(1841-1889) выдающийся просветитель общественный деятель, педагог-новатор. С 1844 года, после смерти отца, воспитывался у дедаБалгожи. В 1857 году с золотой медалью окончил школу при оренбургской пограничной комиссии. Алтынсары-улы работал писарем у своего деда Балгожи-бия, затем переводчиком в Оренбургском областном правлении. В 1864 году Ыбырай назначается учителем школы в Оренбургском укреплении под Торгаем. Реформы 1867-1868 гг. Алтынсары-улы встречает положительно. На страницах местной периодической печати Ыбырай осуждал аграрную политику царизма.
Главным делом всей жизни Ыбырая была его просветительская деятельность. В 1879 году Ыбырай Алтынсары-улы был назначен инспектором школ Тургайской области. Его мероприятия по развитию просвещения проходили отбор у губернатора, что ограничивало его просветительскую работу. Он завещал принадлежащие ему землисельскохозяйственнойшколеТоргая. Алтынсары-улы - основоположник женского образования в крае, в городе Ыргыз (Иргиз) открыта школа-интернат для казахских девочек. Основанная в Троицке, переведенная в Оренбург учительская школа была передовым учебным заведением. Недовольство чиновников вызвал выбор им учителей для преподавания в аульных и волостных школах.
|
|
Для русско-казахских школ написал два учебных пособия: «Киргизская хрестоматия» и «Основное руководство по обучению киргиз русскому языку». «Киргизская хрестоматия» способствовала вытеснению привычной для населения арабской графики. Алтынсары-улы постоянно призывал молодежь к знаниям.
В рассказе «Кыпшак Сейткул» поддержал идею развития земледелия в произведениях «Талантын пайдасы» («Польза от стремления»), «Байлык неде?» («В чем богатство?») выражал свою мечту о светлом будущем казахского народа.