Исторический обзор развития профессионального образования

В эпоху рабовладельчества произошло отделение умственного труда от физического. Физический труд стал уделом рабов и рассматривался как низкий и презренный. Достойным занятием рабовладельца был умственный труд, философия, политика.

В эпоху средневековья изменяется отношение к профессиональному труду. Профессия рассматривается как жизненное призвание, как вид служения, установленный волей божьей. Ремесло отождествляется с искусством, мудростью, священностью.

В произведениях первых гуманистов-утопистов Томаса Мора (1478-1535) и Т. Кампанеллы заложены идеи всеобщего участия в труде. Они рассматривали знание ремесел как признак достоинства и уважения.

С развитием капиталистических отношений XIV – XVII вв. усиливается интерес к проблемам профессионального обучения, формам и методам его организации.

Одним из первых проектов профессионального обучения был предложен Дж.Беллерсом в 1695г. Этим английским экономистом и педагогом разработан трактат «Предложения об учреждении производственного содружества», в котором впервые сформулирован принцип соединения обучения с производительным трудом, в дальнейшем этот принцип был совершенствован Робертом Оуэном в 19 в.

Английским философом Д.Локком для детей рабочих предложено создание системы «рабочих школ» - приютов, в которые дети отдавались с 3 до 14 лет и обучались там какому-либо ремеслу.

Развитие индустриального производства вызвало массовое вовлечение детей и подростков в производство в связи, с чем появилась объективная необходимость в развитии профессиональных школ и ученичества в целенаправленной теоретической и практической подготовке рабочих профессий.

Прогрессивные изменения в профессиональную подготовку внес общественный деятель Франции К.А.Корбон. В своей книге «О профессиональном образовании» (1859 г.) он:

- подчеркивал значение свободного выбора профессии для личности и общества;

- необходимость всеобщей профессиональной подготовки и создания профессиональных школ;

- сочетание общего и профессионального образования;

- взаимосвязи умственного и физического труда;

- К.А.Корбон выступал против ранней профессионализации детей;

- подверг критике ремесленное ученичество за его длительность и низкое качество обучения.

Новый подход к проблемам профессионального образования был разработан и предложен в трудах К Маркса. Им выделены положения:

- соединение умственного и физического образования;

- сочетание узкой специализации с широким политехническим образованием;

- необходимость творческого отношения к трудовой деятельности;

- рациональная организация детского труда, его защита;

- замена системы ученичества профессионально-техническими школами.

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На Руси ремесленное ученичество оставалось основной формой подготовки рабочих до 18 в. Наиболее кардинальные усилия были предприняты Петром I, который провел важные реформы в области просвещения. Впервые были созданы школы, предпринята попытка широкого распространения грамотности и профессиональной подготовки.

Сподвижники Петра I В.Н.Татищев и В.И.Геннин создали систему государственных горнозаводских школ, разработали первые документы по организации и методике обучения ремеслам.

Важная роль в формировании основ профессиональной педагогики в России принадлежит великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому. Он рассматривал труд как важнейшее средство воспитания. Ушинский выделил особенности ремесленного образования нового типа:

- разработка ремесла на основе достижений науки и техники;

- ликвидация ученичества как формы эксплуатации детей;

- разработка системы профессиональных школ;

- соединение обучения с трудом;

- разработка методики обучения ремеслу.

В 60-е г. 19 в. в России началось становление теории и методики профессионального образования как самостоятельной отрасли научного знания.

Этому способствовала деятельность научных и технических обществ, которые создавали учебные заведения, изучали зарубежный опыт подготовки специалистов, проводили съезды, издавали научную и учебно-методическую литературу.

В формировании российской концепции профессионального образования приняли участие известные деятели, инженеры-педагоги Д.К.Советкин, С.А.Владимировский, ими были сформулированы следующие требования к системе и содержанию профессионального образования России:

- соответствие потребностям экономики;

- конкурентноспособность кадров;

- обязательная базовая общеобразовательная подготовка;

- разнотипный и разноуровневый характер профшкол;

- практическая направленность обучения;

- постепенная замена ученичества ремесленными школами.

Значительное место в развитии дидактики профессионального обучения в России принадлежит Московскому техническому училищу, где была разработана первая в мировой практике операционная система производственного обучения ремеслу.

В канун революционных событий в России стала очевидна необходимость реформы профессионального образования, которая предусматривала:

- создание многотипной системы профессионально-технических учебных заведений;

- установление связи между общим и профессиональным образованием;

- установление связи между школами и производством;

- более широкое развитие женского профессионального образования;

- согласованность управления и т.д.

Видным теоретиком профессиональной педагогики и организатором профшколы была Н.К.Крупская. В своих многочисленных трудах она сформулировала основные положения социалистической теории профессионального образования:

- единство образовательной и воспитательной функции;

- ориентация на потребности «завтрашнего дня»;

- взаимосвязь профшколы с производством;

- соединение специальной и общетехнической подготовки рабочих;

- политехническая направленность профессионального образования;

- единство и преемственность общего и профессионального образования;

- развитие системы переподготовки взрослых рабочих.

Весомый вклад в развитие профессионального образования в 20-е годы 19 в. внес Центральный институт труда под руководством А.К.Гастева. Разработана концепция краткосрочной подготовки рабочих. Создана моторно-тренировочная система производственного обучения.

В следующий период форсированная индустриализация страны вызвала резкую нехватку рабочей силы и побудила сделать акцент на краткосрочных формах подготовки рабочих непосредственно на производстве, резко сократить сроки обучения в фабрично-заводских школах (ФЗУ).

В 1940 г. была создана система государственных трудовых резервов, сформировалась квалифицированная методическая служба, которая разработала операционно-комплексную систему производственного обучения, организовала выпуск пособия «Методика производственного обучения», журнала «Производственное обучение».

Новый этап в развитии профессиональной подготовки отмечается с конца 50-х гг.с принятием закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В соответствии с этим законом в старших классах школы осуществлялась профессиональная подготовка к массовым профессиям. Этот подход принижал роль профессиональной школы. В середине 60-х гг. стала очевидна ошибочность такой модели развития образования страны и необходимость повышения роли профессионально-технического образования. Начался процесс расширения сети профтехучилищ, возникла потребность в разработке содержания, форм и методов профессионального образования. В этот период возникли крупные научные центры: ВНИИ профтехобразования, центральный учебно-методический кабинет в Москве, НИИ профтехпедагогики в Казани и др.

Значительная роль в становлении и развитии профтехобразования принадлежит таким ученым как П.Р.Атутов, С.Я.Батышев, Е,А.Климов, М.Н.Скаткин, С.А.Шапоринский и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: