Зарубежная психология во второй половине ХХ в

Модификации глубинной психологии во второй половине ХХ в. Проблема идентичности и ее формирования в трудах Э. Эриксона. Общая характеристика подхода глубинной психологии к проблеме структуры, движущих сил и механизмов развития психики.

Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера и теории программированного обучения. Концепции социального научения. Теория ролей Д. Мида. Работы Д. Долларда, Н. Миллера, Д. Роттера, А. Бандуры.

Генетическая психология Ж. Пиаже. Исследование мышления методом клинической беседы. Эгоцентризм и другие характеристики детского мышления. Развитие эпистемологической концепции Ж. Пиаже, его взгляды на адаптацию как взаимосвязь ассимиляции и аккомодации. Понятие операции, этапы развития операционального мышления. Исследование Л. Кольбергом нравственного развития детей. Открытие новых закономерностей познавательного развития детей в трудах Д. Брунера.

Идея «третьего пути» развития психологии. Предмет психологии и методы психологического исследования в гуманистической психологии. Понятие о неадаптивной личности. Проблемы самоактуализации и цельной личности в работах Г. Олпорта, А. Маслоу и К. Роджерса. Понятие о чертах личности, введенное Г. Олпортом. Иерархия мотивов в концепции А. Маслоу. Роль самооценки в развитии личности в работах К. Роджерса.

Предмет психологии и методы психологического исследования в когнитивной психологии. Подход к психике как к системе переработки информации. Работы Д. Миллера, Ю. Галантера, К. Прибрама, У. Найссера, структурный анализ восприятия, памяти и мышления.

Развитие междисциплинарных и межкультурных исследований. Культурно-антропологический подход к проблеме социализации М. Мид. Психологические взгляды А. Кардинера.

Возникновение и развитие эго-психологии. Теория Г. С. Салливена. Общая характеристика концепции Э. Берна. Логотерапия В. Франкла. Теория личностных конструктов Д. Келли. Экологическая теория восприятия Д. Гибсона.

Психотерапия и ее развитие в психоанализе, бихевиоризме и гуманистической психологии.

Влияние эволюционной биологии и этологии на развитие возрастной психологии, развитие психофизиологии и психогенетики.

Развитие когнитивной психологии, становление новых концепций интеллекта (Д. Флейвелл, Р. Стернберг, де Боно), появление когнитивной персонологии.

Теория социальных представлений С. Московиси. Разработка проблемы идентичности, анализ различных видов идентичности, ее связи с социальным взаимодействием людей, самокатегоризацией, социальными представлениями.

Основные тенденции развития зарубежной психологии на рубеже ХХ–ХХI вв. Методологические проблемы современной психологии. Психология и общая методология науки. Основные представления о парадигмальном статусе психологии. Парадигмы в психологии. Влияние постпозитивизма, конструктивизма и постмодернизма на методологию современной психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: