Осуществляется параллельно в 2-х направлениях


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА   ОБУЧЕНИЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
(контролируется государством, органы которого разрабатывают и утверждают инструкции по профессиональному обучению) (контролируется управляемой предпринимателями торгово-промышленной палатами, которые регистрируют «Договор о производственном обучении», осуществляют контроль за его выполнением, проводят вступительные и выпускные экзамены, присваивают квалификацию)

Управление Германской системой профессиональной подготовкой децентрализовано. Государство контролирует обучение в профессиональной школе, а торгово-промышленная и ремесленная палаты (самоуправляющиеся органы предпринимателей) – обучение на производстве.

Выпускники школ обращаются в местные ведомства по труду или же устанавливают контакты с предприятиями. Прием учеников осуществляется предпринимателями на основе экзамена и специального тестирования. Обучение в дуальной системе начинается с заключения «Договора о производственном ученичестве» между учеником и владельцем предприятия. Договор определяет: цель обучения, способ и содержание обучения, начало и продолжительность обучения, продолжительность рабочего дня, испытательного срока, величину и сроки выплаты заработной платы, продолжительность отпуска, условия, при которых договор может быть расторгнут.

Регистрируется данный договор торгово-промышленной или ремесленной палатами, которые также осуществляют контроль за его выполнением, проводят экзамен, присваивают квалификацию.

Содержание и процесс обучения конкретной профессии регулируют инструкции по профессиональному обучению, которые разрабатываются Федеральным институтом профессионального образования и утверждаются отраслевым министерством. Инструкции имеют рекомендательный характер.

Немецкие исследователи отмечают следующие недостатки дуальной системы:

· на многих предприятиях ученики овладевают лишь частью умений и навыков, предусмотренных инструкцией;

· обучение носит бессистемный характер;

· учебные планы и программы профессиональной школы не согласованы с содержанием обучения на производстве;

· предприниматели не желают создавать специальные рабочие места для учеников.

В настоящее время структура профессионального образования Германии имеет 3 ступени:

1 ступень – один год начальной профессиональной подготовки в процессе, которого получают теоретические основы выбранного профессионального направления.

2 ступень – общепрофессиональная подготовка – это знакомство с теоретическими и практическими основами группы родственных профессий.

3 ступень – специализация.

В 70-80-е гг. происходит структурная перестройка дуальной системы. Создаются профессиональные академии с трехлетним сроком обучения.

Обязательными предметами профессионального образования являются религия, родной язык, обществоведение. Остальные предметы имеют узкую профессиональную направленность. Теоретическая подготовка составляет 25 % всего времени обучения.

ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ

Швеция уделяет большое внимание развитию и реформированию профессионального образования. Тратит на это 8% валового национального продукта. На сегодняшний день в Швеции соотношение ученик-учитель достигло 12:1. Уже старшие классы школы имеют 2 направления: профессиональное и академическое.

После завершения обязательного школьного образования 2/3 учащихся поступают в профессиональные школы, в которых могут выбрать 2 или 3 направления и учатся там два – три года.

1/3 учащихся предпочитают академический курс, который длится три-четыре года.

Государство предоставляет различные дотации и стипендии, гарантирует рабочие места после окончания профессиональной школы.

СХЕМА ШВЕДСКОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ПРОФЕССИНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ   АКАДЕМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
2/3 всех выпускников 1/3 всех выпускников
Обучаются 2 – 3 года Обучаются 3 – 4 года

ФРАНЦУЗСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Во Франции средняя общеобразовательная школа длится 10 лет. Она состоит из начального образования (6 лет) для большинства детей длится с 6 до 11 лет, затем они переходят в колледж – это общеобразовательное четырехлетнее заведение. Перед последними двумя годами обучения в колледже происходит деление на классическую и предпрофессиональную подготовку. Далее обучение продолжается:

· через систему ученичества. В системе ученичества получают специальную подготовку на предприятии и посещают центры профессионального ученичества, находящиеся под государственным контролем. Срок обучения 2 года, после чего ученики получают свидетельство о профпригодности по узкой специализации.

· через систему лицеев готовят высококвалифицированных специалистов. Лицеи организуются в 2-х направлениях: общеобразовательном и профессионально-техническом. Обучение длится 2-3 года. После окончания профессионально-технического лицея получают звание бакалавра. Все бакалавры имеют право продолжать обучение в высших учебных заведениях.

Общее и профессиональное образование Франции является бесплатным, вся деятельность этой системы строго централизована и находится под контролем государства. Законы, постановления и другие документы, относящиеся к содержанию, программам, дипломам, преподавательским кадрам принимаются на государственном уровне.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ США

В соединенных штатах ответственность за образование и в том числе за профессиональное образование лежит на правительствах отдельных штатов. При управлениях образования каждого штата действуют Бюро директора по вопросам профессионального образования. В каждом штате функционируют Советы профессионального обучения.

На базе 12-летней средней школы после 10 класса выделяется три типа профилей: общий, академический, профессиональный.

Профессиональное образование осуществляется через следующие учебные заведения:

· Колледж (2 года)

· Технические и педагогические институты (4 года)

· Классические и профессиональные колледжи (4 года)

· Университеты (4 года)

Одной из распространенных форм подготовки рабочих кадров в США является обучение рабочих на производстве.

СХЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ США

11 -12 КЛАСС СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ выделяется три профиля
  общий   академический   профессиональный
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
 
Обучение рабочих на производстве Колледж (2 года) Технические и педагогические институты (4 года) Классические и профессиональные колледжи (4 года) Универ- ситеты (4 года)
             

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИИ

Система профессионального образования Англии включает три ступени: низшую, среднюю, высшую.

Низшая ступень организуется главным образом промышленными и коммерческими фирмами, основывается на системе ученичества. Под ученичеством понимается начальная профессиональная подготовка на предприятиях, которая длится 4-5 лет.

Средняя ступень реализуется в различных типах учебных заведений:

· Государственные колледжи

· Политехнические высшие учебные заведения

· Районные колледжи (обучающих техников и рабочих)

· Местные колледжи (организуют курсы для работников проходящих обучение в системе ученичества. Данные курсы позволяют сдать экзамены на квалифицированного рабочего).

Высшая ступень организуется в университетах с трехлетним сроком обучения

СХЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АНГЛИИ

    Высшая ступень  
Организуется в университетах с 3-х летним сроком обучения  
Средняя ступень  
· Государственные колледжи · Политехнические высшие учебные заведения · Районные колледжи (обучающих техников и рабочих) · Местные колледжи  
Низшая ступень  
Организуется промышленными и коммерческими фирмами, основывается на системе ученичества, которая является начальной профессиональной подготовкой и длится 4-5 лет  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: