Распределенность терминов в суждениях

Суждение – это высказывание о наличии или отсутствии какого-либо признака.

В понятии, по существу, ничто не утверждается и не отрицается. В нем лишь выделяется сам предмет мысли. В суждении же акцентируется внимание на самом соотношении между какими-либо предметами мысли. Делается это в форме утверждения или отрицания.

Будучи так или иначе отражением действительности, суждение обладает в то же время относительной самостоятельностью. В силу этого по своему содержанию оно может быть истинным или ложным. Суждение истинно, если оно соответствует действительности (т.е. связывает то, что связано в самой действительности, и разъединяет то, что фактически разъединено).

Истинность и ложность — важнейшие характеристики суждения, отличающие его от понятия. Ведь понятие, не будучи ни утверждением, ни отрицанием, само по себе не может быть ни истинным, ни ложным.

Если назначение понятия сводится к выделению предмета мысли, то суждение — универсальная форма раскрытия реальных связей и отношений между предметами в природе и обществе, между любыми предметами мысли.

В виде суждений формулируются, по существу, все научные положения, ими выражаются достигнутые научные истины. Суждения служат также универсальной формой духовного общения между людьми, взаимообмена ин­формацией о самых различных сторонах действительности.

Суждение, будучи сложной формой мышления, обладает особой структурой. Она обусловлена тем, что всякое суждение предполагает наличие по крайней мере двух мыслимых предметов, так или иначе соотносящихся друг с другом. Поэтому суждение состоит из двух основных компонентов — субъекта и предиката, определенным образом связанных между собой.

Субъект суждения — это понятие, о котором утверждается или от­рицается что-либо, сокращенно обозначается в логике буквой "S".

Предикат суждения — понятие о том, что именно утверждается или отрицается о некотором другом понятии, сокращенно обозначается буквой "Р".

Субъект и предикат называются терминами суждения.

Термины суждения носят соотносительный характер. Один не существует без другого (нет субъекта без предиката, как и наоборот).

Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание.

Связь (отношение) между субъектом и предикатом раскрывается посредством логической связки и в языке выражается словами "есть" ("не есть"), "является" ("не является") и другими, синонимичными им. Нередко связка попросту отсутствует, а логическое соотношение между субъектом и предикатом раскрывается посредством грамматического согласования слов: "Конституция принята", "Закон не действует".

В самом общем виде суждение можно наглядно выразить следующей формулой: "S есть (не есть) Р". В современной логике "S" и "Р" называются логическими переменными, так как они могут вмещать в себя самое различное содержание. А связка — это логическая постоянная. В ней заключено одно и то же неизменное содержание: она всякий раз служит показателем наличия или отсутствия чего-либо у предмета мысли.

Суждение выражается посредством языка. Носителем суждения выступает предложение (или сочетание предложений).

Предложения по своему назначению (или цели высказывания) делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательные предложения и выражают суждения. Например: "Я делаю зарядку". Здесь сообщается что-то о чем-то — следовательно, содержится утверждение (или отрицание), которое может быть истинным или ложным.

Повествовательные предложения, в свою очередь, могут быть не только двусоставными, но и односоставными (назывными, безличными, неопределенно-личными и т.п.). Последние тоже выражают собой суждения. Возьмем, например, назывное предложение: "Осень", "Снег", "Дождь".

Безличные предложения тоже выражают суждения, например: "Вечереет", "Скучно", хотя предмет мысли здесь лишь подразумевается (внешняя среда; человек, испытывающий определенное душевное состояние).

Вопросительные предложения, наоборот, не выражают суждений. Например: "Найдено ли решение?" Здесь непосредственно нет ни утверждения, ни отрицания. Иначе мы сказали бы просто: "Решение найдено".

Не будучи ни утверждением, ни отрицанием, вопрос не может быть также истинным или ложным. Он бывает лишь правильным и неправильным.

Познавательная роль вопросов очень велика. Наряду с суждениями они позволяют осуществлять процесс научного познания, двигаться от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному, более точному и глубокому. Форму вопроса нередко принимают цели и задачи исследования, научные проблемы, гипотезы и т. д., без которых не может быть развития науки.

От вопросительных предложений в собственном смысле отличаются так называемые риторические вопросы. Как и повествовательные предложения, они по существу тоже выражают собой суждения, но в особой, специфической форме.

Побудительные предложения, подобно вопросительным, тоже основаны на каких-либо суждениях. Например: "Найдите решение!" Здесь предполагается, что "Решение существовало", "Решение необходимо". Однако логический смысл и назначение таких предложений состоят не в констатации этих фактов, а в побуждении кого-то к совершению действия, требовании, пожелании, просьбе.

Итак, каждому из типов предложений соответствует своя логическая форма: повествовательному предложению — суждение; вопросительному — вопрос как форма перехода от одного суждения к другому; побудительному — побуждение кого-то к чему-то.

Чтобы выявить логический смысл предложения, надо найти в нем субъект и предикат. А это, как очевидно, не простая задача. Ведь они подвижны и могут выражаться в предложении разными способами. Знание таких способов имеет огромное практическое значение для точного выражения наших мыслей. О каких же конкретно способах идет речь?

Прежде всего, это соответствующая грамматическая форма предложения. Оно может быть построено так, чтобы субъект суждения был выражен непременно подлежащим (или его группой), а предикат — сказуемым (или его группой). Если, например, мы хотим высказать мысль, что именно Иванов, а не какой-то другой студент победил на олимпиаде, то ей можно придать следующую грамматическую форму: "Студент, победивший на олимпиаде, ~ это Иванов". Но если мы хотим выразить другую мысль, что Иванов победил именно на олимпиаде, а не на конкурсе, то можем грамматически оформить ее так: "Место, где победил Иванов, — это олимпиада".

Другой способ — порядок слов в предложении. Его суть в том, что все известное в суждении сдвигается в сторону субъекта, в начало предложения, а предикат как носитель новизны ставится в конце.

Порядок слов используется в практике мышления нередко. Так, в Священном Писании сказано: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Здесь "Слово" стоит то в конце предложения, то в его начале. Почему? Потому что в разных предложениях оно несет совершенно различную смысловую нагрузку. В первом оно выражает новое знание, следовательно, выступает предикатом (ср.: "То, что было в начале, — это Слово"). Во втором и третьем оно выражает уже известное, т. е. является субъектом, а новое знание воплощено в словах: "у Бога" и "Бог".

Еще одним из способов выражения предиката служит логическое ударение. В устной речи оно выражается усилением голоса, а на письме — подчеркиванием.

Наконец, к способам выражения субъекта и предиката относится контекст. Например, трудно сразу определить логический смысл, т. е. найти субъект и предикат в предложении: "Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека". Здесь помогает контекст. О чем идет речь в предыдущей фразе? О науке, "Наука требует от человека всей его жизни". Значит, в последующей фразе субъектом будет уже не "наука", а "то, что требует наука от человека", предикатом же — "большого напряжения и великой страсти".

Знание этих способов выражения субъекта и предиката в предложении позволяет правильно устанавливать логическую структуру суждения.

Важную роль в познании играет классификация.

Классификация всегда устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемую область объектов на группы, чтобы упорядочить эту область и сделать ее хорошо обозримой.

Понятие, объем которого делится, является родом, а новые понятия -это виды по отношению к данному роду. Деление объема родового понятия на видовые понятия - это отыскание тех признаков, которые присущи одним видам и отсутствуют у других. Сами видовые понятия также могут стать объектом деления и т.д. Такое многоступенчатое, разветвленное деление и принято называть классификацией в строгом смысле слова.

Ведущей идеей Линнея было противопоставление естественной и искусственной классификаций. Искусственная классификация использует для упорядочения объектов несущественные их признаки, вплоть до ссылки на начальные буквы имен этих объектов (алфавитные указатели). В качестве основания естественной классификации берутся существенные признаки, из которых вытекают многие производные свойства упорядочиваемых объектов. Искусственная классификация дает очень скудные и неглубокие знания о своих объектах; естественная же классификация приводит их в систему, содержащую наиболее важную информацию о них.

Обладая определенной структурой, суждения различаются в первую очередь по степени сложности. В зависимости от этого все их бесконечное многообразие можно разделить на две обширные группы (два типа) — простые и сложные.

Простые суждения состоят из одного простого предложения.

Сложные суждения состоят из двух и более простых суждений, тем или иным способом связанных между собой.

Простые суждения, поскольку в них раскрывается безусловная связь между предметами мысли, называются еще иначе категорическими. С точки зрения структуры простые категорические суждения, будучи неделимыми на еще более простые суждения, включают в себя в качестве составных частей лишь понятия, образующие субъект и предикат.

Особое значение в логике придается делению простых суждений на виды по характеру связки (ее качеству) и субъекта (по его количеству).

Качество суждения — одна из важнейших его логических характеристик. Под ним разумеется не фактическое содержание суждения, а его самая общая логическая форма — утвердительная или отрицательная. Качество определяется характером связки — "есть" или "не есть". В зависимости от этого простые суждения делятся по характеру связки (или ее качеству) на утвердительные и отрицательные.

В утвердительных суждениях раскрывается наличие какой-либо связи между субъектом и предикатом. Выражается это посредством утвердительной связки "есть" или соответствующими ей словами, тире, согласованием слов. Общая формула утвердительного суждения - "S есть Р". Например: "Грибы — растения".

В отрицательных суждениях, наоборот, раскрывается отсутствие той или иной связи между субъектом и предикатом. И достигается это с помощью отрицательной связки "не есть" или соответствующими ей словами, а также просто частицей "не". Общая формула — "S не есть Р". Например: "Книга не интересна". Важно при этом подчеркнуть, что частица "не" в отрицательных суждениях стоит непременно перед связкой или подразумевается. Если же она находится после связки и входит в состав самого предиката (или субъекта), то такое суждение все равно будет утвердительным.

Отрицательные суждения тоже имеют две разновидности: а) суждения с положительным предикатом: формула "S не есть Р"; б) суждения с отрицательным предикатом: " S не есть не-Р ".

Количество суждения — это его другая важнейшая логическая характеристика. Под количеством здесь разумеется отнюдь не какое-нибудь конкретное число мыслимых в нем объектов (например, число дней недели, месяцев или времен года, планет Солнечной системы и г. д.), а характер субъекта, т. е. его логический объем. В зависимости от этого выделяются общие, частные и единичные суждения.

Общими называются суждения, в которых что-либо утверждается обо всей группе предметов и притом в разделительном смысле. В русском языке такие слова выражаются словами "все", "всякий", "каждый", "любой" (если суждения утвердительные) или "ни один", "никто", "никакой" и др. (в отрицательных суждениях). В символической логике такие слова называются кванторами (от лат. quantum — сколько). В данном случае это квантор общности.

В традиционной логике общие суждения выражаются формулой "Все S есть Р" ("Ни одно S не есть Р").

Частные суждения — те, в которых что-либо высказывается о части какой-то группы предметов. В русском языке они выражаются такими словами, как "некоторые", "не все", "многие", "часть", "отдельные" и др. В современной логике они носят наименование "квантор существования".

В традиционной логике принята следующая формула частных суждений:

"Некоторые "S есть (не есть) Р".

Единичные суждения — это такие, в которых нечто высказывается об отдельном предмете мысли. В русском языке они выражаются словами "это", именами собственными и т.д. Формула "Это S есть (не есть) Р". Примеры: "Софийский собор — самый красивый в мире"; "Платон – известный философ античности".

Качество и количество суждения тесно связаны. Поэтому в логике большое значение придается объединенной классификации суждений по их количеству и качеству. Возможны четыре вида таких суждений: общеутвердительные, частноутвердительные, общеотрицательные и частноотрицательные.'

Общеутвердительными называются суждения, общие по количеству, т.е. по характеру субъекта, общие, а по качеству, т.е. по характеру связки, утвердительные. Например: "Киты — млекопитающие".

Частноутвердительные суждения — частные по.количеству, утвердительные по качеству. Например: "Некоторые грибы ядовиты".

Общеотрицательные суждения — общие по количеству, отрицательные по качеству. Пример: "Ни один студент не получил "двойку".

Наконец, частноотрицательные суждения — частные по количеству, отрицательные по качеству. Пример: "Некоторые социологи не дают оптимистических прогнозов развития России".

Для формульной записи этих видов суждений в логике используются гласные буквы двух латинских слов "affirmo" ("утверждаю") и "nеgо" ("отрицаю"). Конкретно они означают суждения:

А — общеутвердительные, 1 — частноутвердительные, Е — общеотрицательные, О — частноотрицательные.

Чтобы правильно понимать смысл суждений и правильно оперировать ими, необходимо знать распределенность терминов в них — субъекта и предиката.

Распределенным считается термин, мыслимый во всем объеме;

нераспределенным — если он мыслится не во всем объеме, а частично.

В общеутвердительных суждениях (А)': "Все S есть Р" — субъект распределен, а предикат не распределен. Это видно на графической схеме:

 
 


В частноутвердительных суждениях (I): "Некоторые S есть Р" — субъект и предикат не распределены.

В общеотрицательных суждениях (Е): «Ни одно S не есть Р» - субъект и предикат не распределены.

       
   


Наконец, в частноотрицательных суждениях(О): ««Некоторые S не есть Р» субъект не распределен,

Предикат распределен.

 
 


Обобщая сказанное, можно вывести следующие закономерности, характеризующие распределенность терминов в суждениях:

а) субъект распределен в общих и не распределен в частных суждениях;

б) предикат распределен в отрицательных и не распределен в утвердительных суждениях.

Знание распределенности терминов в суждениях имеет большое значение в практике мышления. Оно необходимо, во-первых, для правильного преобразования суждений и, во-вторых, для проверки правильности умозаключений.

Предикат суждения, будучи носителем новизны, может иметь самый раз­личный характер. С этой точки зрения во всем многообразии суждений выделяются три наиболее распространенные группы: атрибутивные, реляционные и экзистенциальные.

Атрибутивные суждения - суждения о свойствах чего-либо, раскрывают наличие или отсутствие у предмета мысли тех или иных свойств (или признаков).

В содержательном плане это суждение о том, обладает или не обладает предмет мысли какой-либо совокупностью свойств или отдельным свойством.

Реляционные суждения (от лат. relatio — отношение), или суждения об отношениях чего-либо к чему-то, раскрывают наличие или отсутствие у предмета мысли того или иного отношения к другому предмету. Поэтому они обычно выражаются специальной формулой: х R у, где х и у— предметы мысли, а R — отношение между ними. Например: "Москва больше Санкт-Петербурга", "Павел старше Сергея".

Экзистенциальные суждения (от лат. existentia— существование), или суждения о существовании чего-либо, это такие суждения, в которых раскрывается наличие или отсутствие самого предмета мысли. Предикат здесь выражается словами "существует" ("не существует"), "есть" ("нет"), "был" ("не был"), "будет" ("не будет") и др.

Существует еще одно деление простых суждений на виды - по модальности, (от лат. modus - образ, способ).

Модальными называют высказывания, в состав которых входят так называемые "модальные понятия" (или "модальные операторы") типа "возможно", "необходимо", "случайно", "хорошо", "плохо" и т.д. Высказывания, в которых модальные понятия не употребляются, называются ассерторическими.

Таблица 1

Логические модальности Онтологические модальности Эпистемические модальности
Знание Убеждение
Логически необходимо Онтологически необходимо Доказуемо (верифицируемо) Полагает (убежден)
Логически случайно Онтологически случайно Неразрешимо (непроверяемо Сомневается
Логически невозможно Онтологически невозможно Опровержимо (фальсифицируемо) Отвергает
Логически возможно Онтологически возможно Логически возможно Допускает
Деонтические модальности Аксиологические модальности Временные модальности
Абсолют-ные Сравнительные Абсолютные Сравнительные
Обязательно Нормативно Безразлично Запрещено Хорошо Аксиоло-гически безраз-лично Плохо Лучше Равноценно Хуже Всегда Только Логически возможно Раньше Одновременно Позже
Разрешено        

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: