотра их предназначения и функций. Практическая задача науки - в том, чтобы дать человеку власть над природой, над вещами, обеспечить счастье людей. Разработка научного метода, указывающего правильный путь открытия истины, и есть основная задача логики. Такой метод, с точки зрения Ф. Бэкона, есть научная индукция. Бэкон первым из мыслей своего времени обосновал важность индукции в противоположность дедукции. Отталкиваясь от единичных
Тема 2. Экскурс в историю логики факторов, согласно Бэкону, следует выходить к обобщениям постепенно, шаг за шагом. Только таким образом можно подойти к надежным общим принципам. Истинная индукция состоит в исключении несущественного, в продвижении к подлинной причине (форме) изучаемого явления. Необходимым предварительным условием применения индукции Бэкон считает накопление возможно большего материала и составление таблиц, позволяющих установить, какое свойство всегда сосуществует с исследуемым свойством и всегда отсутствует, когда отсутствует исследуемое свойство, а также увеличивается и уменьшается вместе с последним. Разработка Бэконом научной индукции, несомненно, сыграла прогрессивную роль и была необходимым этапом в развитии логики методологии науки.
Дальнейшее развитие логики связано с именами таких выдающихся западноевропейских мыслителей, как Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант. Для Рене Декарта (1596 - 1659), как и для Ф. Бэкона, было характерно критическое отношение к схоластической науке и логике, стремление обосновать новый метод и исходные принципы познания. Его основное произведение - «рассуждение о методе». В отличие от Бэкона, который обращается к опыту и на-
Логика
блюдению и, в конечном счете, закладывает основы эмпиризма, Декарт апеллирует к самосознанию и становится родоначальником рационализма. Как и Ф. Бэкон, Декарт уделяет огромное значение выработке научного метода, поскольку метод необходим для отыскания истины. С точки зрения Декарта, лучше вовсе не искать истины относительно какой-либо вещи, чем искать эту истину без метода. Выгода метода, по Декарту, столь велика, что предаваться занятию науками без него скорее вредно, чем полезно. Суть своего метода Декарт выражает в следующих словах: «Подобно тому, как обилие законов нередко дает повод к оправданию пороков и государство лучше управляется, если законов немного, но они строго соблюдаются, так и вместо большого числа правил, составляющих логику, я заключил, что было бы достаточно четырех следующих, лишь бы только я принял твердое решение постоянно соблюдать их без единого отступления.
Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, то есть тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что предоставляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.
_____ Тема 2. Экскурс в историю логики
Второе - делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
Третье — располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.
И последнее — делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено» (Декарт Р. Соч.: В 2 т.- М., 1989. -Т.1.- С. 261).
Чтобы адекватно осуществлять действия, предусмотренные в этих правилах, необходимы две способности ума: интуиция, или ясное представление, и дедукция, или вывод одной вещи из другой. Посредством интуиции ум усматривает первые начала, простейшие и очевидные. Эти начала составляют отправной момент определенной отрасли знания, из них дедуктивно выводятся все остальные утверждения, составляющие содержание (Декарт Р. Соч.: В 2 т.- М., 1989.- Т.1.- С. 260).
Обосновав ценность нового метода и необратимость его распространения в науке, Де-
Логика
карт тем самым реализовал свои философские методологические установки на анализ как средство достижения истины.
Несмотря на свои рационалистические установки в вопросе поиска истины, Декарт не относится пренебрежительно и к фактам опыта, считая что для исследования природы необходимо прибегать к наблюдениям и опытам, что только опыт заставляет нас судить о том,' насколько соответствующие идеи нашего ума имеют отношение к некоторым находящимся вне нас вещам. Однако опыт Декарт расценивает скорее как способ проверки выводов и средство для изучения частностей, чем как источник научных открытий. Декарт не ставил перед собой задачу разработать систему логики, в которой излагались бы отдельные логические положения по соответствующим разделам Эта цель была реализована его последователями и учениками.
Многие идеи математической логики были изложены с трудах великого немецкого математика, философа и логика Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716).
Основатель кибернетики Н. Винер писал: «Философия Лейбница концентрируется вокруг двух основных идей, тесно связанных между собой: идеи универсальной символики и идеи
Тема 2. Экскурс в историю логики логического исчисления». Разрабатывая эти идеи, Лейбниц получил немало ценных результатов. Они были достаточно вескими основаниями для того, чтобы признать его родоначальником математической логики. Лейбниц написал диссертацию «О комбинаторном искусстве», где изложил свою теорию открытия, и ряд работ по теории доказательства, или аналитике. В основе комбинаторики лежит идея о создании новых понятий на основе известных простых: имея все простые, можно получить и все сложные. Лейбниц стремился к тому, чтобы лотика сделала процесс умозаключения независимым от размышления о содержательном смысле предложений, входящих в этот процесс, подобно тому, как процесс математического вычисления не зависит от размышления о содержательном смысле знаков, применяемых в нем. Лейбниц выразил надежду на существование всеобщего метода решения задач. Идея открытия такого метода оказалась несостоятельной, но это стало ясно значительно позже, лишь в 30-е годы XX века.
Лейбниц несколько раз предпринимал попытки построения логических исчислений, но они не достигли совершенства и изящества позднейших алгебр логики. Однако значение идей Лейбница оказалось огромным. Они были
Логика
предвестниками головокружительных результатов, полученных при создании и разработке формализованных систем в современной логике и ее практических приложениях. Правда, работы Лейбница по математической логике не публиковались при его жизни и не были известны широкой научной общественности.
Поэтому они не оказали непосредственного влияния на ту интенсивную разработку этой дисциплины, которая началась со второй половины XIX века.
Дальнейшее развитие логики и первое употребление термина «формальная логика» относятся к деятельности выдающегося немецкого философа Иммануила Канта (1724 - 1804). Кант трактует логику как науку «о правильном применении рассудка и разума вообще,... о том, как он должен мыслить» (Кант И. Трактаты и письма.- М., 1980.- С. 324) и выделяет в ней два раздела - аналитику и диалектику. Аналитика, поскольку она изучает формы рассудка и разума, есть канон для распознавания формальной правильности нашего познания. Диалектика же возникает, «когда эту лишь теоретическую и общую доктрину хотят применить в качестве практического искусства, то есть органона» (Кант И. Трактаты и письма.- М., 1980.- С. 324.)
1ема 2. Экскурс в историю логики Кант дает определения феноменов, которые характеризуют отношение познания к субъекту, — представления простого и сложного, ясного и темного, отчетливого и неотчетливого, упорядоченного и спутанного.
Путем дидактических удачных сопоставлений раскрывается содержание таких понятий, как вера, мнение, знание, которые называются модусами признания истинности, вскрывается природа убеждения, уверенности и других феноменов сознания. Кант существенно развил учение о понятии. Именно благодаря Канту данная проблема получила достаточно подробную разработку в работах последующих логиков. Несомненной заслугой Канта является признание ограниченности формальной логики и выход ее за узкие рамки. Он разрабатывает трансцендентальную логику, которая имеет философский характер. Если формальная логика по Канту изучает формы мышления, абстрагируясь от анализа предметного содержания, то трансцендентальная логика выясняет те условия, которые придают нашим знаниям априорный (доопытный) характер и обеспечивают возможность безусловно всеобщих и безусловно необходимых истин.
Трансцендентальная логика должна была ответить на вопрос о том, как возможно науч-
Логика
ное знание, какие предпосылки нужны для его достижения. В русле трансцендентальной логики Какт ставит и решает проблему уровней знаний, предпринимает анализ рассудка и разума как способов, форм и этапов познавательной деятельности, развивает учение о трансцендентальном сознании, обосновывает классификацию категорий (как первоначальных чистых понятий синтеза) и систему основоположений рассудка, обращается к проблеме антиномич-ности разума и т. д. Идея Канта о трансцендентальной логике служила обоснованием творческой сущности человеческой личности, ее неразрывной связи с духовной культурой всего человечества. Обсуждение этой идеи в философской и логико-методологической литературе способствовало становлению и развитию диалектической логики и теории познания.
Решающую роль в развитии математической логики сыграли труды выдающегося английского логика и математика Джорджа Буля (1815 - 1864). Буль исходил из идеи аналогии между алгеброй и логикой. Он стал рассматривать логику как алгебру лишь с нулем и единицей, в которой существуют все четыре операции арифметики.
Наиболее общую проблему Буль формулирует так: задано логическое уравнение, содер-
Тема 2. Экскурс в историю логики жащее символы х, у, z, w. Требуется найти логически интерпретируемое выражение для выяснения отношения класса, обозначенного через w, к классам, обозначенным через х, у, z и т. д.
Исходное уравнение Буль решает сначала по правилам элементарной алгебры, а затем дает логическое истолкование полученного результата с помощью вводимых с этой целью специальных «правил интерпретации». Новации Буля давали возможности исчисления тех аристотелевых модусов, с помощью которых получается заключение общего характера. Вместе с тем достижения пионера математической логики выходят далеко за пределы аристотелевой силлогистики, хотя бы благодаря введению понятий дополнения к терминам универсального и нулевого (пустого) класса.
Логические результаты Буля подверглись переработке и обобщению в трудах его ученика Уильяма Стенли Джевонса (1835 - 1882). Джевонс создал систему логики, основанную на принципе замещения равных. Джевонс известен как создатель оригинальной «мыслительной машины», позволяющей механически воспроизвести некоторые процессы человеческой мысли. Машина Джевонса «умела» не только выводить заключения из посылок, но и представлять логические выражения в виде набора
Логика
конституэнт, проверять равносильность выражений, упрощать логические формулы, устанавливать, какие утверждения о данном классе можно выразить в терминах некоторых других классов, устанавливать гипотезы, из которых следует данное выражение, проверять правильность силлогизмов и т. д. Эта машина не освобождала, однако, логический вывод от участия «человеческой логики»: результат, который выдавала машина, нуждался в интерпретации. Джевонсу принадлежит одна из первых попыток применения логико-математического аппарата к анализу экономических явлений.
Почетное место в развитии новых идей занимают исследования русского логика, астронома и математика Платона Сергеевича Порец-кого (1846 - 1907). Именно Порецкому принадлежит утверждение, что математическая логика по своему предмету является логикой, а по методу - математикой. Главный результат По-рецкого - нахождение в рамках алгебры логики оригинального алгоритма, позволяющего эффективно получать все следствия (определенного вида) из заданных посылок; все гипотезы, из которых может следовать данное заключение; все различные эквивалентные формы, в которых могут быть представлены данные выражения - посылки и заключения. Таким об-
_____ Тема 2. Экскурс в историю логики
разом, во многом содействуя упрощению предшествующих достижений в области алгебры логики, Порецкий впервые получил ряд результатов, которые сыграли важнейшую роль в возникновении современной формы алгебры и логики и не потеряли поэтому своего значения и в наши дни.
Алгебраическую традицию в математической логике продолжил американский философ, логик, математик и естествоиспытатель Чарлз Сандерс Пирс (1839 - 1914). Он выдвинул принцип, согласно которому содержание понятия целиком исчерпывается представлением о его возможных последствиях. Пирса можно рассматривать как основоположника семиотики, зачинателя логико-семантических исследований. Он пытался исследовать языки науки как частный случай знаковых систем. В зародыше у него имеется моррисово расчленение семиотики на прагматику, семантику и синтактику.
Дальнейшее развитие математической логики принадлежит немецкому логику, математику, философу Готлобу Фреге (1848 - 1925). Его не случайно называют основоположником логицизма - течения, опирающегося на идею выведения математики из логики. Фреге создал первую аксиоматику логики высказываний и предикатов, построил первую систему форма-
2. Экскурс в историю логики |
зицию, согласно которой будущие события с необходимостью не предопределяются прошлым или нынешними состояниями мира. Будущие события могут иметь свои собственные причины, отсутствующие в настоящее время. Поэтому некоторое высказывание о будущем событии может иметь одно из трех логических значений: 1,1/2, 0. Если в данный момент времени существует причина будущего события, то высказыванию о том, что данное событие произойдет, приписывается значение 1. Если в данный момент времени существуют причины, исключающие наступление будущего события, то соответствующему высказыванию приписывается значение 0. Если же в данный момент отсутствует причина будущего события, как и отсутствует причина, исключающая его наступление, то соответствующему высказыванию приписывается значение 1/2. Законами трехзначной логики Лукасевича являются те и только те выражения, которые при любой подстановке вместо пропозициональных переменных их логических значений принимают значение 1. Трехзначную логику Лукасевича можно рассматривать как обобщение классической логики в следующем смысле: если исключить значение1/2, то мы получим обычную классическую логику. После двух работ |
§3=555=55 стное™Т' ВЫДелил «еэкстен- ИстОр„чески ™р°вТй Кс°иСсВтееНмНоЫ ной логики считается трехзначно МНОГОЗНа- высказываний полы™ исчисление (1858 - 195б7п„елло ° '^jd;, предложенное в 1920 |
его прошлым ниями. В то же Еп 1ИЛИ НЬШешнии" состоя- |
Лукасевича развитие многозначной логики шло в двух направлениях: во-первых, по линии разработки систем многозначной логики, изучения свойств таких систем и отношений между ними, создание их общей теории; во-вторых, по пути приспособления этих систем к решению научных и практических задач.
В настоящее время развитие современной логики идет в двух основных направлениях:
а) по пути разработки новых систем нео
классической логики, исследования свойств
этих систем и отношения между ними, созда
ния общей теории;
б) по линии расширения сферы примене
ния логики.
Итогом исследований на первом направлении явилось оформление множества логических дисциплин, и список их названий постоянно пополняется. В особые направления выделились деонтическая, аксиологическая, релятивная, паранепротиворечивая логика, логика причинности, логика квантовой механики и т. д. Все они в основном концентрируются вокруг понятия интенсионального контекста. Интенсиональным называется контекст, в котором не действует принцип взаимозаменяемости (замены синонимических выражений). Значение такого контекста ставится в зависимость не от
Тема 2. Экскурс в историю логики объективного положения дел, а от установок субъекта — знания, сомнения, веры и т. д. В частности, в интенсиональных контекстах истинные значения высказывания зависят от психологических, прагматических, модальных и прочих оттенков смысла этих высказываний. Разделы логики, где изучаются законы и правила обращения с высказываниями в интенсиональных контекстах, объединяются под общим названием «интенсиональная логика».
Существенное влияние на развитие современной логики оказывают разработки проблем «искусственного интеллекта» — области исследований, целью которых является создание технических систем, способных решать задачи невычислительного характера и выполнять действия, требующие переработки содержательной информации, считающейся прерогативой человеческого мозга. К числу таких задач относятся, например, задачи на доказательство теорем, игровые задачи, задачи по переводу с одного языка на другой, по сочинению музыки, распознаванию зрительных образов, решению сложных творческих проблем науки и общественной практики. Одной из важных задач «искусственного интеллекта» является создание роботов, способных автономно совершать операции по достижению целей, поставленных че-
Логика
ловеком, и вносить коррективы в свои действия. Логика, являющаяся теоретической основой работ по созданию «искусственного интеллекта», получила название компьютерной логики.
Современное развитие логики связано не только с разработкой проблем «искусственного интеллекта». Продолжаются исследования фундаментальных конструкций, которые зарождаются в недрах математического знания, и тем самым создается новый концептуальный аппарат. Все это является свидетельством того, что сегодня один из наиболее актуальных вопросов — вопрос о металогике, под которой поднимается совокупность общих методов и средств изучения многих классов логик.
Контрольные вопросы
Охарактеризуйте основные этапы развития логики.
■ Можно ли считать Аристотеля основа
телем логики как науки?
■ Проанализируйте новоевропейский этап
развития логики.
■ В чем различие между традиционной и
современной логикой?
■ Охарактеризуйте вклад Г. Фреге и Б. Рас
села в становление математической логики.
Тема 3. Общие законы правильного мышления
Тема 3. ОБЩИЕ