По профессии

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, ЕЕ МЕСТО В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЦИКЛЕ ДИСЦИПЛИН

Предметом курса является изучение методических закономерностей процесса профессионального обучения.

Согласно государственному образовательному стандарту по специальности 050501 – «Профессиональное обучение» педагог профессионального обучения обеспечивает приобретение профессии по программам начального профессионального образования учащимися образовательных учреждений.

Педагог профессионального обучения организует и проводит теоретическое обучение по общепрофессиональным и специальным учебным предметам, а также производственное обучение, основанное на сочетании практического обучения с производительным трудом при использовании передовых технологий, внедрении автоматизированных средств обучения и различных типов тренажерных комплексов.

Методика профессионального обучения – отрасль педагогической науки, тесно взаимосвязанная с другими дисциплинами. Она объединяет:

МЕТОДИКА ПО


ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПЕЦДИСЦИПЛИНЫ:

ДИСЦИПЛИНЫ - общенаучные по профилю

(изучают закономерности развития профессионального направления;

личности с учетом возрастных и - общетехнические дисциплины,

индивидуальных особенностей) связанные с изучением конкретных

профессий(сопромат, теромех и т.д.).

- технологические спецдисциплины

по профессии

Из данной схемы следует, что методика объединяет знания, умения, навыки психолого-педагогических дисциплин и спецдициплин, связанных с конкретной профессией, использует общие психолого-педагогические положения с учетом целей и содержания конкретной профессиональной деятельности.

Общая методика изучает: - общие принципы организации учебного процесса; - основы теоретического и производственного обучения; - методы, средства, формы профессиональной подготовки; - анализ нормативно-методической документации. Частная методика изучает: - методы преподавания конкретных разделов и тем; - способы отбора и проектирования содержания для конкретного учебного процесса; - процесс проектирования уроков по заданным темам.

Структурная модель методической деятельности педагога профессионального обучения

Этапы методической деятельности Методические знания Результаты Состав результатов
I Подготовительный (планирование учебной деятельности) - нормативные документы по планированию (образовательный стандарт, базисный учебный план, типовые и рабочие программы, методические инструкции); - методика планирования содержания учебной деятельности. Пакет планирующей документации 1. Сводный перспективный учебный план + краткие приложения к нему. 2. Календарно-тематическое планирование. 3. поурочное планирование. 4. Дидактический комплект наглядности.
  II Технологический (осуществление учебной деятельности) - психолого-педагогические основы формирования профессиональных умений и навыков; - системы профессионального обучения; - цели; - принципы, методы, средства, формы организации профессиональной подготовки. Осуществление технологической полготовки Формирование у учащихся: - профессиональных знаний, умений и навыков; - профессионально-технологического мышления; - профессиональной этики и эстетики; - профессионально значимых качеств; - творческого мышления.
III Заключительный (проверка и контроль учебной деятельности) - принципы, методы, способы и формы контроля; - критерии оценки профессиональной деятельности учащихся. Уровень сформированности профессиональной подготовки учащихся   - высокий; - средний; - низкий.

Методические умения – это способность выполнять деятельность, связанную с методикой проектирования, организации и контроля учебного процесса.

Существует несколько классификаций методических умений:

В зависимости от содержания методических задач:

- для реализации общеметодических задач

- для реализации задач частной методики

В зависимости от этапов методической деятельности

Методические умения планирования и организации учебной деятельности Методические умения осуществления учебной деятельности Методические умения проверки и контроля учебной деятельности

Классификация Эргановой:

Первая группа методических умений связана с общими основами профессиональной деятельности педагога:

- Умение проводить анализ учебно-программной документации по подготовке специалистов;

- Умение подбирать учебную литературу;

- Умение проводить методический анализ учебных занятий;

- Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала;

- Умение проектировать уроки теоретического и практического обучения;

- Умение разрабатывать различные формы организации учебной деятельности и т.п.

· Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения содержания учебного материала:

- Умение планировать систему уроков теоретического и практического обучения;

- Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания;

- Умение планировать учебно-производственные работы по профессии;

- Умение ставить цели и задачи урока на основе методического анализа учебного материала;

- Умение применять методы теоретического и практического обучения;

· Третья группа методических умений связана с творческим применением ранее сформированных умений:

- Умение применять методические рекомендации и технологии и методики обучения на практике;

- Умение создавать вариативную методику обучения с учетом целей и реальных условий обучения;

- Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.

Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях:

Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели и способа методической деятельности и выполнение ее по образцу, предложенному в методических рекомендациях.

Второй уровень применение имеющегося опыта методической деятельности в новых ситуациях, связанных с решением конкретных методических задач.

Третий уровень - это творческий перенос отдельных методических умений на новые предметные области.

В соответствии с квалификационной характеристикой специальности 050501 «Профессиональное обучение» педагог профессионального обучения должен быть готов к выполнению следующих видов профессионально-педагогической деятельности:

· профессиональное обучение;

· производственно-технологическая деятельность;

· методическая работа;

· организационно-управленческая деятельность;

· научно-исследовательская деятельность;

· культурно-просветительская деятельность.

В связи с вышеперечисленными видами работ выделяются следующие функции педагога профессионального образования:

1. Гностическая функция – постоянно исследовать и изучать педагогический процесс.

2. Проектировочная функция – планировать и моделировать результаты своей деятельности по организации учебного процесса.

3. Конструктивная функция – связана с разработкой педагогических технологий по решению учебно-воспитательных задач.

4. Коммуникативная функция – установление связей и межличностных отношений педагога с учащимися и их родителями, способствующих достижению целей.

5. Организаторская функция – организация учебно-воспитательного процесса профессионального обучения.

6. Контрольно-диагностическая функция – проверка, оценка и диагностика учебно-воспитательного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: