Точность характеристик

Точечный; интервальный

По точности прогнозных характеристик принято выделять точечные прогнозы и интервальные. В точечном прогнозе содержится одно количественное значение искомой характеристики. Следует иметь в виду, что этот прогноз практически никогда не совпадает с результатом. Относительно количественных точечных прогнозов должно быть задано вероятностное определение соответствия прогнозов действительным величинам. Например, можно принять требование, что вероятность превышения действительных данных равна вероятности их занижения по прогнозу. В этом случае у нас получится точечный прогноз типа медианы. Интервальные прогнозы выражают количественное значение искомого показателя в виде «вилки» возможных значений.

Следует отметить, что существует определенная взаимосвязь между различными классификационными группами. Так, существует определенная зависимость между глобальностью объекта прогнозирования и дальностью разрабатываемого прогноза. Чем крупнее объект, тем более инертен он в своем развитии, тем медленнее накапливаются и проявляются в нем изменения, но тем серьезнее они по возможным последствиям. Поэтому необходимо заблаговременно предвидеть вероятные тенденции его динамики. Управление локальными объектами часто сталкивается с проблемой оперативного получения информации о ближайших перспективах (изменение спроса и цен на фондовом, товарном и валютном рынках, перспективы достижения намеченных ориентиров в предпринимательской деятельности и т.п.). Подобная логика лежит в основе взаимозависимости между глобальностью объектов прогнозирования и точностью прогнозных характеристик, между точностью прогнозных характеристик и дальностью прогнозирования.

Планы классифицируется по содержанию, по объекту планирования, по времени действия, по степени точности.

По содержанию выделяют технико-экономическое, оперативно-производственное, бизнес-планирование и др.

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку и количественное определение технико-экономических показателей, характеризующих развитие социально-экономической системы. В ходе технико-экономического планирования могут обосновываться оптимальные объемы производства товаров, выбираться необходимые ресурсы и устанавливаться нормы их расхода, определяться конечные финансово-экономические показатели и т.д.

В ходе оперативно-производственного планирования устанавливаются текущие задания структурам и службам, осуществляются организационно-управленческие воздействия с целью корректировки плана в соответствии с изменяющейся обстановкой.

При разработке бизнес-плана проводятся расчеты технологической и экономической эффективности конкретного направления развития предприятия.

В зависимости от объекта планирования выделяют план предприятия, план цеха, план участка, план рабочего места и др.

По времени действия планирование разделяется на оперативное, краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное.

По степени точности планирование может быть укрупненным и уточненным.

Функции, условия и методология прогнозирования и планирования

Прогнозирование в социально-экономической области сочетает три группы функций: теоретико-познавательную, предсказательную и управленческую.

Функции прогнозирования:

§ Предвидение тенденций развития прогнозируемого объекта (экономика страны, региона, предприятия, рынка и т.п.) в силу воздействующих на его динамику факторов.

§ Предвидение реакции этого объекта на то или иное плановое или рыночное решение, возможные последствия реализации этого решения (строительства нового предприятия, выхода с новым товаром на рынок, изменения ставки налога и т.п.).

§ После того, как решение принято и начало осуществляться, нужно продолжать прогнозировать ход и последствия его выполнения, чтобы вовремя скорректировать или отменить решение, если условия его реализации радикально изменились.

При разработке плана необходимо соблюдать ряд требований, важнейшими из которых являются:

1. Оптимальность, предполагающая такой вариант плана, когда потребности в ресурсах наименьшие, а конечный результат по финансовым и другим критериям лучший и, как правило, сроки осуществления события минимальные.

2. Определенность, при которой установленные показатели и другие условия должны быть конкретизированы по величине и срокам выполнения, обоснованными и реализуемыми.

3. В плане должны быть четко определены цели и задачи. План оформляется в виде специального документа. После его принятия соответствующим органом управления начинается организационная работа по практической реализации плана.

Требования, которым должны удовлетворять прогнозы:

а) вариантность прогноза;

б) высокая степень объективности и достоверности прогнозных оценок;

в) комплексность прогноза с охватом характеристик всех важнейших сфер экономики и социальной жизни;

г) сбалансированность оценок, содержащихся в различных структурных блоках прогноза, между собой;

д) непрерывность прогнозирования, опирающаяся на сопряженность - информационную, функциональную и методологическую - прогнозов, относящихся к различным периодам прогнозирования.

Функции целевого программирования - выявление узловых точек (приоритетов) социально-экономического развития, позволяющих решать крупные проблемы; концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач; взаимная увязка программ между собой и с остальными блоками экономики.

Условия и факторы развития роли прогнозирования, планирования и программирования в регулировании экономики:

1. Усиление зависимости процессов в каждой отдельной стране от экономических и социально-политических процессов во внешнем мире существенно повышает значение взаимодействия национальных центров прогнозно-плановой работы с аналогичными центрами общемировой ориентации.

2. Резкое обострение в мировых масштабах проблемы дефицита энергетических и иных природных ресурсов - освоение глубинного потенциала новых знаний и научно-технологических инноваций, позволяющих задействовать ресурсоэкономные технологии и многократно повысить конечную эффективность экономики - научно-технологическое прогнозирование.

3. Взаимодействие государственной и частной форм власти во всех вопросах стратегического регулирования развития.

4. Развитие транснациональных корпораций (ТНК) и иных предпринимательских структур национального и регионального масштаба.

5. Проявление региональных особенностей социально-экономической политики.

Методологии прогнозирования:

- генетического (изыскательского) прогнозирования и

- методологии нормативного (телеологического) прогнозирования (см. рис. 1.1).

ПРОГНОЗЫ Изыскательский (генетический) подход   Потенциал знаний и технологий. Законы развития   Варианты стратегических решений Концепции Стратегии Планы Программы
Нормативный (телеологический) подход   Цели Потребности Проблемы Ресурсы    

Рис. 1.1. Взаимодействие изыскательского и нормативного подходов при прогнозировании, стратегическом планировании и программировании социально-экономического развития

Генетический (изыскательский) подход исходит из анализа предыстории развития объекта (макроэкономической системы), фиксирует его основополагающие факторы, определяет особенности развития, выводит устойчивые тенденции и закономерности, и на этой основе выстраиваются гипотезы и выводы относительно прогнозируемого объекта в будущем.

Нормативный (телеологический) подход отражает возможность и необходимость целенаправленного влияния на прогнозируемые макроэкономические процессы, исходя из понимания потребностей общества, выдвигаемых целей и ресурсной базы.

Метод прогнозирования - это способ, алгоритм разработки прогноза. Применительно к социально-хозяйственной системе (например, к национальной экономике в целом или к ее региональным блокам) выделяют три основные группы методов прогнозирования:

1) эвристические (базирующиеся на исследовании и раскрытии ранее неизвестного), среди которых наиболее используемыми являются методы экспертных оценок;

2) фактологические (базирующиеся на логическом анализе фактов, статистических данных и прогнозных оценок с использованием, например, математических моделей);

3) комплексные (комбинированные).

В условиях рыночной экономики при разработке любого прогноза учитываются:

1. Формы организации материальных потоков. Преобладающая часть всех видов продукции реализуется свободно. В связи с этим разработать достоверный прогноз загрузки мощностей в том или ином производстве можно только на основе детальной информации о конъюнктуре на товарных рынках.

2. Способы формирования денежных потоков. Финансовые ресурсы в преобладающей части вышли из сферы прямого государственного регулирования. Поэтому важно определить, каких объемов достигнет частный капитал и куда он будет направлен.

3. Динамика цен и их влияние на производство и распределение. Сейчас нельзя получить ни одной достоверной прогнозной оценки по производству, не зная конъюнктуры цен.

4. Внутренняя конвертируемость рубля. Известно, в каких отраслях зарабатывается валюта, а в каких она нужна для импорта. Прогноз определяет ее движение, переход от одних собственников к другим.

Тема 2. Сущность и содержание бизнес-планирования на предприятиях гостиничного бизнеса

В условиях рыночных отношений сохраняется актуальность планирования деятельности предприятия. Вообще, планомерное развитие экономики понижается как развитие, соответствующее задачам, поставленным органом управления. И в этом смысле планирование является важнейшей функцией управления, а планомерность присуща экономике вообще, вне зависимости от способа производства, общественно-экономической системы.

Планирование – закономерный результат поиска человеческим обществом наиболее рациональных и эффективных инструментов и способов своего исторического развития и выживания.

Планирование производственной и коммерческой деятельности необходимо для всех организационно-правовых форм предприятий. Деятельность предприятия без плана есть реакция на совершающиеся события, деятельность на основе плана – реакция на предвиденные и запланированные явления. «Собственник предприятия, который неудачно планирует, планирует неудачу».

Наиболее совершенной формой планирования в условиях рынка является бизнес-планирование.

Бизнес-план – это целевой программный документ, представляющий собой систему расчетов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, посвященных реализации основной цели предпринимательской деятельности – получения максимальной прибыли от нее.

Таким образом, бизнес-план представляет собой модель деятельности предприятия, которая использует все элементы традиционного планирования применительно к категориям рыночной экономики – бизнесу, конкурентной борьбе, деятельности маркетинговых служб, коммерческому риску, стратегии безубыточности и необходимого уровня рентабельности.

Грамотно разработанный бизнес-план, позволяет эффективно развивать предпринимательскую деятельность, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы; используется для повышения эффективности управления предприятием и прогнозирования деятельности.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. В нашей стране необходимость составления бизнес-планов осознана на государственном уровне, и в настоящее время он все чаще становится продуктом внутренней управленческой деятельности, который необходим для решения многих вопросов функционирования предприятия, как правило, не связанных с привлечением внешних инвестиций. Бизнес-план – это постоянно действующий документ, в который вносятся изменения и дополнения, связанные с переменами во внутренней и внешней средах предприятия.

Мировой опыт свидетельствует, что бизнес-план – документ общепринятый в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие «бизнес-план» появилось в начале 90-х годов и с тех пор прошло своеобразную эволюцию: первоначально бизнес-план рассматривался лишь как инструмент, позволяющий привлечь иностранные инвестиции; на сегодняшний же день необходимость составления бизнес-планов осознана на государственном уровне и используется для обоснования деятельности всех предпринимательских структур. Важнейшей вехой в процессе развития бизнес-планирования явились специальные компьютерные программы для разработки бизнес-плана: Success, Project Expеrt, Pro-Invest-consulting и т.д.

Задачи, функции и принципы бизнес-планирования

Планирование предпринимательской деятельности, широко применяемое как в зарубежной, так и в отечественной практике, основывается на бизнес-плане.

Назначение бизнес-плана состоит в том, что он помогает предпринимателям решать следующие задачи:

1. Бизнес-план показывает, какими методами и с помощью каких средств можно достичь поставленных целей.

2. С помощью бизнес-плана можно получить желаемые вложения капитала от потенциальных инвесторов. Ведь именно на основе бизнес-плана они будут принимать решения о финансировании бизнеса.

3. Изучить емкость и перспективность развития будущего рынка сбыта.

4. Оценить затраты для производства нужной рынку продукции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность дела.

5. Обнаружить всевозможные «подводные» камни, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации.

6. Определить показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состояние дел.

К их числу основных функций бизнес-планирования следует отнести:

- обоснование стратегии (общей концепции) и тактики развития предприятия;

- планирование, позволяющее оценивать и контролировать процесс развития деятельности предприятия;

- привлечение денежных средств со стороны (ссуды, кредиты);

- привлечение инвесторов и расширение круга предприятий-партнеров, совместно реализующих разработанный проект.

При разработке бизнес-плана необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования:

- необходимость;

- непрерывность;

- эластичность и гибкость;

- единство и полнота (системность);

- точность и детализация;

- экономичность;

- оптимальность;

- связь уровней управления;

- участие;

- холизм (сочетание координации и интеграции).

Формирование бизнес-плана предполагает прохождение нескольких этапов (рис. 1, 2):

- определение миссии предприятия;

- формирование цели и задач проекта;

- установление общей структуры бизнес-плана;

- сбор необходимой информации;

- составление бизнес-плана (процесс планирования).


Рисунок 1 - Порядок и особенности разработки бизнес-плана

Рисунок 2 - Последовательность этапов составления и подготовки бизнес-плана


Назначение бизнес-плана и его основные элементы

 
 


Рисунок 3 – Схема назначения и основные элементы бизнес-плана

Исходя из целевой функции бизнес-плана, формируется концепция бизнес-плана, его логическое развитие, идеология построения, соответствующая определенному типу бизнес-плана. В настоящее время принята следующая типология бизнес-планов:

- бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта;

- бизнес-план как инструмент внутрифирменного планирования;

- бизнес-план структурного подразделения (с целью обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли);

- бизнес-план как заявка на кредит (для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора);

- бизнес-план как заявка на грант (для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов);

- бизнес-план развития региона – обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями;

- бизнес-план финансового оздоровления.

При составлении бизнес-планов каждого вида (типа) должно быть уделено внимание определенным вопросам, связанным с целью его составления. Следует отметить, что объем, структура, конкретное содержание, степень детализации отдельных разделов бизнес-плана диктуется поставленными в нем целями, его временным и пространственным масштабом. Таким образом, бизнес-план не имеет строгой регламентации ни по объему информации, ни по структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от его типа, бизнес-план должен содержать информацию следующего содержания:

- цели бизнес-плана;

- характеристика сути предлагаемого проекта;

- описание предприятия, продукции (услуг);

- оценка возможностей предприятия – производственных, материальных, финансовых, трудовых;

- учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др.);

- потребность в материально-технической и финансовой поддержке извне;

- система (схема) управления производственно-хозяйственной деятельностью контроля за ее функционированием.

Необходимо особо отметить, что бизнес-план пишется на перспективу, и составлять его следует на 3-5 лет вперед, при этом для первого года основные показатели следует рассматривать в месячной разбивке, для второго - поквартально и, лишь начиная с 3-го года, следует ограничиться годовыми показателями.

Рекомендуется излагать содержание бизнес-плана простым, доходчивым, живым языком, исключая использование сленга, (т. е. условных слов, принятых в профессиональной сфере). В бизнес-плане целесообразно привести цифровую информацию, систематизированную по определенным критериям (показателям) и представленную в аналитической (табличной) или графической формах.

Тема 3. Методика оформления титульного листа и составления резюме бизнес-плана

Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой деятельности, размером предприятия и целью составления бизнес-плана. Поэтому чем крупнее предприятие, тем сложнее, полнее и обоснованнее будет разработка бизнес-плана.

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Обычно в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый аспект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.

Структура должна быть построена так четко, чтобы потенциальный инвестор (или тот, кто будет знакомиться с бизнес-планом) смог сразу оценить глубину и разносторонность, заложенную при подготовке бизнес-плана.

Следует отметить, что необходимо ориентироваться на разработку бизнес-плана нового предприятия или действующего предприятия, работающего над созданием и производством нового изделия, внедрением новой технологии. Исходя из вышеуказанной типологии бизнес-планов, следует и рекомендуемая структура бизнес-плана.

Структура бизнес-плана может быть следующей:

- титульный лист;

- содержание (оглавление);

- резюме;

- описание предприятия и отрасли;

- характеристика объекта бизнеса;

- исследование и анализ рынка;

- план маркетинговых действий на рынке;

- план производства;

- организационный план;

- оценка рисков и страхование;

- финансовый план;

- стратегия финансирования;

- приложения.

Бизнес-план начинается с оформления титульного листа, содержащего все исходные реквизиты предлагаемого проекта:

- название (наименование) проекта, отражающее целевую функцию бизнес-плана;

- где, когда и кем подготовлен данный программный документ (авторы проекта, название и адрес предприятия, его организационно-правовая форма и др.);

- имена и адреса учредителей;

- назначение бизнес-плана и его пользователи.

Желательно, чтобы обложка была сделана на фирменной бумаге, с эмблемой и логотипом фирмы.

Второй лист бизнес-плана – содержание, т.е. структурное представление самого бизнес-плана.

В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К числу обязательных относятся следующие:

- биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;

- результаты маркетинговых исследований;

- заключения аудиторов (включая аналитическую часть);

- подробные технические характеристики продукции;

- гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;

- договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;

- заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности, санитарно-эпидемиологических служб.

Возможно также предоставление в качестве приложения к бизнес-плану:

- фотографий или видеоролика образцов продукции;

- сертификатов (ТУ и т.п.) на продукцию.

Резюме – главный раздел бизнес-плана

В переводе с французского резюме означает краткий вывод из сказанного. Этот раздел может быть написан только после завершения работы над самим бизнес-планом, но при этом обычно помещается в начале.

Резюме - это часть бизнес-плана, с которой знакомятся в первую очередь и которая в определенном смысле представляет собой «визитную карточку» бизнеса. По сути, это единственная часть бизнес-плана, которую инвесторы будут читать наиболее внимательно. Именно по содержанию резюме потенциальные инвесторы, партнеры судят о целесообразности прочтения бизнес-плана до конца и вообще состоятельности предлагаемого проекта.

В резюме необходимо в нескольких пунктах раскрыть бизнес-план в сжатой форме, при этом обязательно отметив:

- Основные задачи бизнес-плана;

- Привлекательность бизнеса;

- Перспективные оценки будущих прибылей и объемов продаж;

- Процедуры возврата займов и кредитов инвесторам;

- Размер требуемого капитала.

Резюме должно содержать следующие данные:

- идеи, цели, суть проекта;

- особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их конкурентные преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;

- стратегия и тактика достижения поставленных целей;

- квалификация персонала и особенности ведущих менеджеров.

Резюме целесообразно завершить информацией о прогнозе спроса, объемах продаж, потребности в финансировании, финансовых результатах, которые ожидаются в результате реализации проекта. Эти данные могут быть представлены в виде табл. 1.

Таблица 1

Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия

Показатель 0-й год 1 год 2 год 3 год
1. Программа выпуска, нат.ед.измерения        
2. Объем товарной продукции, тыс. руб.        
3. Объем реализованной продукции, тыс. руб.        
4. Численность работников предприятия, чел.        
в том числе:        
- АУП        
- промышленно-производственный персонал (ППП)        
5. ФЗП всего персонала, тыс. руб.        
в том числе:        
- ФЗП АУП, тыс.руб.        
-ФЗП ППП, тыс. руб.        
6. Производительность труда в расчете на одного работающего ППП, руб./чел.        
7. Среднемесячная зарплата в расчете на одного работающего ППП, руб.        
8. Себестоимость ед.изделия, тыс. руб.        
9. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.        
10. Затраты на производство продукции, тыс.руб.        
11. Валовая прибыль, тыс. руб.        
12. Налог, УСН 15%        
13. Чистая прибыль, тыс. руб.        
14. Баланс на конец года, тыс.руб.        
15. Предельный уровень затрат на 1 руб. товарной продукции, руб.        
16. Прибыль на 1 рубль товарной продукции, руб.        
17. Рентабельность продукции, %        
18. Срок окупаемости затрат, лет.        
19. Норма прибыли на капитал, %        
20. Экономический эффект, %        

Также в данном разделе целесообразно отразить потребность в инвестиционных средствах (табл. 2).

Таблица 2

Потребность в инвестициях

Статьи затрат 1 год   2 год 3 год
Всего по кварталам Всего по кварталам Всего
I II III IV I II III IV
1.Капитальные вложения по утвержденному проекту, подлежащие выполнению                      
2. Капитальные вложения в объекты сбыта                      
3. Приобретение оборотных средств                      
4. Другие инвестиции в период освоения и эксплуатации производственных мощностей                      
5. Итого - объем инвестиций                      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: