Mousike

Греческий термин mousike включает и поэзию, и искусство звука — музыку. Оба вида искусства имеют долгую историю.

Древнегреческая музыка строилась на ладах. Музыкальный лад, как и гамма, представляет собой фиксированную последовательность нот, а интервалы между ними составляют основу мелодических построений. Греки знали шесть ладов; и математики- пифагорейцы точно подсчитали частоты, лежащие в основе сложных тонов, полутонов и четвертьтонов. Система ладов, впрочем, оперирует не так, как позднейшие системы тональностей и гамм. Перемена лада меняет конфигурацию интервалов в мелодической последовательности, а перемена тональности меняет только высоту звука.

В IV веке св. Амвросий выбрал четыре так называемых

подлинных лада для употребления в церкви; Григорий Великий дополнил их еще четырьмя так называемыми плагальными ладами (кадансами), так что в целом получилось восемь церковных ладов. Так сформировалась основа григорианского хорала или григорианского напева в унисон [КАНТ]. В XVI веке шведский монах Генрих из Гларуса (Глареанус) разработал полный состав из двенадцати ладов, дав им довольно непоследовательные названия, которые (за одним исключением) не совпадают с древними оригинальными названиями.

С развитием современной гармонии большинство древних ладов было упразднено. Но два лада, (XI и IX) Лидийский и Эолийский, остались. Известные с XVII века как мажорный и минорный варианты гамм из двенадцати нот, они представ-

ляют собой близкородственные аспекты («радостный» и «скорбный») той мелодической системы, на которой основана европейская классическая музыка. Вместе с темпом и гармонией они представляют собой три главных элемента, так сказать грамматики музыкального языка, который отличает Европу от ее азиатских и африканских соседей.

И хотя Европа так никогда и не приобрела общего разговорного языка (то есть общего вербального mousike), но ее общий музыкальный язык, (невербальное mousike) давно и крепко связывает общеевропейскую культуру. И в самом деле, поскольку этот язык распространен от Испании до России (но не до Индии или исламского мира), есть искушение предположить, что это единственное универсальное средство паневропейского общения.

N Глареанус Греческое Диапазон Разрешение Доминанта
I Дорийский Фригийский D-D D A
II Гиподорийский - - - - А-А D F
III Фригийский Дорийский Е-Е E С
IV Гипофригийский - - - - - В-В E A
V Лидийский Синтонолидийский F-F F С
VI Гиполидийский - - - - - - C-C F A
VII Миксолидийский Ионийский G-G G D
VII I Гипомиксолидийский - - - - - D-D G С
IX Эолийский Эолийский А-А A E
X Гипоэолийский - - - - - - - Е-Е A G
XI Ионийский Лидийский С-С С С
XII Гипоионийский - - - - - - - - G-G С E

туры и росписей на керамических вазах. Но даже и так удивительным представляется неожиданный скачок от застывших и унылых форм древнейшего периода к бурному расцвету VI и V веков. Вдохновляясь духовными и религиозными мотивами, греческие художники уделяли особое внимание человеческому телу, пытаясь, как

призывал Сократ, «представить деятельность души» через то воздействие, которое внутренние чувства оказывают на тело в движении. Две самые прославленные статуи Фидия (ок. 490-415 гг. до н. э.) известны нам только по их позднейшим копиям; но фризы Парфенона говорят сами за себя (даже после сомнительного спасения их лор-

Hellas

дом Элгином). [ДОБЫЧА] Жившему столетием позже Праксителю (ок. 350 г. до н. э.), скульптору почти неземной легкости и грации, повезло не больше, чем Фидию, в смысле того, что осталось от его произведений; теперь только Гермес Олимпийский и Афродита Арльская свидетельствуют о величии его таланта. Эти скульптуры да еще бронзовый


Аполлон Бельведерский или Афродита Милосская (больше известная как Венера Милосская) многими почитаются как совершенные образцы мужской и женской красоты. Ко времени Александра Великого у греков уже сложился «изобразительный язык для полумира»16.

- Греческая архитектура сумела подчинить высокое техническое мастерство изысканности чувств. Искусство строительства зданий, которое в Месопотамии и Египте поражало в основном грандиозностью размеров, теперь больше стремилось выразить духовные ценности. Замечательно гармоничные пропорции дорических храмов с их чуть сужающимися кверху колоннами и украшенными скульптурой величественными цоколями и фронтонами равно передают и внушительную мускульную силу (как храм Посейдона в Посейдонии [Пестум]), и элегантность и легкость (как белый пентелийский мрамор Парфенона в Афинах). Стиль и настроение храма соответствовали особенностям характера того божества, которое обитало в закрытой целле, или святилище, за стройными колоннами. Из Семи чудес света, которые указал во II веке до н. э. Антипатр Сидонский первому поколению туристов классического мира, пять были шедеврами греческой архитектуры. После пирамид Египта и Висячих садов Семирамиды в Вавилоне он называет статую Зевса в Олимпии, (третий) храм Артемиды в Эфесе, Галикарнасский мавзолей, колосс Родосский и Фа-рос, или Александрийский маяк. [ЗЕВС]

Греческая наука была просто отраслью общей философии. Большинство философов занимались и физическими, и абстрактными науками. Фалес Милетский (ок. 636-546), считавший, что все произошло из воды, умер вполне в духе своего учения: он упал в колодец. Он измерял уровни разлива Нила, расстояния между кораблями и высоту гор; говорят, что он также предсказывал

солнечные затмения. Гераклит Эфесский (ок. 500 г. до н. э.), напротив, все возводил к огню, считая ero первичной формой материи, которая постоянно изменяется. Анаксагор из Клазомены (ок. 500-428), учитель Перикла, постулировал наличие высшего Разума, или нуса, одушевляющего все живое, который, наделяя силой бесконечное множество делимых

«семян», позволяет им соединяться для образования всех форм материи. Он считал, что планеты — это камни, оторвавшиеся от Земли, а солнце раскалилось докрасна из-за того, что находится в движении.

Эмпедокл из Агригента (ок. 493-433 гг. до н. э.) полагал, что земля состоит из четырех элементов: огня, земли, воздуха и воды, причем эти элементы постоянно соединяются или распадаются под действием любви или ненависти. Говорят, что он спустился в кратер Этны для проверки возможности реинкарнации, но вулкан вернул лишь один сандалий. Демокрит из Абдер (ок. 460-361 гг. до н. э.) разработал дальше атомную теорию Левкиппа, полагая, что всякая физическая материя может быть представлена как случайное столкновение крошечных частиц, которые он называл атомами [неделимыми]. Он был широко известен как смеющийся ученый, поскольку без устали потешался над человеческой глупостью.

Гиппократ Косский (ок. 460-357 гг. до н. э.) изъял медицину из ведения религии и магии. Ему приписывают многочисленные труды по общественному здравоохранению, гигиене, уходу за больными и хирургии. Клятва Гиппократа, произнося которую врачи посвящают свою жизнь благу пациентов, до недавнего времени оставалась краеугольным камнем медицины. Книга ero афоризмов начинается словами: Vita brevis, ars longa «жизнь коротка, искусство вечно». [ИСТЕРИЯ]

Евдокс из Книда (пр. ок. 350) изучил движение планет вокруг Солнца и изобрел солнечные часы. Аристотель оставил после себя систематические труды по физике и биологии. Ero классификация видов животных стала затем основой всей зоологии. Ero Политика начинается следующим замечанием: «Человек, — прежде всего, общественное животное». Ученик Аристотеля Теофраст из Лесбоса (ок. 370-288), применил тот же метод классификации к растительному миру. Его труд о Характерах можно считать основополагающим в аналитической психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: