А. Маршаллв своих “Принципах” посвятил отдельную главу проблеме монополий, их искажающему влиянию на ценообразование. Однако А. Маршалл:
1) считал монополию исключением на общем фоне свободной конкуренции;
2) полагал, что тенденции к завышению монопольных цен нейтрализуются заинтересованностью монополиста в рынках сбыта своей продукции и благосостоянии потребителей;
3) моделировал монополию как абсолютную монополию, то есть охватывающую все производство данного товара; хотя и делал оговорку, что “в реальной жизни едва ли существуют такие абсолютные и постоянные монополии”.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг., спровоцированный во многом господством монопольных цен, сделал очевидным несоответствие “гладкого” анализа А. Маршалла острым углам реальных противоречий. В 1933 г. в двух вышедших одновременно, но по разные стороны Атлантики книгах – “Теория монополистической конкуренции” американца Э. Чемберлена и “Экономика несовершенной конкуренции ”англичанки Джоан Робинсон – в рамках неоклассической теории были предложены более реалистичные концепции, оставившие за теорией цены А. Маршалла суженную сферу рынков, где действует неограниченная свободная, или совершенная конкуренция, нетипичная для современной экономики.
|
|
Профессор Гарвардского университета Эдвард Чемберлен (1899-1967) провозгласил “вызов традиционной точке зрения экономической науки, согласно которой конкуренция и монополия – альтернативные понятия”, а также указал на переплетение конкуренции и монополии на современных рынках. Э. Чемберлен привлек внимание к той роли, которую играет в условиях рыночной экономики дифференциация продукта, сделав это понятие центральным в своей теории монополистической конкуренции.
Дифференциация продукта – разнообразие потребительских качеств и условий сбыта товара; она включает в себя: стиль, упаковку, все условия реализации и услуги, сопутствующие продаже, и пространственное местонахождение продавцов. Она способна обеспечить известную степень обособленности рынка для отдельной фирмы за счет разрыва в цепи субститутов и создать тем самым предпосылки для контроля над ценой. Монополия как рыночная категория означает контроль единоличного продавца или организации над предложением какого-либо продукта и тем самым над ценой. Там, где продукт дифференцирован, каждый продавец является одновременно и монополистом и конкурентом.
Пределы власти монополиста над ценой ограничены, во-первых, существованием субститутов, во-вторых, высокой эластичностью спроса по цене на продукт. Спрос может быть настолько эластичным, что наиболее выгодная цена для продавца не будет отличаться от цен других продавцов.
|
|
Э. Чемберлен по-новому поставил проблему спроса, рассмотрев его как параметр, на который монополист может целенаправленно воздействовать. Такой подход отразил проявившуюся в первой трети ХХ в. характерную эволюцию рыночной экономики – создание новых рынков, формирование спроса и управление спросом, разнообразие приемов рекламы, возникновение таких категорий, как маркетинг и франчайзинг. Постановка проблемы воздействия на спрос привела к введению в сферу экономического анализа наряду с издержками производства категории издержек сбыта - всех затрат, нацеленных на приспособление спроса к продукту, создание рынка для продукта. Цены, указывал Э. Чемберлен, – не единственный и даже не решающий инструмент конкуренции. Монополистическая конкуренция, основанная на дифференциации продукта, зависит прежде всего от качества товара и обслуживания потребителей, это - неценовая конкуренция. Дифференциация продукта является показателем распространения неценовой конкуренции.
Перечисляя барьеры для конкуренции и условия, порождающие монополию, – патентные права или исключительно высокая репутация фирменной марки, естественная ограниченность предложения (например, земельных участков в определенном районе), явные или тайные сговоры, Э. Чемберлен переходит от анализа монополистической конкуренции к анализу олигополии – раздела отрасли несколькими крупными фирмами. Дифференциация продукта ставит некоторые барьеры для “свободного доступа” в отрасль; допущение “свободного доступа” в отрасль утрачивает силу в отраслях, где требуется значительный стартовый капитал для открытия дела. При олигополии существует тенденция к стабильности цен, так как никто не снизит монопольную цену, поскольку это заставит других сделать то же самое.
Стихийная тенденция к параллелизму ценовых действий и к лидерству в ценах – система взаимоприспособления конкурентов по линии объема поставок продукции и по линии цен, выработки группового равновесия. Оборотной стороной системы олигопольных цен является тенденция к образованию избыточных производственных мощностей.
Одновременно с книгой Э. Чемберлена, выпустила свою монографию “Теория несовершенной конкуренции” выпускница и профессор Кембриджского университета Джоан Вайолет Робинсон (1903-1983). На ее работу оказал влияние вывод итальянского иммигранта ПьероСраффа
(1898-1983) о закономерности несовершенства конкуренции прежде всего в связи с эффектом масштаба, позволяющим снижать издержки при наращивании объемов производства.
Дж. Робинсон систематизировала анализ несовершенной конкуренции как порождения концентрации производства, преимуществ в конкурентной борьбе гигантских компаний с их программами ограничения, системами квотирования и т.д. Центральное понятие теории несовершенной конкуренции Дж. Робинсон - дискриминация цен как инструмент воздействия на рынок.
Дискриминация цен означает сегментацию рынка на основе использования различной эластичности спроса по цене у различных категорий потребителей, маневрирование ценами во времени и в пространстве. Применительно к “слабым” рынкам с высокой эластичностью спроса по цене – устанавливаются относительно низкие цены. Это позволяет расширить объем производства и сбыта, снижая издержки за счет экономии на масштабах. В других условиях – в отношении рыночных сегментов с высокой ценовой эластичностью – цены устанавливаются на более высоком уровне.
Маневрирование ценами – характерная черта рыночного поведения крупных корпораций – наиболее ярко проявляется в отношении новых товаров, когда первоначально устанавливается высокая цена для покупателей с низкой эластичностью спроса по цене (политика “снятия сливок”), затем цена понижается для вовлечения в орбиту своего воздействия новых слоев покупателей.
|
|
Дж. Робинсон ввела термин “монопсония”, означающий монополию на стороне спроса, в частности на рынках факторов производства (сырья или труда). Она описала общий случай монопсонии графически, показав понижение цены приобретаемого монопсонистом фактора производства сравнительно с ценой в условиях конкуренции. С монопсонией связана проблема рыночной эксплуатации – нарушения эквивалентности обмена при купле-продаже. Когда крупная фирма-монопсонист приобретает специфический вид труда неорганизованных работников, она имеет возможность навязать им условия сделки, при которых реальная заработная плата окажется ниже предельного продукта труда, что и означает эксплуатацию. Корни эксплуатации лежат в недостаточной эластичности предложения рабочей силы, однако противодействующим фактором могут быть профсоюзы и законодательство о минимальной зарплате. Робинсон выделяла как особый случай дискриминации, “когда работники-мужчины организованы в профсоюз, который добивается минимальной зарплаты, а женщины - не организованы”.
В противоположность Дж. Робинсон, Э. Чемберлен считал, что “поиски эксплуататора” не имеют смысла, и не скрывал враждебного отношения к профсоюзам, рассматривая их как монополистов на рынке рабочей силы. Различия взглядов этих двух авторов отражают разницу между двумя крылами основного течения экономической теории – консервативно-либеральным и либерально-реформистским. Олицетворением первого стали позднее неоавстрийская (Ф. Хайек) и Чикагская (Ф. Найт, М. Фридмен и др.) школы, второго - кейнсианское и близкие к нему направления (Стокгольмская школа, экономический дирижизм, обновленный институционализм). Любопытно, что во главе кейнсианства встали коллеги Э. Чемберлена по Гарвардскому университету - О. Хансен, П. Сэмюэлсон.Дж. Робинсон и П. Сраффа после выхода книги Дж.М. Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег”(1936) возглавили левое кейнсианство.
|
|
Теории денег, монополистической и несовершенной конкуренции показывают, что неоклассическая микроэкономика в своем развитии и распространении наталкивалась на проблемы, которые требовали внесения в нее существенных корректив. Одновременно за пределами неоклассики продолжали развиваться и возникать влиятельные альтернативные течения экономической мысли. Важнейшие среди них: американский институционализм, марксизм в двух его главных формах (западноевропейской социал-демократии и ленинизма), а также вбиравшие в себя достижения разных школ теории экономической конъюнктуры.