Эпикуреизм

Основатель – греческий философ Эпикур (342-271 гг. до Р.Х.), наиболее известный писатель античного эпикуреизма – римский поэт Лукреций Кар (99-55 гг. до Р.Х.).

Философия, по Эпикуру, нужна для того, чтобы указать человеку верный путь к счастью. К счастью стремятся все, но лишь философ знает, как его достичь. Без философии стать истинно счастливым невозможно. Эпикуреизм – этика счастья, эвдемонистическая этика. Принцип киренаиков развёртывается в систему.

Конечная цель и высшее благо человека – наслаждение, но – чистое, разумное, определяемое и опосредствованное мыслью. Принцип эпикуреизма – удовольствие, но как всеобщее, следовательно, проникнутое мышлением. Зло – неудовольствие, страдание, беспокойство. Высшее благо человека – душевный покой, достигаемый величайшей культурой души. Жить надо легко, свободно, спокойно, без душевного беспокойства. Хорошо и добродетельно всё, что ведёт к такому покою, освобождает душу от суеты и страха.

Всё, чему учит философия – лишь средство для достижения счастья, поэтому физика, учение о природе, и теория познания (логика) –лишь пропедевтика к этике.

«Мой способ объяснения, - писал Эпикур, - имеет целью невозмутимость самосознания, а не познание природы само по себе». Нельзя освободить душу от страхов, не зная природы Вселенной, природы вещей. Философия должна уничтожать страх пред непонятным. Поэтому Эпикур избрал в качестве основы эвдемонистической этики - материалистическую атомистику, которая позволяет естественным образом объяснить всё, что происходит в мире, изгоняя всевозможные суеверия и страхи. Эпикур написал множество сочинений о природе и был одним из крупнейших просветителей античности. Вместе с тем научное значение его работ едва ли было велико (они не сохранились), так как он не стремился к научной истине и однозначному объяснению природных явлений. Но общий принцип его физики, лежащий в основе объяснения конкретных явлений природы – тот же самый, что лежит и в основе физики XVII-XX вв.: атомы, их движение, соединение и разделение.

Всё, что было сказано об атомистике Демокрита, справедливо и относительно эпикуреизма, за одним существенным исключением: Эпикур не признаёт последовательный демокритовский детерминизм (всеобщую необходимость), утверждая возможность «спонтанного отклонения атома». Без признания такого отклонения невозможно признать и свободу воли человека, а свобода – основа основ этики. Эту проблему мы обсудили ранее в теме 5.

Эпикурейская этика на протяжении многих веков пользовалась дурной славой, особенно во времена господства христианства, с его аскетической этикой, направленной на сверхъестественное и «потустороннее», существование которого Эпикур решительно отрицал. В эпоху Возрождения она была, однако, реабилитирована и получила с тех пор всемирное распространение. Этика – главная и лучшая часть эпикурейской философии.

При всех различиях эпикурейцев объединяет со стоиками принцип индивидуализма, единичности самосознания, невозмутимости духа, самодовления мудреца, наслаждения самим собой. Сенека писал, что нравственные правила Эпикура «предписывают святое и правильное».

Как же так? Ведь принцип удовольствия как таковой разрушает мораль. Если моё удовольствие, моё влечение превыше всего, если оно и есть высший критерий добра, права, справедливости, - то всякая обязанность, всякий долг, всё общее и общезначимое уничтожается. Поэтому Эпикур и оговаривается: высшее благо есть удовольствие, но как следствие философии, то есть зрелого размышления, духовной зрелости, культуры души. Единичное ощущение должно быть взято в связи с целым. Поэтому круг эпикурейских удовольствий оказывается весьма небольшим: с точки зрения «крутых» прожигателей жизни они слишком слабы и немногочисленны. Эпикур учитывает историю этической мысли: высшее благо есть счастье, но оно должно быть во власти самого человека и не должно зависеть от внешнего, случайного. Эпикурейцы, как и стоики, стремились освободиться от всего связывающего человека, от внешней зависимости, от излишних забот, от особенных уз, и прежде всего – от уз суеверий, предрассудков и невежества.

Чтобы жить легко, свободно и счастливо, без душевных тревог, надо не связывать себя с тем, что можешь потерять, что не в твоей власти, а в нашей власти немногое. Чтобы жизнь в целом была приятной, от многих удовольствий надо отказываться. Образ жизни эпикурейца очень скромен и по существу не отличается от образа жизни стоика. Разве что эпикуреец выше ценит удовольствие, а для стоика оно (в принципе) безразлично.

Высшее удовольствие для Эпикура – отсутствие страдания и душевной тревоги. Главная душевная тревога – страх. Главная причина страха – невежество. Больше всего беспокоит людей страх перед «сверхъестественным», прежде всего – богами (духи, демоны, нечистая сила и т.п.) и «загробной» жизнью. Поэтому наука – величайшее благо для человека. Лишь она одна может расеять суеверный страх и привести человека к прочному душевному спокойствию, мудрой невозмутимости.

Богов надо чтить, но не из страха, а из уважения к их совершенству. Безбожник – не тот, кто отрицает богов толпы, а тот, кто приписывает богам то, что думает о них толпа. Боги – скопления тончайших огненных атомов, подобных атомам человеческой души, то есть «чистые души», без более грубой телесной оболочки (как у человека), но – телесные существа. Боги – блаженные существа, обитающие в межмировых пространствах, где на них ничто не действует (они не испытывают поэтому никаких страданий) и не вмешивающиеся в человеческие дела. Почитание без страха – первый элемент и блаженной жизни человека.

Люди также боятся смерти. Философия избавляет человека от страха смерти, а тому, кто смерти не боится, уже ничто не страшно. Смерть не есть зло, потому что всё плохое и хорошее – свойства жизни, а смерть – её отсутствие, следовательно смерть ни хороша, ни плоха. Страх доставляет ожидание прихода смерти, но пока мы есть, смерти нет, а когда смерть есть, тогда нас нет, следовательно, мы с ней никогда не встретимся. Не смешно ли бояться встречи с тем, что мы никогда не встретим?

Желания человека Эпикур делит на естественные и суетные (искусственные, извращённые). Естественные желания – либо необходимые, либо не необходимые. Желания необходимы либо для тела, либо для счастья, либо для жизни вообще. Надо следовать лишь естественным и необходимым желаниям, избегая всего остального. То, что естественно, даётся легко, а то, что трудно приобрести – суетно и по существу человеку не нужно.

Поэтому счастье или блаженную жизнь доставляет нам одно лишь трезвое разумение, изгоняющее ложные мнения и суетные желания. Помни об этом всегда, говорит Эпикур, и ты будешь жить как бог среди людей. «Началом всех вещей и величайшим благом является разумность (фронэсис), которая поэтому ещё превосходнее, чем философия; из неё рождаются все прочие добродетели. Ибо она учит, что нельзя жить счастливо, не живя рассудительно, прекрасно и справедливо, равно как нельзя жить рассудительно, прекрасно и справедливо, не живя приятно»[51].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: