Понятие и виды юридических клиник

В юридической литературе встречаются различные определения понятия юридической клиники.

По словам С. Л. Дегтярева, юридическая клиника − учебная программа, предусматривающая обучение студентов-юристов практическим навыкам и профессиональному отношению и включающая безвозмездную работу студентов под руководством преподавателя по оказанию юридической помощи лицам, не имеющим возможности прибегнуть к другим видам помощи[6].

С точки зрения Е. Н. Доброхотовой, юридическая клиника − это деятельность, в основе которой лежат интерактивные методики, решаются задачи привития студентам практических навыков профессиональной деятельности, индивидуальной профессиональной специализации будущего юриста, формирование осознанности применения норм профессиональной деятельности[7].

Хью Брэйн, Найджел Данкан, Ричард Граймз в книге «Клиническое юридическое образование: активное обучение в вашей школе права», предлагают следующее определение клинического юридического образования: «...широкое определение − обучение через действие тем вещам, которые делает юрист... Оно может принимать форму имитации дел, включая ролевые игры, что эффективно для понимания сути того, как реально применяется право»[8].

В наиболее полной форме клиническое юридическое образование предоставляет студентам возможность взять проблему реального клиента и работать с ней. Более узкое определение сфокусировано на причине использования метода. Через клинические методики студенты получают возможность обучиться больше, чем навыкам, и развить критическое и контекстуальное понимание права в его влиянии на людей в обществе. Тогда клиническое образование − это такое образование, которое ставит целью достижение этих интеллектуальных и учебных результатов. Использование аналогичных методик, имеющее в виду не более, чем развитие навыков, представляется практическим тренингом, но не клиническим по своей сути. Таким образом, взгляды на содержание понятия разнятся в зависимости от персонального опыта того, кто пытается дать определение.

Полагаем, что юридическая клиника − это подразделение вуза для оказания студентами-юристами на безвозмездной основе юридической помощи малоимущим гражданам и обучения студентов практическим навыкам соответствующей работы под руководством преподавателя вуза.

В настоящее время юридические клиники классифицируют по различным основаниям.

В зависимости от организационной формы выделяют следующие виды юридических клиник:

1. Интернатура, т. е. клиника, созданная вне вуза. Для создания интернатуры необходимы прочные деловые контакты вуза с юридическими фирмами или правоохранительными органами, с которыми заключаются договоры о сотрудничестве. Эта форма организации клинического обучения имеет ряд своих преимуществ − она не требует от учебного заведения финансовых затрат на создание материальной базы и кадровое обеспечение и не вынуждает рекламировать свою деятельность и «искать» клиентов. В то же время значительным недостатком интернатуры является ослабление связи студента с учебным заведением на период работы в организации.

2. Клиника, созданная при вузе, избавляет от отмеченных выше недостатков интернатуры, создавая ряд трудностей для руководства факультета: согласование деятельности клиники со стандартным учебным планом вуза, проблемы материальной базы (помещение, соответствующее оборудование, средства на организацию и поддержание работы клиники), решение вопроса об учете нагрузки руководителей клиники и оплате их труда[9].

Сегодня в России работают десятки программ, лидеры и участники которых по праву относят себя к клиническому движению. Можно выделить несколько наиболее типичных форм:

1. Юридическая клиника, предусматривающая работу с реальными клиентами на базе юридического факультета:

вид обязательной практики для всех студентов;

структурное подразделение факультета (института), в котором проходит часть практики (по выбору студента с процедурой отбора).

2. Юридическая клиника, предусматривающая работу с реальными клиентами за пределами юридического факультета:

работа в правозащитной организации;

работа в общественной приемной органов власти, местного самоуправления и общественных организаций;

студенческая юридическая консультация; межвузовская клиника.

3. Юридическая клиника, не предусматривающая работу с реальными клиентами:

− практические спецкурсы в рамках учебной программы;

− отдельные модули, практикумы, практические занятия в рамках «традиционных» курсов;

− факультативная программа практического обучения (по выбору студентов и с процедурой отбора).

Часто происходит совмещение разных форм, которые удачно дополняют друг друга.

По характеру изучаемых тем и принимаемых к рассмотрению проблем выделяют:

1. Клиники общей практики.

2. Специализированные клиники (по категориям дел: по экологическим вопросам, по жилищным вопросам, по трудовым вопросам, по социальным вопросам, по правам потребителей и т. п.; по категориям клиентов: несовершеннолетние, заключенные, пострадавшие от насилия, беженцы и вынужденные переселенцы и т. п.).

Юридические клиники также могут отличаться по виду оказываемой помощи, ограничиваясь консультациями и составлением документов, либо осуществляя представление клиента в полном объеме вплоть до высших судебных инстанций и международной защиты.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи населению являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

Юридическая клиника – это организация на правах структурного подразделения вуза, осуществляющего подготовку юридических кадров, правового консультирования населения и получения студентами-юристами теоретических знаний и практических навыков в области безвозмездного оказания юридической помощи населению.

§ 1.3. Нормативно-правовое регулирование оказания
бесплатной юридической помощи населению

Вопросы оказания бесплатной юридической помощи гражданам регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»[10]. Этим законом устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.

Граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Бесплатная юридическая помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства оказывается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Оказание бесплатной юридической помощи основывается на следующих принципах:

− обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;

− социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;

− доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

− контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;

− установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;

− свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;

− объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;

− равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;

− обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.

Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

− правового консультирования в устной и письменной форме;

− составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

− представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством видах.

Оказание бесплатной юридической помощи осуществляется:

− физическими и юридическими лицами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

− физическими и юридическими лицами, являющимися участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

− иными лицами, имеющими право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:

− федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;

− органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;

− органы управления государственных внебюджетных фондов;

− государственные юридические бюро.

Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции. Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представляют интересы гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Для обеспечения функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, а также для оказания гражданам бесплатной юридической помощи могут создаваться государственные юридические бюро. Государственные юридические бюро являются юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов Российской Федерации.

К участию в государственной системе бесплатной юридической помощи могут привлекаться также адвокаты и нотариусы.

Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных указанным Федеральным законом, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

− граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (малоимущие граждане);

− инвалиды I и II группы;

− ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;

− дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

− несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних;

− некоторые другие категории граждан;

Помимо государственной системы Законом предусмотрена и негосударственная система бесплатной юридической помощи, которая формируется на добровольных началах. Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

Статья 23 ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» специально посвящена оказанию помощи гражданам юридическими клиниками. Определено, что образовательные учреждения высшего профессионального образования для реализации целей, указанных в данном Законе, правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи могут создавать юридические клиники. При этом установлено, что юридическая клиника создается в качестве юридического лица (если такое право предоставлено вузу его учредителем) или структурного подразделения вуза. Порядок создания вузами юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи определяются Министерством образования и науки РФ.

Юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.

В оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, получающие образование по юридической профессии в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (студенты, обучающиеся на бакалавров, специалистов, магистров) под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение студентов и деятельность юридической клиники (преподавателей и других лиц из числа ППС вуза).

В целях оказания гражданам бесплатной юридической помощи некоммерческие организации, адвокаты, адвокатские образования, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, нотариусы, нотариальные палаты могут создавать негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Негосударственный центр бесплатной юридической является либо юридическим лицом – некоммерческой организацией, либо структурным подразделением юридического лица. Но он может не являться юридическим лицом.

Для создания негосударственного центра бесплатной юридической помощи необходимы: помещение, в котором будет осуществляться прием граждан, а также лица, имеющие высшее юридическое образование, привлеченные (в том числе по трудовому договору или гражданско-правовому договору) осуществлять правовое консультирование граждан в данном негосударственном центре бесплатной юридической помощи.

Негосударственные центры бесплатной юридической помощи вправе оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. Виды бесплатной юридической помощи, категории граждан, имеющих право на ее получение, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, определяются негосударственными центрами бесплатной юридической помощи самостоятельно. При этом к категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, прежде всего, должны относиться граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации. При оказании бесплатной юридической помощи в негосударственных центрах бесплатной юридической помощи не допускается установление ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

В случае, если негосударственным центром бесплатной юридической помощи не определены категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, за оказанием бесплатной юридической помощи в этот центр имеют право обращаться граждане, указанные в статье 20 ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Ответственность за возможные неблагоприятные последствия оказания гражданину юридической помощи негосударственным центром бесплатной юридической помощи несут лица, оказавшие такую помощь, негосударственный центр бесплатной юридической помощи и учредители такого центра.

В целях обеспечения гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи Министерство юстиции РФ, его территориальные органы и негосударственные центры бесплатной юридической помощи, созданные в качестве юридических лиц, некоммерческие организации, являющиеся учредителями негосударственных центров бесплатной юридической помощи, осуществляют взаимодействие на принципах социального партнерства. Эти организации в случае, если им предоставлены соответствующие полномочия, могут на добровольной основе заключать соглашение о взаимодействии с Минюстом России или его территориальными органами. Подобным соглашением должно предусматриваться, в частности: осуществление данными организациями поддержки всех предусмотренных видов бесплатной юридической помощи; дополнительные требования к этим организациям; меры их государственной поддержки.

Некоммерческие организации и иные учредители негосударственных центров бесплатной юридической помощи осуществляют деятельность за счет собственных средств. Однако органы государственной власти и органы местного самоуправления могут осуществлять поддержку некоммерческих организаций, являющихся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи, в формах и в порядке, которые установлены законодательством о некоммерческих организациях.

Финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации возлагается на органы государственной власти Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения и осуществляется за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Финансирование расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи за счет средств иных субъектов, осуществляется соответствующими субъектами самостоятельно.

§ 1.4. Особенности обучения студентов работе
в юридической клинике

Заслуживающее внимания видение клинического юридического образования предложили Хью Брэйн, Найджел Данкан, Ричард Граймз – авторы книги «Клиническое юридическое образование: активное обучение в вашей школе права». Они пишут: «Широкое определение – обучение через действие тем вещам, которые делает юрист. Оно может принимать форму имитации дел, включая ролевые игры, что эффективно для понимания сути того, как реально применяется право. В наиболее полной форме клиническое юридическое образование предоставляет студентам возможность взять проблему реального клиента и работать с ней. Через клинические методики студенты получают возможность обучиться больше, чем навыкам, и развить критическое и контекстуальное понимание права в его влиянии на людей в обществе. Тогда клиническое образование – это такое образование, которое ставит целью достижение этих интеллектуальных и учебных результатов. Использование аналогичных методик, имеющее в виду не более чем развитие навыков, представляется практическим тренингом, но не клиническим по своей сути»[11].

Традиционные лекционные и семинарские занятия, используемые в процессе обучения юристов, пусть даже достаточно сильно ориентированные на практику, в большинстве своём не способны научить студентов оказанию юридической помощи. Для реализации этой цели студентам должна быть представлена возможность личным участием решать профессиональные юридические задачи. Безусловно, это не отрицает необходимости проведения со студентами лекций и семинаров в традиционной форме, что является предпосылкой для функционирования юридических клиник как институтов, способных обучать студентов самостоятельному профессиональному действию. Однако, сталкиваясь с реальной правовой проблемой, студенту необходимо провести правовое исследование дела (анализ дела, как это принято называть), обратившись к анализу доказательств, фактов и права, самостоятельно познать содержание правовых норм и использовать их содержание при разработке консультации или позиции по делу, затем составить документ, проконсультировать и т.д. Всё это есть ситуация, которая с неизбежностью втягивает студента в самостоятельное реальное (не имитационное) профессиональное действие, включающее в себя и самостоятельное исследование, что позволяет ему в зависимости от материала и качества организации работы с ним получать определённый профессионально-юридический опыт, включающий в себя и соответствующие знания. Конечно, ни в коем случае нельзя говорить, что подобный образовательный процесс должен быть полностью самостоятельным.

Как известно, клиническое образование преследует две основные цели. Во-первых, обучение студентов практическим навыкам и нормам профессиональной этики (это достигается посредством представления студентами интересов реальных клиентов под тщательным контролем преподавателей, руководящих работой студентов). Во-вторых, оказание правовой помощи малоимущим и другим социально уязвимым слоям населения. И там, и там важны интерактивные методы обучения (кейс-метод, ролевые игры, имитации, дискуссии, творческие задания, приглашения специалистов, работа в малых группах, моделирование ситуации и т.д.), направленные на стимулирование самостоятельной деятельности учащегося в процессе познания и закрепления материала, на развитие навыков профессиональной коммуникации студентов.

В этой связи учебный курс по оказанию юридической помощи гражданам должен предусматривать изучение: правил работы в юридической клинике; правил делопроизводства в юридической клинике; профессиональной юридической этики практикующего юриста; методов опроса (интервью) клиента; методов анализа дела и выработки соответствующей правовой позиции; форм и правил консультирования клиента и юридической техники. Сама программа подготовки студентов для работы в правовой клинике при этом должна подразумевать под собой факультативные занятия по общим вопросам функционирования юридической клиники.

Формально данную программу можно разделить на две составляющие: теоретический и практический курсы. Теоретический курс включает в себя общую информацию о деятельности правовой клиники. Практический курс необходим для усвоения студентами отдельных учебных дисциплин по наиболее востребованным в работе юридиче­ской клинике вопросам, а также для обучения студентов правилам консульти­рования и работы с клиентами. Неотъемлемой частью практического курса обучения являются так называемые «деловые игры», которые позволяют создать модель правовой клиники в рамках учебной аудитории.

Если необходимо, добавляются такие темы, как альтернативные способы разрешения споров (переговоры, медиация), работа в суде первой инстанции, обжалование судебных решений, международная защита прав человека (обра­щение в Европейский суд и т.п.). Примеры ситуаций для анализа, ролевых игр и составления документов разрабатываются преподавателем-куратором и зависят от специализации клиники - от типов дел и клиентов.

Основное обучение происходит в процессе работы по реальным делам, когда, начиная с приема клиента и заканчивая консультированием, составлением документов, представлением интересов клиента в госорганах или суде, студент самостоятельно выполняет все действия юриста. Преподаватель-куратор заранее проверяет качество работы, но сам не вмешивается в контакт студента с клиентом или внешними структурами. В завершении работы над делом необходимо обсудить действия студентов. Они должны дать оценку своей работы и действиям коллег. По ходу работы с клиентами также проводятся и аудиторные встречи и занятия - в том случае, например, если есть явная потребность в дополнительном тренинге какого-то навыка, а также для обсуждения текущих изменений законодательства и правоприменительной практики по направлению работы клиники.

Со студентами, планирующими работу в клинике, должны быть проведены тренинги и мастер-классы посвященные следующим темам: правовой анализ; составление юридических документов; интервьюирование; консультирование; анализ дела; проведение переговоров; ораторское искусство. Специально разработанный преподавателем для клиники курс должен дать студентам возможность научиться базовым навыкам и аналитическому мышлению, необходимым для оказания качественных юридических услуг.

Для обучения фундаментальным навыкам преподаватели клиник должен использоваться ряд методик. В большинстве университетских клиник применяются такие методики преподавания как: использование письменных материалов; дискуссии на основе конкретных «казусов»: «мозговые штурмы», применяемые, например, для выявления выгодных и не выгодных стороне фактических обстоятельств дела; ролевые игры, основанные на материалах реальных дел; использование видеозаписи, позволяющее студентам наблюдать за тем, как другие и они сами выполняют те или иные задания; консультирование и обучение студентов преподавателями и практикующими юристами в индивидуальном порядке; оказание непосредственной юридической помощи клиентам: консультирование, составление документов и представительство клиентов, включая административные процедуры и (или) судебные процессы.

Интервьюирование является одним из наиболее важных навыков, которым студенты обучаются в клинике. Этот навык понадобится студентам не только для работы в клинике, но и на всем протяжении их профессиональной жизни, вне зависимости от области специализации[12].

Целесообразно для обучения будущих юристов практическим навыкам использовать видеозаписи имитационного интервьюирования. По результатам просмотра записи преподаватель вместе со студентами оценивает качество проведения интервью. Затем можно повторить интервью, используя в качестве посетителя клиники кого-то из студентов, произвести его видеозапись, сравнить обе записи. В случае отсутствия возможности осуществлять видеозапись следует просто, попросив студентов проинтервьюировать друг друга, попарно и комментируя их работу по памяти или по своим записям, оценить качество интервью.

Контроль и руководство являются одним из наиболее важных элементов клинического юридического образования. Иногда в роли руководителя-куратора выступает преподаватель вуза, но им может быть и практический работник, не занимающийся преподаванием на постоянной основе. В любом случае юридические вузы должны уделять большое внимание должному контролю за студентами, представляющими интересы реальных клиентов.

Значение контроля и руководства состоит в том, что они обеспечивают эффективность работы студентов и соблюдение ими этических норм.

Они предоставляют студенту и его куратору возможность непосредственного общения друг с другом для обсуждения дела, подготовки к выполнению тех или иных определенных задач, анализа имеющихся у студента вопросов и стимулирования критического мышления. Задача куратора состоит в том, чтобы помогать студенту учиться на собственном опыте, приобретая необходимые юристу знания и навыки.

Сложная задача руководителя на протяжении этого развития состоит в предоставлении студенту максимальных возможностей для получения действительно ценного и полезного опыта, но директивная форма руководства сменяется недирективной по мере прохождения студентом разных этапов работы. Так, на начальном этапе работы студент обладает определенными знаниями о законе, но не знает, как его применять. На этой стадии куратор снабжает студента инструкциями, разъясняет, на чем основаны эти инструкции, и принимает решения о каждом следующем шаге.

На промежуточном этапе студент уже в большей степени способен принимать решения. Подход к работе по делу становится в большей степени основанным на сотрудничестве, когда студент и куратор определяют, какую правовую проблему надо решить, разрабатывают процедуры для ее разрешения, оценивают эффективность предполагаемого решения и претворяют его в жизнь.

На заключительном этапе студент приобретает необходимые навыки и понимает правовой процесс и свои обязанности. Студент способен принимать самостоятельные решения. Куратор может не соглашаться с решениями студента, но должен проанализировать их, так как у студента могут быть интересные подходы к рассматриваемой правовой проблеме и заслуживающие внимания суждения. Здесь роль куратора состоит в предотвращении серьезных ошибок.

Вне зависимости от применения директивного или недирективного стиля руководства, важно, чтобы преподаватель-куратор был всегда открыт для консультаций со студентом, наблюдал за взаимодействием студента с клиентом, обеспечивал обратную связь и задавал вопросы студенту – все это помогает студенту провести анализ дела. Руководство и контроль может осуществляться в ходе общих занятий, в малых группах, на индивидуальных встречах или в процессе взаимодействия с клиентами, свидетелями, представителями противной стороны или судом. Задача куратора состоит в осуществлении достаточно тщательного контроля, чтобы помочь студенту при необходимости и предотвратить нарушение интересов клиента.

Клиенты юридической клиники, обращаясь за помощью, преследуют разные цели. Как правило, их волнуют правовые вопросы: как составить завещание, продать квартиру, как оформить право собственности на земельный участок и т.п. Но нередко к студентам-консультантам обращаются и те люди, кому нужна не правовая, а психологическая поддержка.

Все обращения клиентов в юридическую клинику можно условно разделить на три вида:

− обращения по вопросам правового характера;

− обращения по вопросам неправового характера, требующие психологи­ческой поддержки клиента;

− обращения смешанного типа.

Одним из самых непростых вопросов является материально-техническое обеспечение деятельности юридической клиники.

Прежде всего, юридическая клиника – это рабочее место юриста-консультанта. Работу современного юриста невозможно представить без ком­пьютера и принтера. В действительности, в минимальное оснащение стоит включить и сканирующее устройство, с помощью которого можно существенно упростить документооборот, переведя, по возможности, большую часть документов в электронную форму хранения.

Следующее по важности значение имеет программное обеспечение, используемое юристом-консультантом. Нелишним будет напомнить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается использовать только лицензионное программное обеспечение либо так называемое бесплатное программное обеспечение. Соответственно, руководство клиники должно особенно контролировать программное обеспечение, используемое на компьютерах консультантов. В минимальный пакет должны входить текстовый редактор, программа для сканирования изображений, браузер, соответствующие программы для просмотра видео- и фото- и прослушивания аудиозаписей.

Конечно же, работа современного юриста невозможна без электронных правовых систем, таких как Консультант Плюс или Гарант. Сегодня эти правовые системы стали основным рабочим инструментом юриста. Несмотря на немалую стоимость, рабочий компьютер консультанта должен быть оснащен доступом к одной из таких систем в обязательном порядке.

Определенное внимание стоит уделить возможности доступа с рабочего места юриста в сеть Интернет. Это позволит получить доступ к: огромным объемам профессиональной информации, находящейся в сети; информации общего характера, которая может иметь значение при рассмотрении обращения; информации о юридических клиниках и юридическом клиническом образовании в Российской Федерации. Доступ в сеть Интернет обеспечит возможность общения с коллегами и обмена актуальной информацией с помощью различных электронных систем.

Конечно, крайне желательно, чтобы юридическая клиника имела собственное выделенное помещение для приема граждан, которое должно быть соответствующим образом оборудовано. Но может получиться так, что вся работа с клиентами юридической клиникой выполняется не на базе учебного заведения, при котором эта юридическая клиника создана, а вообще на базе сторонней организации. Это может быть связано и с простотой доступа для клиентов в такой консультационный пункт (например, когда консультационный пункт сторонней организации находиться в центре города, а учебное заведение располагается на окраине), и с большей известностью консультационного пункта как такового (например, когда консультации проводятся в точке, хорошо знакомой для потенциальных заявителей). В этой ситуации консультационный пункт, хоть и используется в интересах юридической клиники, но самой клинике не принадлежит. Однако в любом случае это помещение должно быть соответствующим образом оборудовано.

В процессе проведения занятий в юридической клинике необходимо осуществлять учет обращений туда клиентов. Учет обращений в юридической клинике – это возможность не только зафиксировать все обращения, но и, проведя соответствующие анализ и классификацию таких обращений, повысить эффективность работы с вновь поступающими обращениями, спрогнозировать планы на будущее, выявить направления, в которых стоило бы активизировать работу, либо, выявив наиболее актуальные проблемы, выработать новые формы и методы решения этих проблем.

Соответственно, учет должен иметь такие формы, чтобы: учетная единица информации – обращение, имело все необходимые для анализа атрибуты (элементы); все атрибуты (элементы) учетной единицы информации были описаны с достаточной для анализа полнотой; система учета должна позволять достаточно гибко анализировать содержащуюся в ней информацию.

Учет обращений в юридическую клинику не должен ограничиваться сведениями, заносимыми в журнал обращений, ибо они содержат минимальную информацию о заявителе и о консультанте (преподавателе), работавшем с ним. Такая система учета не может быть признана ни достаточно полной, ни достаточно гибкой. Большую гибкость предоставляют системы учета, в которых используются карточки, индивидуально заполняемые на каждого заявителя. Кроме того, в пределах карточки, как правило, всегда имеется больше возможности выделить достаточное для описания сути обращения место. Но наибольшую гибкость, конечно, представляют системы учета обращений, построенные на электронных базах данных, причем с возможностью многопользовательского доступа.

При использовании подобной базы каждый из консультантов самостоятельно вносит в нее информацию, связанную с работой с клиентом. При этом информация остается открытой для других пользователей, что позволяет: упростить поиск информации о предыдущих обращениях клиента; организовать поиск по обращениям с аналогичной проблематикой; организовать анализ информации по широкому диапазону данных, содержащихся в базе.

ГЛАВА 2. ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ И
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ГРАЖДАН
В ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИКАХ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: