Omphalos (ПУП земли)

По мнению греков, Дельфы находились в самом центре мира. Расположенный здесь omphalos [камень-пуповина] обозначал место, где встретились два орла Зевса, один, посланный с востока, и один — с запада. Здесь, в глубокой долине, окруженной темными соснами и розоватыми утесами горы Парнас, Аполлон некогда убил змееподобного бога Пифона и над заполненной газами расселиной основал свой самый авторитетный оракул. В историческое время здесь были построены храм Аполлона, театр, стадион для Пифийских игр и бесконечные сокровищницы городов-патронов. В 331 г. до н.э. Аристотель вместе со своим племянником составили список всех побед на Пифийских играх. Их разыскания были увековечены на четырех каменных досках, которые впоследствии были обнаружены археологами.

Получение оракула совершалось по установленному с незапамятных времен ритуалу. На седьмой день каждого месяца верховная жрица Пифия, после омовения в Кастальском источнике, по обычаю восседала на священном треножнике над расселиной и, погрузившись в экстатический транс среди газов, ожидала обращенных к ней вопросов. Вопрошавшего (после обычного принесения в жертву козы) ждали исключительно неопределенные ответы, преподносившиеся ему гекзаметрами.

Так, Тесею, знаменитому победителю Минотавра и основателю Афин, было дано следующее ободрение: «Тесей, сын Эгея... не печалься. Потому что, как кожаная бутыль, ты


поплывешь по волнам даже в бурю».

Гражданам Феры, обеспокоенным печальной судьбой своей колонии на африканском побере-

жье, оракул повелел пересмотреть ее расположение: «Если вы знаете Ливию, питательницу стад, лучше меня, не побывавши даже там...то я восторгаюсь вашей мудростью.» И перенесенные с острова вглубь материка, Кирены процвели.

Царь Лидии Крез хотел знать, начинать ли ему войну или хранить мир. Оракул ответил:

«Крез, перейдя через Галис, разрушит великое царство». Он пошел на войну, и его империя была разрушена.

Перед Саламинским боем в 480 г. до н.э. делегация афинян просила у Аполлона помощи против персидских завоевателей: «Паллада не может утолить Зевса... но когда все остальное будет захвачено... все же Зевс широких небес дает рожденному тритоном деревянные стены... благословить тебя и твоих детей». Фемистокл, командующий флотом афинян, правильно понял, что ключ к победе был в его деревянных кораблях.

Лисандр, спартанский военачальник, с триумфом вошедший в Афины в конце Пелопонесской войны, был предупрежден: «Я умоляю тебя беречься шумного гоплита и змея, хитроумного сына земли, который нападает сзади». Он был убит солдатом, на щите которого была выбита змея.

Филиппу Македонскому, известному своим обычаем действовать подкупом, как говорят, было сказано «сражаться серебряными стрелами». Более достоверно, что во время приготовлений к войне с персами он получил следующее предсказание: «Бык украшен венком. Конец пришел. Жертвоприношение близко». Вскоре он был убит.

Римлянин Луций Юний Брут с двумя своими спутниками обра-

тились к оракулу и вопрошали его о будущем: «Молодые люди, тот из вас, кто первым поцелует свою мать, получит высшую власть в Риме». Спутники Брута восприняли намек прямолинейно, а Брут, склонившись, поцеловал землю. В 509 г. до н.э. Брут стал первым консулом в Риме.

Четыре столетия спустя, Цицерон спросил оракула, как добиться высшей славы. Ему было сказано: «Пусть твоя собственная природа, а не мнение большинства, руководят твоею жизнью».

Императору Нерону, который боялся смерти, было сказано: «Ожидай плохого от 73». Ободренный император решил, что доживет до 73 лет. На деле же он был свергнут и принужден совершить самоубийство в возрасте 31 года. 73 года было преемнику Нерона Гальбе.

Особенно знаменит факт молчания оракула, когда его вопрошал Александр Великий. Вера во всеведение Дельфийского оракула так же велика сейчас, как и во времена суеверных греков древности. Ученым же важно отделить действительные пророчества Оракула от его поистине беспредельной славы. Скептики указывают, что ни одно из предсказаний не было зафиксировано до совершения тех событий, на которые оракул указывал. Удивительная сила Оракула никогда не могла быть проверена, так что вся процедура складывалась из таких важных элементов, как могучий культ, эффективный механизм саморекламы и легковерная публика.

Многие из самых известных истин были высечены на стенах храма Аполлона. Среди них:

«Ничего сверх меры» и «Познай самого себя». Они и стали девизом греческой цивилизации.

Hellas

ЭПОС

Илиада и Одиссея Гомера традиционно считались в Европе не только самыми древними произведениями европейской литературы, но самыми древними формами высокой литературы вообще. В 1872 году, однако, после обнаружения при раскопках глиняных табличек из царской библиотеки Ашшурбанипала в Ниневии, столице древней Ассирии, миру предстал Эпос о Гильгамеше.

К тому времени, когда были сложены поэмы Гомера, Гильгамеш был уже известным и великим произведением. И в самом деле, этот эпос прослеживается в литературной традиции Месопотамии до третьего тысячелетия до н.э. Он начинается так:

О том, кто все видел до края Вселенной, Кто скрытое ведал, кто все постиг, Испытывая судьбы земли и неба Глубины познанья всех мудрецов.

Неизвестное знал он, разгадывая тайны, О днях до потопа принес нам весть, Ходил он далеко, и устал, и вернулся,

И выбил на камне свои труды

Гильгамеш. [Перевод Н. Гумилева.]

Первоначально интерес к вавилонскому эпосу ограничивался установлением его связей с Библией, и в особенности с библейским повествованием о Потопе и Ковчеге и историей Творения. Но вскоре ученые заметили в вавилонском эпосе и гомеровские темы, в конце концов, хронологически эти эпосы были довольно близки. Ашшурбанипал строил свою библиотеку в Ниневии в последней четверти VII века до н.э.; Ниневия была разрушена в 612 г., то есть очень близко к тому времени, когда окончательно сложились гомеровские поэмы, сочиненные слепым рапсодом

Многие текстуальные совпадения объясняются условностями практики устного творчества эпических поэтов долитературной эпохи. Но есть многое, чего нельзя объяснить


с той же легкостью. Начальные строки Гильгамеша очень напоминают начало Одиссеи и по тону и по чувству:

Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который, Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен, Многих людей города посетил и обычаи видел,

Много и сердцем скорбел на морях, о спасенье заботясь....

Скажи же об этом

Что-нибудь нам, о Зевесова дочь, благосклонная Муза. [Гомер. Одиссея, I., пер. В. А. Жуковского]

У нас гораздо больше оснований усматривать в Илиаде влияние Гильгамеша. Обе поэмы строятся на драматическом повороте сюжета, связанном со смертью одного из двух неразлучных друзей. Гильгамеш оплакивает Энкиду, как Ахилл оплакивает Патрокла. И другие эпизоды, такие как вытягивание богами жребия о разделе земли, моря и неба, весьма схожи. И если раньше только предполагали, что «возможно, греки в долгу перед Ассирией», то теперь это представляется весьма вероятным. В таком случае гомеровские поэмы являются не только связующим звеном между классической литературой и бесчисленными аэдами, не владевшими письменностью бардами бесконечно древней традиции. Они также заполняют пробел между условным литературным каноном Запада и гораздо более древними творениями неевропейской литературы.

Письменная литература требует грамотности, истоки которой восходят к VIII веку, когда был заимствован алфавит. Искусству письма весьма способствовал сам городской характер греческой жизни, однако насколько это искусство проникало в различные слои общества — вопрос спорный. [КАДМ]

Последователи Гомера — авторы других эпических произведений от Гесиода (ок. 700 г. до н. э.) до неизвестного автора/авторов т. н. гомеровских гимнов; элегисты от Калина из Эфеса (род. около 690 г. до н. э.) до Ксенофана из Колофона (ок. 570-480 гг. до н. э.); лирики от Сапфо (род.

в 612 г. до н. э.) до Пиндара (518-438), от Анакреона (расц. ок. 530 г. до н. э.) до Симонида из Кеоса (556-468 гг. до н. э.) — постоянно привлекали и подражателей, и переводчиков. Феокрит Сиракузский (ок. 300-260 гг. до н. э.) писал идиллии о нимфах и козопасах, которые стали образцом для всех пасторальных произведений от эклог Вергилия до шекспировской Как вам это понравится. Но никто не превзошел сладкоголосием

«десятую музу» с Лесбоса:

Конница — одним, а другим — пехота, Стройных кораблей вереницы — третьим....


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: