1. Приведите примеры индуктивных, гипо-
тетико-дедуктивных, абдуктивных подходов из
истории экономических наук.
2. Приведите примеры описательных, по
яснительных, единичных, общих и частных
гипотез в экономике.
3. Приведите примеры конкурирующих ги
потез в современной экономической науке.
4. Сколько гипотез выдвинуто (две или три)?
Какой их вид?
Тема 9. Гипдтеза
что такие гипотезы более информативны и дают возможность выведения из них большего количества следствий.
Предположительный характер гипотезы означает, что ее утверждения не являются окончательными или даже вообще достоверными. С другой стороны, научная гипотеза не может быть гипотезой ad hoc (произвольной), а должна быть обоснована посредством имеющихся фактов или уже доказанных положений. Часто, если теория строится с самого начала (а не в качестве продолжения или развития другой теории), гипотезы вводятся путем первичного анализа и индуктивного обобщения фактов. В этом случае говорят не о гипотетикодедук-тивном методе вообще, а о такой его разновидности, как абдукция.
|
|
Абдукция (индукция + гипотетико-дедуктив-ный метод) — подход, являющийся разновидностью гипотетико-дедуктивного метода и предполагающий, что исходные гипотезы вводятся не произвольно, а в результате индуктивных
обобщений.
По своему предмету (характеру изучаемой области или аспекта действительности) теории
делятся на:
а) формальные (логические и математические теории), изучающие не саму объективную
Тема 9. Гипотеза
«Гипотеза первая: тот, кто продал первую половину коллекции, уже пожалел об этом и хочет снова завладеть ею. Гипотеза вторая: владелец второй половины жаждет восполнить коллекцию, как и Джон. Во всяком случае маловероятно, что двадцатилетний молокосос способен самостоятельно провернуть такое ограбление. Кто-то, стоящий за его спиной, тщательно разработал операцию — парень был слишком хорошо информирован» (Дж. Кризи «Приключения Барона»).
5. Сколько версий сформулировано в от
рывках из произведения О. Блика «Дневники
Прокейна»? Какой способ подтверждения ги
потезы (версии) используется во втором от
рывке?
«И он выпрыгнул из окна или упал, или его
выкинули».
6. «— Кроме нас четверых, Оллера и Дила,
только вы знали о причастности к этому делу.
Констебль покачал головой.
—Этого недостаточно.
—Почему же? Джанет была со мной. Уай-
дстейн — дома, с женой и детьми, детективы -
в Бруклине. Остаетесь вы и Прокейн. Прокейн
сказал, что не убивал Франна. Значит, это вы».
Все ли возможные гипотезы здесь перечислены? Все ли ложные гипотезы опровергнуты?
Логика
|
|
7'. Приведите примеры прямого подтверждения (выведения из гипотезы следствий и их верификации) экономических и других гуманитарных (естественнонаучных) гипотез.
8. Приведите примеры косвенного подтвер
ждения (путем опровержения альтернатив) эко
номических и других гуманитарных (естествен
нонаучных) гипотез.
9. Запишите формулы подтверждения (оп
ровержения) приведенных примеров.
Контрольные вопросы
■ Умозаключение и его структура.
■ Виды умозаключений.
■ Простой категорический силлогизм и его
общие правила.
■ Фигуры и модусы простого категоричес
кого силлогизма.
■ Методы построения и проверки просто
го категорического силлогизма.
■ Метод диаграмм Венна и его преимуще
ство перед методом диаграмм Эйлера.
■ Метод антилогизма.
■ Условно-категорический силлогизм и его
разновидности (дилемма, трилемма).
■ Разделительный силлогизм.
■ Сложные и сложносокращенные силло
гизмы.
■ Энтимема, эпихейрема, сорит.
Тема 9. Гипотеза
■ Индуктивные и дедуктивные умозаклю
чения.
■ Виды индукции.
■ Научная индукция и ее методы (установ
ления причинных связей).
■ Умозаключения по аналогии и виды ана
логии.
■ Понятие аргументации и доказательства.
■ Логические и внелогические факторы
аргументации.
■ Структура доказательства.
■ Основные правила и ошибки доказа
тельства.
■ Парадоксы, софизмы и паралогизмы и их
роль в аргументации.
■ Понятие гипотезы, виды гипотез.
■ Конкуренция и плюрализм гипотез.
■ Гипотетико-дедуктивный метод и аб
дукция.
■ Логико-методологические условия обо
снования научных гипотез.
■ Теория как система научных знаний.
■ Основные виды научных теорий.
■ Роль логики в развитии, систематиза
ции и обосновании научных (экономических)
знаний.
Логика
РЕКОМ ЕН Д О ВАН Н АЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Арутюнов В. X., Мшин В. М., Кирик Д. П.
Лопка: Навч. noci6. для економ1ст!в.— К.:
КНЕУ, 2000.- 144 с.
2. Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы ло
гики: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2001.- 296 с.
3. Гетманова А. Д. Логика. Словарь и задач
ник.- М.: Владос, 1998.- 336 с.
4. Жеребкш В. 6. Лопка: Шдручник для
юридичних вуз1в та факультет1в.— X.: Основа,
1995.- 256 с.
5. Жоль К. К. Вступ до сучасно! лопки.- К.:
Либщь, 2002.- 152 с.
6. Ивин А. А. Логика: Учебник для вузов.-
М.: Гардарики, 1999.- 352 с.
7. Ивлев Ю. В. Логика: Учебник.- М.: ООО
«ТК Велби», 2002.- 288 с.
8. Казаринов В. Ю. Логика: Конспект лек
ций.- СПб.: Изд. Михайлова В.А., 2000.- 64 с.
9. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика:
Учебник для юридических вузов.— М.: Юрист,
2000.- 256 с.
10. Кондаков Н.И. Логический словарь. М.:
Наука, 1971.-656 с.
Литература
11. Курбатов В. И. Логика в вопросах и от
ветах: Учеб. пособ.— Ростов-на-Дону: Феникс,
1997,- 384 с.
12. Новая философская энциклопедия: В 4 т.—
Т. L- М.: Мысль, 2000.- 722 с; Т. 2.- М.: Мысль,
2001.- 636 с; Т. 3.- М.: Мысль, 2001.- 694 с; Т. 4.-
М.: Мысль, 2001.-606 с.
13. Поварнин С. Спор. О теории и практи
ке спора.— СПб.: Изд. «Университетская кни
га», 1996,- 236 с.
14. Солодухин О. А. Логика: Учебник для
вузов.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- 378 с.
15. Тофтул М. Г. Лопка: Пос1бник для
вуз1в.— К.: Академ1я, 2002.— 368 с.