Понятие и система органов государственной власти

Государство осуществляет свои функции при помощи органов государственной власти. Им присущ ряд признаков: 1) все органы государственной власти создаются на основе Конституции и законов, 2) у каждого из них есть своя сфера деятельности и свой объем полномочий, 3) каждый орган государственной власти реализует свои полномочия методами, определенными законодательством, 4) все органы государственной власти составляют единую систему. В рамках этой системы, обладая различными полномочиями и собственной областью деятельности, они взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления функций, стоящих перед государством.

За тысячелетия своего развития человечество прошло сложный путь от понимания власти как единого целого, источником которого является высшая сила через посредство избранной личности – монарха, – к идее разделения властей. Ее суть – в том, что власть, сосредоточенная в одних руках, ведет к деспотизму и тирании, перестает служить гражданам, поэтому ее необходимо разделить на ветви, которые будут сдерживать друг друга. Эту концепцию разработали английский мыслитель и философ Джон Локк (1632-1704) и французский философ, юрист, историк и государственный деятель Шарль ЛуиМонтескье (1689-1755). Локк предлагал четко разделить власти на законодательную (парламент), исполнительную (монарх и кабинет министров) и федеративную (ведает международными отношениями). Монтескье дополнил концепцию, предложив выделить еще и судебную власть. Он выступал за конституционное закрепление механизма разделения властей. Этот принцип сейчас закреплен почти во всех конституциях.

В Республике Беларусь, согласно ст.6 Конституции, также существует разделение властей. Государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Таким образом, каждый орган, относящийся к той или иной ветви власти (например, районный суд, районная администрация и т.д.), является органом государственной власти.

У исследователей нет единого мнения о месте органов местного самоуправления в системе государственной власти. Есть точка зрения, что они являются частью законодательной ветви власти (местные представительные органы), другие авторы относят часть этих органов и к исполнительной ветви, третьи вообще предлагают рассматривать их вне системы органов государственной власти. Можно с уверенностью говорить лишь о том, что если эти структуры не обладают независимым статусом и являются органами самоуправления лишь по названию, то они выступают в роли своего рода совещательных подразделений местных исполнительных органов. Одним из признаков правового государства и гражданского общества как раз и является наличие самостоятельной системы местного самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: