Вступление. рии Стюарт в Эдинбурге до экспедиций Карла V в Тунис97


рии Стюарт в Эдинбурге до экспедиций Карла V в Тунис97. Этот труд свободнее от государственного национализма, чем многие из тех, которые издаются сегодня в странах ЕС98.

В последние годы предпринимаются решительные усилия, чтобы очистить учебные материалы от самых вопиющих форм дезинформации. Двусторонние комиссии давно уже изо всех сил трудятся над такими темами, как милитаризм, топонимы и исторические атласы, а также над односторонними интерпретациями исторических событий. Теперь, наверное, ученые и преподаватели чувствуют эти проблемы острее, чем раньше99. В последнее время замечены две крайности. Одна состоит в космическом подходе, когда историки должны были описывать, а студенты изучать события, происходившие во всех уголках земли во все времена. Другая характеризуется узостью подхода, когда все внимание уделяется одной стране в один короткий отрезок времени. При космическом подходе

налицо широта, но отсутствует глубина. При узком подходе сохраняется возможность глубины, но недостает широты. В идеале следовало бы достичь равновесия между широтой и глубиной.

В целом надо заметить, что централизованные учебные планы и учебники в странах советского блока были иногда удачнее своих западных аналогов. Эти учебники и планы при общем устрашающем шовинизме и сверхидеологизированности содержания часто предлагали замечательное хронологическое и географическое структурирование материала. Советские школьники пробивались в изучении истории через пять стадий исторического развития и получали знания о первобытном обществе, классической древности, феодализме, капитализме и о так называемом социализме после 1917 г. В Истории СССР всегда настаивали на ведущей исторической роли России и русских. В то же время даже в страшнейшие годы сталинизма в учебниках истории всегда находилось место древней Греции, скифам и римлянам, истории Кавказа, империям Чингис-хана и Тамерлана, мусульманским Казанскому и Крымскому ханствам. Всего этого не найдешь в большинстве Общих историй Европы.

В Англии, где учебные программы разрабатываются самими школами и педагогами, эти программы хронологически и географически очень

узки. Даже на продвинутых уровнях обучения предлагаются часто лишь стандартные курсы, вроде «Тюдоры и Стюарты» или «Великобритания в XIX веке»100.

Изучение местной истории может открыть путь к разрешению некоторых дилемм и противоречий. Местная история оперирует знакомым и простым, побуждает к собственным изысканиям и сравнительно устойчива к националистическому и идеологическому давлению. Она очень удобна для изучения таких предметов, как семья, которые, с одной стороны, понятны школьникам, с другой, — используются специалистами как основа для широкого теоретизирования101. На другом полюсе находится Всемирная история, которую преподают в школах и университетах. Можно многое сказать о ее необходимости в образовании поколения, которому предстоит найти свое место в мировом сообществе102. Противники же возразят (что говорят обычно и об Истории Европы), что только самые дельные специалисты смогут избежать в преподавании такого предмета ничего не стоящих общих мест.

Естественно, некоторая узость в одном предоставляет возможность в другом проявить широту. Сужение хронологических и географических параметров позволяет преподавателю разнообразить методы преподавания или углубленно рассмотреть перспективы, которые можно вскрыть в этом отдельном фрагменте. Вообще-то говоря, английские студенты сравнительно неплохо разбираются в изучении источников, в установлении причинно- следственных связей, во взаимосвязанности политических, социально-экономических и культурных факторов, они умеют думать самостоятельно. Это положительные стороны их исторического образования. Но, с другой стороны, что-то должно быть не в порядке, если они изучают только 5-10% одной трети истории только одного из 38 суверенных государств самого маленького в мире континента.

Проблема уклона в национализм исчезнет только тогда, когда историки и преподаватели перестанут считать историю орудием государственной политики. Более 1800 лет назад греческий писатель Лукиан (120-180 гг. н э.) советовал, чтобы «историк среди своих книг забывал, из какого он происходит народа». Это был здравый совет. В будущем, возможно, окончательную историю Ев-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: