Актуальность проблем, связанных с формированием антропологии права, призванной придать праву «человеческое измерение», обусловлена обстоятельствами как практического, так и теоретического характера. Причём обе группы факторов имеют один и тот же источник – право субъективной свободы, выступающее одним из фундаментальных принципов устройства современного мира.
Право единичного лица на удовлетворение собственного своеобразия отнюдь не вдруг было реализовано в жизнедеятельности общества, а потому далеко не сразу было признано, законодательно закреплено и осуществлено в таком государственном устройстве, которое способно справиться со своей противоположностью, выдержать противоречие с этим «своим иным». Как свидетельствует опыт исторического развития современных и традиционных обществ (особенно в XX в.), рациональное сознание постоянно пытается противопоставить эти противоположные моменты друг другу как якобы самостоятельно существующие крайности.
XX столетие явило нам многочисленные примеры политико-правовой практики не только чудовищного попрания политической властью свободы личности и унижения её достоинства, радикального отрицания частной собственности и неустанной борьбы с гражданским обществом, но и массового истребления государством своих граждан. При этом целью такой практики было тотальное осуществление «идеи» абсолютной значимости права исключительного класса, самобытной нации, избранной расы, особенной религии.
Но вместе с тем именно XX век стал той эпохой, когда права человека были провозглашены в современных обществах едва ли не единственным критерием оценки сложных и противоречивых процессов глобализации, происходящих в мире. Сегодня законодательство современной России испытывает всё возрастающее влияние международно-правовых актов по правам человека. В ч. 1 ст. 17 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации признаются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Это даёт основание понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.
Из сказанного ясно, почему современная либерально-правовая мысль не останавливается на констатации того, что понимание прирождённого характера прав и свобод, принадлежащих человеку, позволяет ему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств. Впрочем, учёные не ограничиваются утверждением о том, что сегодня основное назначение права заключается в том, чтобы быть средством самореализации личности в гражданском обществе. Предельное основание современного либерально-правового дискурса составляет тезис, согласно которому в настоящее время частноправовая форма отношения человека и государства – это единственная форма их необходимой связи, ибо права и свободы человека и гражданина признаются здесь единственной ценностной системой, способной примирить современного человека с обществом и государством, преодолеть их взаимное отчуждение.
Специфика теоретико-методологической ситуации, сложившейся в современном отечественном правоведении свидетельствует о том, что в настоящее время ясно осознаётся большинством исследователей ограниченность каждого из существующих классических типов правопонимания, т.е. каждой особенной версии общей теории права. Одной из попыток преодоления теоретико-методологической узости традиционной юридической науки является юридическая антропология.
Кроме того, необходимость исследования методологических проблем антропологии права говорит и тот факт, что споры о статусе этого направления исследований в юридической науке, круге относящихся к его ведению проблем, о внутренней структуре и категориальном аппарате, равно как и об используемых здесь методах познания права, продолжаются до сих пор. Указанные обстоятельства обусловливают необходимость развёрнутого объективного исследования вопросов, связанных с формированием антропологического подхода к изучению права.
Один из результатов этого воззрения – возникшая в научных дискуссиях антропологов-юристов концепция правового плюрализма, согласно которой классический способ управления людьми, основывающийся на требовании соответствия действий индивидуума закону, сегодня сменяется на международном и национальном уровнях признанием за каждым человеком его собственных прав, в том числе права отличаться. Поэтому, как полагают представители антропологии права, необходима ревизия существующего классического конституционного централизма, что придаст большее значение обычному праву и определит его место среди множества правовых порядков, сосуществующих в одном государстве или в единой общенациональной системе.
Человечество, по свидетельству многих ученых, сегодня находится на переломном, а потому кризисном, этапе своего развития[1]. При этом кризис бытия, проявляющийся в глобальных проблемах современности, дополняется кризисом познания - нивелированием, выхолащиванием субъекта познания в позитивистской парадигме когнитивного процесса. Во многом объективирующий сциентизм и привел мир к его кризисному состоянию[2]. Так как юриспруденция, несомненно, относится к числу общественных наук, то данная характеристика в полной мере относится и к ней, тем более что юридическая наука во многом повлияла на легитимацию правовых основ современного общества, оказавшегося в кризисном состоянии.
Отмеченные выше проблемы были осознаны и актуализированы в эпоху постмодерна, знаменующую переход от индустриального общества к новому, пока четко не определенному его состоянию. Осознание необходимости радикальных изменений основ бытия и познания не может не сказаться на господствующей картине мира, образе науки и специфике процесса познания. В общем и целом эти изменения характеризуются (объективно должны характеризоваться) переходом к гуманизации (или антропологизации) бытия и мышления. В науке эти изменения обозначаются сменой парадигмы (если ее понимать несколько более расширительно, чем Т. Кун): от сциентистской реифицирующей программы позитивизма к антропоцентристской, гуманитарной науке. Именно в этом, как представляется, состоит суть антропологического «переворота» в науковедении, происшедшего в конце XX в.
Антропологический подход во многом созвучен с идеями социального конструктивизма, демонстрирующими активную (гораздо более активную, чем представлялось ранее) роль сознания по отношению к общественному бытию. Сегодня признается, что сознание определяется бытием, но социальное бытие в не меньшей степени определяется сознанием (индивидуальным и, считается, большее значение имеет общественное, хотя как формируются они – еще предстоит изучить).
Антропологическому перевороту способствовали также открытия в области неоклассической физики, в частности принципы неопределенности и дополнительности, постулирующие неисчерпаемость любого явления и необходимость учитывать средства познания (шире - субъективный фактор) при анализе его (познания) конечного результата. Не менее важную роль в этом сыграли такие мощные движения, как социология знания и когнитивная психология, привлекшие внимание к познавательным способностям человека и к характеристикам научного сообщества, без чего картина гносеологии является ограниченной.
Социальный мир (и все его феномены, в том числе и право) с антропологической (конструктивистской) точки зрения является одновременно и объективным, и субъективным[3]. Он субъективен в том смысле, что конструируется первичным единичным действием (например, представителя референтной группы или правящей элиты по объявлению какого-либо действия правомерным либо противоправным). В силу авторитета субъекта - носителя символического капитала, именующего некоторые действия в качестве правомерных либо противоправных, других обстоятельств (например, функциональной значимости определенного действия, подлежащего нормативной охране — закрепления посягательства на него как противоправного, заимствования иностранного опыта и т.п.) происходит легитимация сконструированного социального мира (социального института, правила поведения), то есть признание его широкими слоями населения и седиментация («оседание» - букв. - «выпадение в осадок», т.е. проявление в образцах традиционного поведения). Все это приводит к тому, что сконструированный мир реифицируется и начинает восприниматься как объективная данность, природа вещей, естественная сущность.
При этом следует иметь в виду, что социально значимый субъект формулирует правило поведения (в том числе и в форме запрета) отнюдь не произвольно. Он (его волюнтаризм) ограничен как ресурсом наличных средств, так и здравым смыслом, так и оценкой легитимирующего потенциала, а также неким трансцендентным началом, проявляемым в измененном состоянии сознания. В конечном счете, окончательный выбор правила поведения как правомерного или противоправного зависит от широких народных масс, которые либо принимают его и включают в контекст правовой культуры общества, либо отвергают. Здесь принципиально важное значение имеет как социокультурный и исторический, так и психологический контекст, который, по большому счету, и является трансцендентным критерием правовой селекции.
С другой стороны, социальный мир (включающий правовую реальность) с антропологической точки зрения - это мир фактов (фактического положения вещей) и мир значений (как объективированных образов, так и индивидуализированных смыслов). Это не застывшая структура, а перманентный процесс объективации действий и смыслов, с одной стороны, и интериоризации реифицированных институтов и значений, с другой.
Суть антропологической научно-исследовательской программы[4] как раз и состоит в том, чтобы «расколдовать» (М. Вебер) или «деконструировать» (Ж. Деррида) социальный (и правовой) мир, разглядеть скрывающийся за кажущейся объективностью социальных (и правовых) институтов механизм их социального конструирования. Поэтому конституция, законодательство, органы государственной власти, правовые обычаи - не догмы, а объекты научной критики, производимой для их совершенствования. Они - суть результаты нормотворчества человека, обусловленного историческим и социокультурным контекстом (и оказывающим на него обратное воздействие), зафиксированного в знаково-символической форме и реализуемого в правопорядке.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что антропология права - это не самостоятельная дисциплина, располагающаяся между юриспруденцией и антропологией, а сама юриспруденция, которая не ограничивается формально-догматическим представлением и методологией о правовой реальности, но рассматривает и изучает ее в качестве культурного феномена, включающего «материальную» сторону и идеальную[5]. Такой подход не отрицает значение традиционного взгляда на право и методов его исследования, но предполагает его дополнение антрополого-культурологической рефлексией в отношении формальной стороны права. Только такой подход в состоянии объяснить, почему одни и те же правовые институты в различных культурах действуют по-разному, с разной степенью эффективности и приводят к разным результатам.
Антропологическая научно-исследовательская программа в юриспруденции - достаточно новое явление. Если не считать работ М.М. Ковалевского[6] и Г. Мэна[7], то ее рождение следует датировать 60-70 гг. XX в.[8] Как относительно самостоятельное направление в юриспруденции антропология права исследует (практически до сегодняшнего дня) преимущественно нормативную организацию и властные отношения первобытного общества[9]. Таким образом, заключая сказанное и предваряя последующее изложение теоретико-методологической ситуации антропологии права можно сформулировать следующие выводы-задачи.
1. Логическая необходимость отечественной версии антропологии права вызвана неудовлетворительностью рационального доказательства, используемого традиционной юридической наукой. Его движение направляется деятельностью познающего субъекта, анализирующего определённое содержание исходного эмпирического допущения, облечённого в форму дефиниции. Стремление российских юристов-антропологов интегрировать в юридическую науку человека обусловлено осознанной ими необходимостью в разумном доказательстве, где предмет не получал бы свои определения посредством внешней рефлексии познающего субъекта, а определялся бы исходя из самого себя.
2. Теоретическая претензия отечественной антропологии права на преодоление формализма и догматизма традиционной юридической науки оказывается несостоятельной. Заявление юристов-антропологов об изменении «основного эпистемологического отношения» – субъект-объектного на субъект-субъектное, включающее в себя субъект-объектное, требует действительного преодоления, «снятия» ограниченного способа отношения сознания и его объекта в сфере опытного познания права. Это явным образом противоречит изначальной исторической ориентации антропологии права на противопоставление субъекта и объекта эмпирического наблюдения.
3. В настоящее время юридическая антропология существует в двух основных версиях. Первая представляет собой рефлектирующий эмпиризм в сфере права, обременённый субъективизмом как необходимым следствием развития эмпирического принципа (концепция Н. Рулана). Вторая версия является формально-догматической метафизикой права, т.е. ещё одной особенной модификацией общей теории права, которой также свойствен субъективизм (концепции российских авторов). Ни тот, ни другой вариант юридической антропологии не в состоянии познать необходимую связь многообразных явлений правовой реальности и всеобщего принципа права.
4. Ведущей парадигмой юридической антропологии объявлен человек как бесконечно своеобразная индивидуальность, единичная воля, необходимо детерминируемая природными вожделениями, склонностями, потребностями, равно как и особыми интересами и целями. Предъявленное праву требование признать человека именно в качестве единичной воли порождает противоречие между антропологией права и одним из основных принципов права – всеобщностью разумной воли человека, в силу которой он есть, безусловно, свободное существо.
5. Основополагающие логико-гносеологические принципы и фундаментальные парадигмы некритически заимствованы антропологией права из социально-культурной антропологии и социологии. Поэтому считается, что по базовым гносеологическим началам и основополагающим теоретическим моделям объяснения поведения человека юридическую антропологию следует рассматривать как определённое направление (скорее эмпирическое, нежели теоретическое) социологии права.
6. Так как в юридической антропологии право рассматривается только в его отношении к человеку как биосоциальному существу, то, предполагается, что антропология права должна рассматриваться как направление научных исследований, проводимых в границах социологии права, хотя теоретико-методологическая программа которого весьма противоречива.
7. Основные методы антрополого-правовых исследований (социологические, феноменологические, психологические, исторический методы) по своей логической природе есть не что иное, как анализ эмпирических данных о человеке как биосоциальном существе в его правовых проявлениях. Эти конкретные методы, несомненно, могут оказать существенную помощь в выявлении именно социокультурной обусловленности права. Однако они не могут гарантировать постижения подлинного понятия права, поскольку в их основании лежит дуализм субъекта и объекта, который не преодолевается в процессе познания социально-правовых явлений.