- Освоить методику обучения детей в возрасте 2-4 лет.
- Освоить методику обучения детей в возрасте 5-6 лет.
- Освоить методику обучения детей младшего школьного возраста.
- Освоить методику обучения детей старшего школьного возраста.
СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ЭТАПЫ | Оборудование Технические средства, инструментарий | Учебные | Время |
1. Демонстрация преподавателем методики проведения занятий по инструктажу детей в условиях детского сада | Диапроектор, слайды | Стенды, схемы, рисунки | 60 мин |
2. Демонстрация преподавателем методики проведения занятий по инструктажу детей в условиях школы | -«- | -«- | 40 мин |
3. Обсуждение группой студентов вопросов организации и проведения инструктажа детей | 30 мин | ||
4. Индивидуальный контроль знаний | 15 мин |
Вопросы, изученные ранее и необходимые для усвоения данной темы:
1. Стандартный метод чистки зубов.
2. Техника чистки.
3. Возможные негативные последствия неправильной чистки зубов щеткой.
4. Контролируемая чистка зубов.
|
|
5. Очищение временных зубов с момента прорезывания.
Контрольные вопросы для определения исходных знаний:
1. Особенности обучения детей в возрасте 3-4 лет.
2. Группы детей в детских дошкольных учреждениях.
3. Методика обучения детей 2-3 лет, 3-4 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.
4. Методика обучения детей школьного возраста, особенности работы со старшеклассниками.
5. Стандартный метод чистки зубов.
6. Красители для определения зубного налета.
В обязанности врача-стоматолога и среднего медицинского персонала стоматологических лечебных учреждений, особенно при участковом принципе обслуживания, входит грамотное обучение детей, их родителей, педагогического и медицинского персонала школ и детских садов основным правилам ухода за зубами.
Гигиеническое обучение и воспитание детей в дошкольных учреждениях.
Основным принципом обучения детей в детских дошкольных учреждениях является поэтапность с постепенным нарастанием уровня гигиенических знаний и навыков в каждой возрастной группе.
В детском саду существует следующее разделение детей на группы:
♦ первая младшая группа - 2-3 года,
♦ вторая младшая группа - 3-4 года,
♦ средняя группа - 4-5 лет,
♦ старшая группа - 5-6 лет,
♦ подготовительная группа - 6-7 лет.
Особенностью детей 2-4 лет (младшие группы) являются впечатлительность, внушаемость, склонность к подражанию, причем подражание взрослым в
том возрасте приобретает не только механический, но и сознательный характер. Продолжительный вид деятельности для них неприемлем,
т.к.формирует вследствие утомления отрицательное отношение к занятию в будущем. Основным каналом получения информации у детей 2-3 лет является зрительный анализатор, поэтому обучение детей младшего возраста должно носить наглядно-действенный характер. Занятие следует начинать с элементов игры.
|
|
Начинать обучение детей 2-3 лет нужно без пасты. Пользование порошками в детском возрасте крайне нежелательно из-за возможности аспирации порошка и возникновения продолжительного кашля, что повлечет за собой негативное отношение к чистке зубов.
Обучение без пасты необходимо на первых этапах, т.к. иначе дети сильно измазываются пастой, что может приучить их к неопрятности.
В возрасте 3-4 лет детей информируют о том, что у каждого своя зубная щетка, стакан для нее. У детей щетка маленькая, а у взрослых - большая. В этом возрасте начинают обучение подметающим движениям зубной щетки. Сначала эти движения совершаются детьми в вертикальном направлении (щетка «спрыгивает» с зуба).
Затем, в возрасте 4-5 лет добавить продольные «возвратно-поступательные» движения на жевательной поверхности зубов.
В возрасте 6-7 лет дети должны четко выполнять подметающие движения от десны к зубу на вестибулярной и оральной поверхности и возвратно-поступательные движения на жевательной поверхности. Оральную поверхность фронтальных зубов дети должны чистить или подметывающими, или скребущими движениями от десны к зубам щеткой, находящейся в вертикальном положении.
Обучение детей в школе, школе-интернате в младших классах не отличается по уровню сложности технических аспектов чистки зубов от детей подготовительной группы (6-7 лет).
При обучении детей старших классов методика чистки зубов аналогична методике для взрослых.
Целесообразность регулярной двукратной в течении дня чистки зубов несомненна, а реальность проведения этого мероприятия, имеющего такое большое значение зависит от грамотной санитарно-просветительной пропаганды, правильных советов и рекомендаций по уходу за полостью рта.
Занятия по гигиене полости рта, начиная с 5-6 лет целесообразно начинать до снятия зубного камня и мягких зубных отложений. Пациенту дают ручное зеркало, чтобы он мог следить за обследованием полости рта. Сначала ему показывают белый зубной налет, соскоблив некоторую его часть, и попутно объяснив его бактериальное содержимое и вредное воздействие на ткани пародонта и эмаль зубов. Строить беседу следует в зависимости от личности пациента, его культурного уровня и возраста. Однако в любой беседе необходимо подчеркнуть, что белый зубной налет почти не виден. Затем, в качестве иллюстрации, проводят окрашивание зубного налета с помощью раствора Люголя, раствора метиленового синего или 6% раствора основного фуксина. Можно 4 капли 6% раствора основного фуксина добавить в мензурку с 10-12 мл воды и попросить больного в течение 30 сек. прополоскать рот. Затем дать сполоснуть рот обычной водой для удаления избытка красителя. Зубной налет и камень окрашиваются в красный цвет и хорошо заметны. Аналогичный эффект достигается при разжевывании таблеток эритрозина красного.