В эпоху рабовладельчества произошло отделение умственного труда от физического. Физический труд стал уделом рабов и рассматривался как низкий и презренный. Достойным занятием рабовладельца был умственный труд, философия, политика.
В эпоху средневековья изменяется отношение к профессиональному труду. Профессия рассматривается как жизненное призвание, как вид служения, установленный волей божьей. Ремесло отождествляется с искусством, мудростью, священностью.
В произведениях первых гуманистов-утопистов Томаса Мора (1478-1535) и Т. Кампанеллы заложены идеи всеобщего участия в труде. Они рассматривали знание ремесел как признак достоинства и уважения.
С развитием капиталистических отношений XIV – XVII вв. усиливается интерес к проблемам профессионального обучения, формам и методам его организации.
Одним из первых проектов профессионального обучения был предложен Дж.Беллерсом в 1695г. Этим английским экономистом и педагогом разработан трактат «Предложения об учреждении производственного содружества», в котором впервые сформулирован принцип соединения обучения с производительным трудом, в дальнейшем этот принцип был совершенствован Робертом Оуэном в 19 в.
|
|
Английским философом Д.Локком для детей рабочих предложено создание системы «рабочих школ» - приютов, в которые дети отдавались с 3 до 14 лет и обучались там какому-либо ремеслу.
Развитие индустриального производства вызвало массовое вовлечение детей и подростков в производство в связи, с чем появилась объективная необходимость в развитии профессиональных школ и ученичества в целенаправленной теоретической и практической подготовке рабочих профессий.
Прогрессивные изменения в профессиональную подготовку внес общественный деятель Франции К.А.Корбон. В своей книге «О профессиональном образовании» (1859 г.) он:
- подчеркивал значение свободного выбора профессии для личности и общества;
- необходимость всеобщей профессиональной подготовки и создания профессиональных школ;
- сочетание общего и профессионального образования;
- взаимосвязи умственного и физического труда;
- К.А.Корбон выступал против ранней профессионализации детей;
- подверг критике ремесленное ученичество за его длительность и низкое качество обучения.
Новый подход к проблемам профессионального образования был разработан и предложен в трудах К Маркса. Им выделены положения:
- соединение умственного и физического образования;
- сочетание узкой специализации с широким политехническим образованием;
- необходимость творческого отношения к трудовой деятельности;
- рациональная организация детского труда, его защита;
|
|
- замена системы ученичества профессионально-техническими школами.
РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
На Руси ремесленное ученичество оставалось основной формой подготовки рабочих до 18 в. Наиболее кардинальные усилия были предприняты Петром I, который провел важные реформы в области просвещения. Впервые были созданы школы, предпринята попытка широкого распространения грамотности и профессиональной подготовки.
Сподвижники Петра I В.Н.Татищев и В.И.Геннин создали систему государственных горнозаводских школ, разработали первые документы по организации и методике обучения ремеслам.
Важная роль в формировании основ профессиональной педагогики в России принадлежит великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому. Он рассматривал труд как важнейшее средство воспитания. Ушинский выделил особенности ремесленного образования нового типа:
- разработка ремесла на основе достижений науки и техники;
- ликвидация ученичества как формы эксплуатации детей;
- разработка системы профессиональных школ;
- соединение обучения с трудом;
- разработка методики обучения ремеслу.
В 60-е г. 19 в. в России началось становление теории и методики профессионального образования как самостоятельной отрасли научного знания.
Этому способствовала деятельность научных и технических обществ, которые создавали учебные заведения, изучали зарубежный опыт подготовки специалистов, проводили съезды, издавали научную и учебно-методическую литературу.
В формировании российской концепции профессионального образования приняли участие известные деятели, инженеры-педагоги Д.К.Советкин, С.А.Владимировский, ими были сформулированы следующие требования к системе и содержанию профессионального образования России:
- соответствие потребностям экономики;
- конкурентноспособность кадров;
- обязательная базовая общеобразовательная подготовка;
- разнотипный и разноуровневый характер профшкол;
- практическая направленность обучения;
- постепенная замена ученичества ремесленными школами.
Значительное место в развитии дидактики профессионального обучения в России принадлежит Московскому техническому училищу, где была разработана первая в мировой практике операционная система производственного обучения ремеслу.
В канун революционных событий в России стала очевидна необходимость реформы профессионального образования, которая предусматривала:
- создание многотипной системы профессионально-технических учебных заведений;
- установление связи между общим и профессиональным образованием;
- установление связи между школами и производством;
- более широкое развитие женского профессионального образования;
- согласованность управления и т.д.
Видным теоретиком профессиональной педагогики и организатором профшколы была Н.К.Крупская. В своих многочисленных трудах она сформулировала основные положения социалистической теории профессионального образования:
- единство образовательной и воспитательной функции;
- ориентация на потребности «завтрашнего дня»;
- взаимосвязь профшколы с производством;
- соединение специальной и общетехнической подготовки рабочих;
- политехническая направленность профессионального образования;
- единство и преемственность общего и профессионального образования;
- развитие системы переподготовки взрослых рабочих.
Весомый вклад в развитие профессионального образования в 20-е годы 19 в. внес Центральный институт труда под руководством А.К.Гастева. Разработана концепция краткосрочной подготовки рабочих. Создана моторно-тренировочная система производственного обучения.
В следующий период форсированная индустриализация страны вызвала резкую нехватку рабочей силы и побудила сделать акцент на краткосрочных формах подготовки рабочих непосредственно на производстве, резко сократить сроки обучения в фабрично-заводских школах (ФЗУ).
|
|
В 1940 г. была создана система государственных трудовых резервов, сформировалась квалифицированная методическая служба, которая разработала операционно-комплексную систему производственного обучения, организовала выпуск пособия «Методика производственного обучения», журнала «Производственное обучение».
Новый этап в развитии профессиональной подготовки отмечается с конца 50-х гг.с принятием закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В соответствии с этим законом в старших классах школы осуществлялась профессиональная подготовка к массовым профессиям. Этот подход принижал роль профессиональной школы. В середине 60-х гг. стала очевидна ошибочность такой модели развития образования страны и необходимость повышения роли профессионально-технического образования. Начался процесс расширения сети профтехучилищ, возникла потребность в разработке содержания, форм и методов профессионального образования. В этот период возникли крупные научные центры: ВНИИ профтехобразования, центральный учебно-методический кабинет в Москве, НИИ профтехпедагогики в Казани и др.
Значительная роль в становлении и развитии профтехобразования принадлежит таким ученым как П.Р.Атутов, С.Я.Батышев, Е,А.Климов, М.Н.Скаткин, С.А.Шапоринский и др.