Прежде всего записываем суждьп, гизма через их дополнения. Затем строим диаграмму для трех классов А, В и М и заштрихо- |
Прежде всего записываем суждения силлогизма через их дополнения. Затем строим диаграмму для трех классов А, В и М и заштрихо-
АО
вывае_м в ней_ область AM (она охватывает А В М и АВМ), пустота которой вытекает из первой посылки {AM = 0), а также область MB (АВМ и АВМ), пустота которой вытекает из второй посылки (MB = 0). Рассматривая классы А и В, отмечаем, что область АВ (АВМ и АВМ) заштрихована, то есть является пустой, что совпадает с выводом (АВ = 0). Правильность силлогизма доказана.
Л
Первая посылка показывает, что ооласгь МА (составленная из AM В и АМВ) не_являет-ся пустой, поэтому ставим точки в АМВ и АМВ
Логика
и соединяем их линией (поскольку точно неизвестно, в какой именно из этих половинок будет на самом деле непустое множество). Затем, исходя из второй посылки, штрихуем пустую область MB (AMВ и A MB)- Рассматривая классы А и В, отмечаем, что область АВ (ВА) является непустой, поскольку непустой является область АМВ (вследствие того, что АМВ — часть АВ и область АМВ непустая, то и вся область АВ непустая). То есть АВ Ф О, и правильность умозаключения доказана.
|
|
Метод антилогизма
Антилогизм — формула логики, выражающая несовместимость посылок силлогизма с отрицанием их вывода (то есть вывод не может быть ложным при истинности посылок).
I - II совпадают с I - II в описании метода диаграмм Венна (за исключением того момента, что меньший и больший термины обычно обозначают не буквами А и В, а более обычными для простых категорических силлогизмов S и Р).
III. Посылки и вывод (их дополнения через пустые и непустые классы) записываются посредством конъюнкции, затем знак равенства/неравенства в записи вывода заменяется на противоположный (то есть = на Ф, Ф на =).
Тема 7. Умозаключение IV. Эта последняя запись и есть требуемый антилогизм. Антилогизм считается правильным, если:
1) состоит из двух равенств и одного неравен
ства (двух общих и одного частного суждения);
2) в равенствах одна и только одна общая
буква (в одном из них со штрихом, в другом
без штриха, то есть в одном - в утвердитель
ной, а в другом — в отрицательной форме);
3) каждая из двух оставшихся букв в обоих
суждениях, входящих в неравенства и в одно из
равенств, должна быть в обоих случаях либо
со штрихом, либо без него (то есть в либо в
утвердительной, либо в отрицательной форме).
Антилогизм, в котором выполнены данные правила, называется правильным. Если мы получаем правильный антилогизм, то и исходный силлогизм также является правильным. В противном случае исходный силлогизм неправильный.
|
|
Пример 1. Нужно проверить правильность
следующего силлогизма:
«Любой студент уже имеет среднее
образование. Этот человек имеет среднее образование.
Следовательно, он — студент».
этот силлогизм языком классов.
Запишем
АРМ аРм = О ASM aSм = О
Тема 7. Умозаключение
AMP aMP = 0 ISM iSM* 0
aSP aSp = 0.
Дальше для построения антилогизма запишем силлогизм в формализованном виде. При этом посылки соединяются вместе посредством знака конъюнкции, а вывод присоединяется с помощью знака импликации:
(РМ = 0) Д (SM = 0)-> (SP Ф 0). Можно видеть, что данный антилогизм состоит из двух равенств и одного неравенства, то есть первое правило выполняется. Однако два других правила не выполняются: в равенствах общая буква М в обоих случаях со штрихом, а буква Р в первом случае без штриха, а во втором со штрихом (тогда как по правилу она должна быть в одинаковой форме в обоих вхождениях). Относительно S правило выполнено. Таким образом, антилогизм неправильный, и соответствующий ему силлогизм также неправильный. Пример 2.
«Знание иностранного языка — важное преимущество в жизни. Некоторые граждане Украины владеют
иностранными языками. Некоторые граждане Украины имеют важное преимущество в жизни». 174
0. |
iSP
Антилогизм имеет вид:
(МР = 0) Л (8МФ 0)-> (SP = 0).
Все три правила в этом антилогизме выполняются (в нем есть два равенства и одно неравенство; в равенствах Р один раз со штрихом, другой раз без штриха; две другие буквы М и S в обоих вхождениях взяты одинаково). Следовательно, антилогизм правильный, и силлогизм также правильный.
Условное умозаключение — опосредованное дедуктивное умозаключение, в состав которого входят условные суждения, и 1-я посылка всегда является условной. Делятся на чисто-условные (все посылки являются условными суждениями) и условно-категорические (одна посылка - условное суждение, а другая - простое категорическое суждение). В условно-категорическом умозаключении два правильных модуса: утверждающий ({а —> b) A a)—> b) и отрицающий (((я—» Ь) /\ Ь)—»<я). Например:
1) «Если погода хорошая, мы ходим на прогулку в лес (условное суждение); 175
Логика
Сегодня погода хорошая (категорическое суждение).
Мы идем на прогулку в лес (вывод)».
Это был утверждающий модус условно-категорического умозаключения. 2) аналогичным образом:
«Если погода хорошая, мы ходим
на прогулку в лес. Сегодня погода плохая (не хорошая).
Мы не идем на прогулку в лес» (отрицающий модус условно-категорического умозаключения). 3) чисто условное умозаключение: Если А есть С, то В есть D. Если В есть D, то К есть М.
Если А есть С, то К есть М. Разделительное умозаключение — умозаключение, в котором одна или несколько посылок являются разделительными суждениями. Делятся на чисто разделительные (все посылки -разделительные суждения) и разделительно-категорические. Последние имеют отрицающе-утверждающий и утверждающе-отрицающий модусы.
Тема 7. Умозаключение
Например:
1) разделительно-категорическое умозаключение, отрицающе-утверждающий модус: А есть либо В, либо С. А не есть С.
Следовательно, А есть В;
2) разделительно-категорическое умоза
ключение, утверждающе-отрицающий модус:
А есть либо В, либо С.
А есть С.
Следовательно, А не есть В; 3) чисто-разделительное умозаключение: «Параллелограммы бывают прямоугольными
или непрямоугольными.
Прямоугольные параллелограммы являются
квадратами или неквадратами.
Следовательно, параллелограммы являются прямоугольными (квадратами или неквадратами) или непрямоугольными». Дилемма — условно-разделительное умозаключение, в котором одна посылка состоит из двух условных суждений, а другая является разделительным суждением, содержащим две альтернативы. В простой конст-177
|
|
Логика
руктивной дилемме в первой (условной) посылке утверждается, что из двух различных оснований вытекает одно и то же следствие. Сложная конструктивная дилемма отличается от простой тем, что оба следствие ее первой (условной) посылки различны. В простой деструктивной дилемме первая (условная) посылка указывает на то, что из одного и того же основания вытекают два различных следствия. Сложная деструктивная дилемма отличается от простой тем, что оба ее основания различны. Например:
А есть или С, или D. Если А есть С, то А также есть К. Если А есть D, то А также есть К.
Следовательно, А есть К.
Сложный силлогизм (полисиллогизм) - силлогизм, образованный из нескольких простых так, что выводы предыдущих становятся посылками последующих.
Например:
«Все люди смертны. Сократ - человек.
Тема 7. Умозаключение
Смертные существа способны
понять смысл жизни.
Сократ смертен.
Следовательно, Сократ способен
понять смысл жизни». Прогрессивный (поступательный) силлогизм — силлогизм, в котором мышление идет от более общего к менее общему, то есть заключение предшествующего силлогизма, (просиллогизма) становится большей посылкой последующего (эписиллогизма).
Регрессивный (обратный) полисиллогизм, в котором заключение просиллогизма становится меньшей посылкой эписиллогизма (то есть мышление идет от менее к более общему).
Сокращенный категорический силлогизм (эн-тимема) — силлогизм, в котором одно из трех суждений, входящих в его состав, не высказывается, хотя и подразумевается.
Например: «Юпитер, ты гневаешься, следовательно ты неправ».
Сорит — сложносокращенный силлогизм, в котором не высказываются, а только имеются в виду большие или меньшие посылки и все выводы, кроме последнего.
Гоклениевский сорит — прогрессивный полисиллогизм, в котором пропущены все боль-
Логика
шие посылки, кроме первой, и все выводы, кроме последнего.
|
|
Традиционный пример:
«Животное — субстанция.
Четырехногое — животное.
Конь — четырехногое.
Буцефал — конь. Буцефал — субстанция». Если восстановить пропущенные элементы, то получится:
I. «Животное — субстанция».
Четырехногое — животное.
Четырехногое — субстанция». 2. («Четырехногое — субстанция»). «Конь - чегырехногое.
мТв котоГ ~ Регрессивный
е посылки Кр0 ° 7 ПР°Пу1Це№ «*
, кроме последнего РВ°Й' И все вь«о-
Тема 7. Умозаключение
Классический пример:
«Буцефал — конь. Конь - четырехногое. Четырехногое — животное. Животное - субстанция. Буцефал — субстанция.» Восстановление пропущенных элементов выглядит аналогично предыдущему случаю.
Эпихейрема — сложносокращенный силлогизм, в состав которого входят две посылки, и по крайней мере одна из них является
энтимемой. Например:
«Все люди смертны, поскольку
все живое смертно.
Сократ — человек, потому что
он наделен разумом.
Следовательно, Сократ смертен» Посылки представляют собой энтимемы в которых, в свою очередь, пропущены мень щая (в первой, большей) и большая (во вто рой, меньшей) посылки.
- |
Восстановление первой посылки дает:
«Все живое смертно.
Следовательно, все люди смертны» 181 |
Все люди — живые.
Логика
Восстановление второй посылки дает: «Существа, наделенные разумом,
являются людьми. Сократ наделен разумом. Следовательно, Сократ — человек». Индуктивное умозаключение — умозаключение, сделанное посредством индукции.
Индукция — 1) (в традиционной логике) умозаключение от знания меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности, когда от отдельных частных случаев мы переходим к общему суждению; 2) (в современной математической логике) умозаключение, дающее вероятное суждение.
Полная индукция означает, что изучаются все предметы данного класса, а посылками служат либо единичные, либо общие суждения. Неполная индукция применяется, когда мы, не наблюдая все случаи изучаемого явления, заключение делаем для всех.
Полная индукция дает достоверные результаты, которые, однако, не содержат ничего нового. Неполная индукция, наоборот, дает результаты, являющиеся новыми, но всего лишь вероятными по своей достоверности.
Неполная индукция делится на следующие разновидности:
Тема 7. Умозаключение
а) индукция через простое перечисление
(популярная индукция) (если один и тот же
признак повторяется у ряда однородных пред
метов и отсутствует противоречащий случай,
го делается заключение, что данный признак
присущ всем предметам этого рода);
б) научная индукция, то есть индукция на
основе установления необходимых признаков или
связей между предметами, анализ и отбор фак
тов (исключает случайность обобщения, по
скольку изучает планомерно отобранные, наи
более типичные случаи). Научная индукция пред
полагает использование специальных методов.
Методы индуктивной логики (методы установления причинных связей) I. Метод единственного сходства. Если определенное обстоятельство постоянно предшествует исследуемому явлению при непостоянстве всех других обстоятельств, то вероятно, что именно оно и является причиной явления. Схема метода:
АВС_> а. ABD_> a. ACD_> a.
А —» а (то есть А и является единственной причиной (из всей совокупности А, В, С, D)
явления а).
Логика II. Метод единственного различия.
Если определенное обстоятельство присутствует тогда, когда имеет место исследуемое явление, и отсутствует тогда, когда это явление отсутствует (а все остальное остается неизменным), то именно это обстоятельство и является вероятной причиной исследуемого явления. Схема метода:
АВС-> а. ВС-> -.
А-> а. III. Соединенный метод сходства и различия.
Если два или более случаев, в которых имеет место исследуемое явление, подобны только по одному обстоятельству, предшествующему возникновению этого явления, а два или более случаев, в которых это явление отсутствует, подобны только отсутствием этого обстоятельства, то это обстоятельство, вероятно, и является причиной исследуемого явления. Схема метода:
АВС-> а. АВ-> а. ВС-* -.
Тема 7. Умозаключение, IV. Метод сопутствующих изменений.
Если при изменении одного из обстоятельств, предшествующих возникновению исследуемого явления, изменяется и само явление, то вероятно, что именно это обстоятельство и есть причина этого явления. Схема метода:
ABCD-> abed. A1BCD-» albed. A2BCD-> a2bcd.
A-> a.