В современных условиях организации производства система управления охраной труда (СУОТ) – это совокупность органов управления и объектов управления взаимодействующие между собой.
Управление охраной труда – это подготовка, принятие и реализация решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических мероприятий для обеспечения безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Управление охраной труда на предприятии в целом возложено на руководителя или главного инженера; в цехах, на производственных участках – руководителей соответствующих подразделений и служб.
Нормативно-правовой основой системы управления охраной труда являются законодательные и другие нормативные правовые акты, межотраслевые и отраслевые нормы и правила безопасности, производственной санитарии и др.
Важным инструментом СУОТ является планирование работ по охране труда.
Планирование работ по охране труда должно предусматривать определение заданий структурным подразделениям и функциональным службам предприятия и отдельным должностным лицам, участвующим в решении задач охраны труда.
На предприятии разрабатываются перспективные (на 5 лет), текущие (на 1 год) и оперативные (на квартал или месяц) планы охраны труда.