Солдат И.М.Миронов. 1964

«Иногда про мои работы говорят, что они о тяжёлой, изнурительной жизни. Ничего подобного! У меня смысл другой: посмотрите, какой в этих тяжёлых условиях герой – человек, какой он сильный, красивый, добрый, он прекрасен! Вот в чём смысл. Для меня жизнь народа, его облик, сущность – главное в искусстве. Смысл моего творчества не в осуществлении той личной свободы, которую сегодня объявили приоритетом над всем и вся, а в том, чтобы выразить смысл нравственных устремлений моего народа, какие в народе существуют нравственные движения, вот их уловить… По Шолохову, свода творчества заключается в обретении несвободы от нравственных устоев народа. Без такой несвободы творчество становится опустошённым, бессильным и, в конечном итоге, просто никому не нужным. Я только всегда хочу выразить лучшее в человеке по моим понятиям, то, что извечно жило в традиции нашей культуры, что отвечает нравственным представлениям, что сейчас существует и должно существовать дальше».

Виктор Иванов … пишет свою Рязанщину: «Овраг в селе Исады» (1996), «Владимир Конкин. Исады» (1996), «Елена Миновна Ерхова» (1997), «У оврага» (1999)… Его палитра сдержанна и скромна, как пейзаж средней России. Излюбленная красно-оранжевая гамма, резкая гармония черно — белого… Ведь «шестидесятники», как бы вторя нигилисту Базарову, считали, что писать красиво — неприлично… Но «суровый стиль» В. Иванова по-настоящему красив! Красив своей цветовой сдержанностью, музыкальными ритмами, композиционной выверенностью. Красив весь этот монолитный сплав, вобравший в себя стремительные мазки кисти. И в «Луне над водой» (1992), и в «Перекуре» (1994), и в «Цыганах», и во многих других произведениях В. Иванова — композиция конструктивна, мысль четко сформулирована, высокая культура рисунка, а также гармония насыщенного, глубокого цвета.

Отвечая на вопрос, как к нему и его работе относятся его герои из рязанской деревни, Виктор Иванович рассказал о работе над картиной «Уборка картошки», которая сейчас находится в Государственном Русском музее: «Холодно. Женщины перевязывают себе талию тёплыми платками, чтобы не застудиться. Стоят, перевёрнутые вниз головой. Руки раскалённые, красные. Они в холодную, жёсткую землю, как в раскалённый металл их погружают. Я хожу, рисую. Женщины стесняются своих поз, свих рук. Но в какой-то момент они почувствовали, что я делаю это из глубочайшего к ним уважения. Никакого чувства высокомерия, насмешки, неуважения нет в помине. Они перестали стесняться меня, своих рук, своих поз. Они почувствовали, что я не просто любуюсь ими. Они для меня что-то высшее, хотя я не слепой и прекрасно вижу и знаю их недостатки. В своей деревне я могу войти в любой дом, и все, от мала до велика, знают, что я – их художник!»

«В нравственном оздоровлении общества, естественно, большое место должно принадлежать искусству. Оно теряет самобытность. Всё самое безнравственное, чуждое народным традициям идёт с Запада, из Америки. Есть силы, вольно или невольно способствующие если не принижению в целом русской художественной культуры, то, во всяком случае, сглаживанию, срезанию её великолепных самобытных вершин…

… войдём в зал (Третьяковки), где размещены произведения эпохи «Союза русских художников», так называемый «малявинский». Первое, что бросается в глаза – всех этих замечательных художников, каждый из которых заслуживает серьёзной уважительной экспозиции, как говорится, скопом втиснули в один зал, перемешали и представили как бы «общим списком». Для экспозиторов они как бы второй сорт художников. И это по отношению к мастерам, которые отдали весь свой талант изображению России, русского человека. С такой подлинностью, какой ещё не было в нашем искусстве! Именно так, в соответствии с их значением и местом, они были показаны раньше, в прежней экспозиции.

Много мудрых мыслей и слов Виктор Иванович высказывает о течении нашей русской жизни, обращаясь к прошлому и глядя в будущее, он думает о нас, чем живёт русский человек, как меняется его сознание, и что ждёт впереди. Нам о том тоже не худо думать почаще. «Вообще сейчас в жизни происходит много чего, тревожащего душу. Я смотрю на детей, и закрадывается иногда чувство, что вижу обречённых людей.

Может, это ощущение неверное. Хотелось, чтобы оно было неверным… Я думаю, что, прежде всего, надо прививать любовь к родному краю, его истории, учить видеть красоту родных мест. С этого начинается личность. Я заметил: в школе висит стенд об истории села, но дети ничего о селе не знают. Я, бывая в школе, рассказываю о том, что знаю сам. Чувство родины – особый дар, не у всех он есть. Но это чувство можно развить. Может быть, были бы даже полезны уроки, которые обязательны для художника. Они называются «смотрение в даль». Ощущение природы настолько сильно, что через полчаса «смотрения» будто обретаешь второе дыхание.

Через любовь к малой родине приходит чувство ответственности за судьбу своей страны. Этим чувством всегда были богаты русские люди. Помните лесковского «Очарованного странника» — историю прожившего большую жизнь человека? Когда его спрашивают, куда же вы теперь идёте, он отвечает: «Пострадать за Русь». Простой человек нёс в себе чувство причастности ко всей России, и за неё пострадать – для него великая обязанность и счастье. Вот это, на мой взгляд, мы сейчас теряем.

Люди сейчас не меньше, чем в силе физической, нуждаются в силе духовной…

Неустройство страны, которое сейчас происходит, наверное, потому, что не соответствует характеру народа, укладу его жизни, его нравственной сути. Я вижу, как начинают размываться лучшие черты моих земляков: цельность, сила, разжижается и ухудшается характер. Народ безмолвствует, не спешит проявить свою мудрость, отвагу и другие национальные добродетельные качества. Появляются безразличие и тупость. Я и хочу, чтобы каждый вложил кусочек своего труда, чтобы остановил деградацию. Я по мере сил стараюсь что-то делать, хотя бы не во вред. Беседую с людьми, стараюсь объяснить, что загубили нас фальшивые оптимисты, шапкозакидатели… Самое важное сейчас – не потерять представления о добре и зле, которые свойственны русскому народу. Это поможет найти путь к оздоровлению. Вера и цель – важнейшие ориентиры в нашей жизни. Смысл жизни приобретает огромное значение, когда есть согласие с самим собою и бесстрашие перед подлостью и предательством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: