Представление, что все народы Европы принадлежат к одной белой расе, а их родина была на Кавказе, выдвинуто впервые ученейшим профессором из Гетингена Иоганном Фридрихом Блюменбахом (1752-1840). Мысль, без сомнения, не верна, но ей была уготована долгая жизнь.
Европейцы воспитаны на Библии, так что ученые-классики издавна искали корни людского рода на Кавказе. В рассказе о Потопе в Библии говорится, что «ковчег остановился... на горах Арарат» (Быт 8: 4), причем, Арарат — это библейское название Армении. Легенды о Золотом руне и о Прометее — обе связаны с Кавказом. Между тем, этнический и национально-расовый состав кавказских народов исключительно сложен. Так что вовсе нет причин искать на Кавказе источник национально-расовой чистоты. Ни один из самых важных подтипов с Кавказа (как, например, так называемая арменоидная группа) больше нигде в Европе не представлен.
Блюменбаха, пионера сравнительной анатомии и, специально, краниометрии [измерение черепа], считают создателем пятирасовой схемы [кавказская, эфиопская, американская, монгольская и малайская расы]. Эта схема была основана на изучении им огромного собрания черепов, результаты которого публиковались в течение 30 лет, начиная с 1798 г. Это исследование давно уже стало общепринятым. По схеме Блюменбаха, кавказцы представляют европейскую (европеоидную) и при том высшую расу среди людей. Когда профессор занимался этнологией,
|
|
ему доставили череп из кавказского региона, который он посчитал лучшим образцом человеческого типа. Учитывая все это, странно видеть, как некоторые правительства все еще оперируют кавказской категорией в своей социальной политике и статистике. В Южной Африке ложное понятие белой расы лежало в основе дискриминационного права апартеида до 1991.
Помимо белой кавказской расы, Блюменбах идентифицировал коричневую — малайскую, желтую — монгольскую, черную — эфиопскую и красную — американскую расы. Его пятичастная классификация получила более широкое распространение, чем трехчастная схема (белые, коричневые, желтые) барона Жоржа Кювье (1769-1852), другого специалиста по сравнительной анатомии из Коллеж де Франс.
Позднее классификация рас по цвету была дополнена понятием безусловной расовой иерархии, в соответствии с которой люди с белой кожей европейского происхождения занимали высшую позицию. Это началось с работы Виктора Курте (1813-1867), хотя особенно влиятельное изложение этой теории было сделано в труде О неравенстве человеческих рас (1855) Жозефа-Артюра графа де Гобино (1816-1882). «История показывает, — писал он, — что любая цивилизация исходит от белой расы и что общество может достичь величия и вершин интеллекта лишь постольку, поскольку оно хранит кровь той благородной расы, от которой пошло». Межрасовые брачные связи означали вырождение. «Народы вырождаются
|
|
только в связи с примесями крови, которым они подвергаются».
Гобино, написавший историю Пруссии, также неверно связывал белую расу, которую он возводил к древним арийцам или иранцам, с индоевропейской лингвистической семьей. Таким образом, ложным ярлыком арийства он обозначил партнера (и соперника) более старого и также ложного кавказского типа.
Белые, кавказоиды, арийцы и европеоиды — все это этапы долгого поиска
исключительного и, следовательно, не существующего, общего обозначения расового состава населения Европы. Впрочем, эти названия — лишь часть словаря сомнительных терминов, куда входят также черные, азиаты, семиты и латиноамериканцы — в них безнадежно смешаны физические, географические и культурные критерии.
Среди населения Европы обнаруживается большое разнообразие физических типов, вот почему не прекращаются попытки установить границы расселения их носителей, выделить географические подгруппы. Светловолосый нордический тип (нацистов), иберо-кельтский, атлантическо-балтийский (где англичане смешаны в кучу с голландцами и немцами), центрально-европейский (включающий и большинство немцев, и большинство русских) и смуглый индо-средиземноморский — все встречается в современных справочниках. И все они почти так же нереальны, как модная некогда практика устанавливать для каждой современной национальности собственную нацио-