Культура как мир знаков и смыслов: семиотическое измерение культуры

Культура как полагание смысла, как область духовной свободы человека, искания человеческого духа. Культура как совокупный духовный опыт человека. Содержательные элементы духовной жизни человека (смыслы, значения, ценности, идеалы и др.). Изучение проблемы духовности как человеческой особенности. Философское понимание: рефлексия об основных началах человека: свободе, любви, красоте. Религиозное толкование духовности как результат присутствия в человеческой душе святого духа и др. Духовность как культурологическая проблема: воплощение идеалов добра, красоты, истины, как внутренний мир человека, смысл и назначение человеческого существования, процесс самовоспитания, самосовершенствования, доступный только человеку. Условия духовного развития человека: свобода выбора; свобода творчества; общественные условия; способность к самосовершенствованию.

Семиотический подход к пониманию культуры. Семиотика (Ч.У. Моррис, Ч.С. Пирс, Ф. де Соссюр, Р. Барт и др.). Понятие знака. Сущность и виды знаков. Понятие семиозиса. Знак и символ. Условия «перехода» знака в символ, коннотация, коммуникативная актуальность, образность, ассоциативность. Культура как сверхсложная, упорядоченная система знаков и значений. Семиосфера культуры. Концепции Э. Кассирера, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, А.С. Кармина и др. Понятие символа: подходы к определению. Функции символа в культуре. Символ как форма фиксации и передачи значимой информации, «механизм культурной памяти» (Ю.М. Лотман). Культура как мир символов (Л.Э. Уайт, А.Ф. Лосев, К.А. Свасьян, М.С. Уваров и др.). Символ в системе культуры. Культура как способ порождения и изменения системы символов (символического универсума). Символ как форма культурного познания, уровень обобщения человеческого опыта. Многозначность как специфическое свойство символа. Язык как ядро культуры, способ и средство адаптации, социализации, инкультурации человека, воспроизводства культуры, хранения и передачи. Языки культуры (знаки, символы, тексты, позволяющие человеку ориентироваться во времени и пространстве культуры). Языки культуры как средство понимания, коммуникации, диалога культур, как смысл культуры в ее исторической динамике. Классификация языков культуры.

Культура как «свернутая» информация о мире и человеке. Культура как информационная среда, как «свернутая» информация о человеке и обществе. Культура как способ организации, хранения и декодирования информации. Информация как условие исторического существования человека и культуры; накопление, хранение и передача информации, преобразование (переосмысление) и генерация новой информации (текстов). Понимание динамики культуры как процесса увеличения объема и скорости обработки и передачи информации. Носители информации (знания) о культуре—артефакты, их объективная, и субъективная значимость, «человеческий смысл». Типы носителей информации в культуре: памятники (так называемый архив): искусство, книги, архитектура и др.; артефакты культуры, имеющие и объективную, и субъективную значимость, определенность; традиции; религия; орудия труда; институты—типы организации общества, государства, все то, в чем запечатлен смысл человеческой деятельности, сам человек. Способы раскодирования («считывания») информации, заключенной в артефактах культуры. Точки зрения ЮМ. Лотмана, Б.А. Успенского, Л.Ф. Чертова и др.

Культура как мир артефактов: предметное измерение культуры. Материальные, духовные, художественные артефакты. Функциональный и контекстуальный способы анализа артефактов культуры. Понятие телесности, тело как феномен культуры. Вещь в системе культуры. Способы изучения бытования вещей. Техника и технология как материальные артефакты. Знание в системе культуры. История знания. Формирование и история науки. История идей. Ценность в системе культуры. Проективная деятельность и специфика существования воображения. Антропологические структуры воображения. Архетип, миф, социальная мифология, мифодизайн. Художественный образ. Художник, произведение, зритель как структурные элементы художественной культуры. Понятие и структура картины мира. Картина мира как способ опредмечивания воображаемого. Мифологическая, религиозная, художественная и научная картина мира. Смена картины мира и смена культурных парадигм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: