Тема 12. Философия эпохи эллинизма

«Эпохой эллинизма» принято называть часть истории античности, время с 323 по 30 гг. до Р.Х., то есть от смерти Александра Македонского (в следующем году умер Аристотель) до взятия Александрии (научного центра эллинистической культуры) римскими воинами. Общественная жизнь этого периода характеризуется неустойчивостью, войнами, мятежами, образованием и распадом военно-монархических государств, сплавляющих самые различные этносы и культуры.

Философия этого времени носит эклектический и эпигонский характер: она комбинирует уже высказанные предшествующими мыслителями идеи и не создаёт принципиально новых учений. Она также приобретает преимущественно этическую и индивидуалистическую направленность: её главной задачей становится разработка искусства жизни, поиск личного совершенства, позволяющего достичь высшего возможного для человека блага в частной жизни, независимо от состояния общества и государства.

В центр ведущих философских учений становится образ мудреца, человека, в самом себе находящего абсолютно прочную точку опоры и смысл своего существования. Все школы этого периода видят совершенство человека и высшее благо человека в спокойном, невозмутимом состоянии души (атараксии).

Всю совокупность философских идей этого времени принято объединять в четыре главных направления: 1) стоицизм, 2) эпикуреизм, 3) скептицизм, 4) эклектицизм.

Стоики создают этику долга, эпикурейцы – этику счастья, скептики – этику душевного покоя, основанного на безразличии к истине. Эклектики стремятся собрать «всё лучшее» из всех философских учений прошлого и современности, не заботясь особенно о том, совместимы ли эти идеи друг с другом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: