Мировой двигатель, 1815-1914 587

«Дела Рима» (1836 г.), «Книга народов» (1837 г.), «Современное рабство» (1840 г.). Труды Ламенне оказали большое влияние на образование диссидентского течения в европейском католицизме, где общий критический настрой мыслей уживался с глубокой верой.

Доллингер возглавил борьбу с доктриной о непогрешимости папы (см. ниже). Его

«Папство и собор» (1869 г.) называли «самым жестоким нападением на Папский престол за 1000 лет». Ньюман, некогда бывший викарием Университетской церкви Св. Девы Марии в Оксфорде, представляет особый интерес, поскольку в его жизни отразились взаимоотношения протестантов и католиков. Он возвышается в 1830-е гг. как лидер трактариев, или Оксфордского движения англиканской церкви. Серия полемических Tracts for the Times ("Памфлетов на злобу дня"), которые были им подготовлены совместно с Эдвардом Пьюзи (1800-1882) и Джоном Киблом (1792-1866), ставили целью примирить традиции англиканской и католической церквей. Однако последовавшие нападки на его Tract 90 (1841 г.), в котором он соотносил Тридцать девять статей [свод догматов англиканской церкви — перев. ] с воззрениями ранних Отцов Церкви, разрушили его веру в англиканство и склонили к отставке. Затем в Apologia pro Vita Sua ("Апология своей жизни") (1864 г.) он с большой искренностью исследовал свою духовную борьбу. Как он вспоминает, вступление его в католическую паству «вызвало много блеяния». Позднее он вступил в горячий спор с кардиналом X. Э. Маннингом (1808-1892), как и он, новообращенным, по вопросу о непогрешимости папы, однако в своих разногласиях не дошел до неповиновения.

Труды Сёрена Кьеркегора были нацелены прежде всего против философии Гегеля, а во вторую очередь — против безмятежности и уюта Церкви Дании. Однако Кьеркегор пошел гораздо дальше и вторгся в неисследованные области духа и мысли. Его «Страх и трепет» (1843 г.), «О понятии страха» (1844 г.) и «Смертельная болезнь» (1849 г.) вступали в область психологии подсознательного. Его «Ненаучное послесловие к «Философским крохам» (1846 г.) многие считают главным текстом экзистенциализма. Все его работы были глубоко оскорбительны для рационализма. По Кьеркегору, субъективность — это истина.

«История христианства, — писал он, — есть история тонких

отступлений от христианства». В пассаже, который странным образом предвосхищает трагедию «Титаника», он сравнивает европейцев с пассажирами большого корабля, которые проводят ночь в буйном веселье, плывя навстречу айсбергу судьбы.

В ходе этих дебатов теология и библеистика начинают перенимать многие методы и оценки у литературной и исторической критики. Самой большой дерзостью такого рода стала «Жизнь Иисуса» (1863 г.) Эрнеста Ренана (1823-1892), за что автор был временно уволен из Коллеж де Франс. И все же религиозный модернизм прокладывал себе путь, в особенности когда ero торжественно осудили церковные иерархи.

Измерить религиозный пыл не легко, но, без сомнения, христианская вера пробуждала искреннее рвение у большего числа людей, чем в предшествующее столетие. Общее движение к грамотности усиливало религиозное, как и светское, образование, и усилия миссионеров направлялись в той же мере на бедных и обездоленных в новых промышленных центрах, как и на язычников на далеких континентах. Особенно в протестантских странах Церковь обеспечивала социальное лидерство и социальную дисциплину, какие раньше не были известны. Движения религиозного возрождения, как немецкий пиетизм или английский методизм, теперь охватывали целые районы, целые социальные группы. В других странах, например, в Ирландии и отчасти в Польше, благочестие в народе связывалось с национальным сопротивлением. Повсюду расцветало религиозное искусство, которое часто вдохновлялось средневековыми моделями. Прокатилась волна строительства готических церквей, писались гимны, возникали такие религиозные движения в искусстве, как прерафаэлиты в Англии или назарейцы в Германии, наконец, религиозный подъем выразился в богатстве произведений церковной музыки. К. Ф. Шинкель (1781-1841), архитектор неоготического стиля, писал: «Искусство само по себе

— религия». Композиторы от Берлиоза до Франка создавали все новые "мессы". [МЕССА]

Католическая церковь, конечно, не была ограждена от перемен, хотя ее сопротивление движению в ногу со временем было очевидно. Такие католические страны, как Испания, Италия, Австрия, Польша и южная Германия, в меньшей сте-

DYNAMO

пени подверглись индустриализации и модернизации. Более того, высшие католические иерархи были глубоко потрясены событиями революционной эпохи, так, что они застыли в своем исключительном консерватизме вплоть до 1960-х гг. Ватикан кроме того был напуган


боями в Италии за Папскую область, которые были окончательно проиграны в 1870 г. В моду опять вошло ультрамонтанство не без влияния приведенных в боевую готовность французских епископов и ордена иезуитов, который был возрожден в 1814 г. [БЕРНАДЕТТА]

В понтификат Пия IX (1846-1878 гг.), которого Меттерних поначалу принял за либерала, были утверждены догматы, превосходившие требования даже самых настойчивых пап средневековья. В 1854 г. была обнародована доктрина о непорочном зачатии Девы Марии. В энциклике Quanta Cura (1864 г.) было заявлено о превосходстве Церкви над всеми формами гражданской власти, а в "Силлабусе" был представлен удивительный список

«современных заблуждений», включивший почти все: от гражданского брака до религиозной терпимости. Вероучительная конституция Pastor Aeternus (1870 г.), принятая Ватиканским собором, провозгласила догмат о непогрешимости папы в вопросах веры и морали. Крайность этих положений подорвала уважение к папству как вне Церкви, так и внутри нее. Главный конфликт — «Культуркампф» — был спровоцирован в Германии, и некоторые швейцарские, немецкие и голландские клирики отпали от Рима и создали старокатолическую церковь. Пий IX умер в Ватиканском дворце, где, лишенный всякой земной власти, провозгласил себя «моральным узником». Его верные слуги — иезуиты, были изгнаны из Германии в 1872 г., из Франции — в 1880 г. [СИЛЛАБУС]

При Льве XIII (правил в 1878-1903 гг.), называемом «папой мира», Церковь ближе подошла к современным воззрениям по политическим и особенно по социальным вопросам. В энциклике Либертас (1888 г.) была сделана попытка утвердить положительные стороны либерализма, демократии и свободы совести. Другая энциклика, Рерум Новарум (1891 г.) выступала в защиту социальной справедливости, осуждала крайности безудержного капитализма и призывала все государства содействовать благосостоянию своих граж-

дан. Однако при Пии X (правил в 1903 - 1914 гг.) в энциклике Pascendi Dominici Gregis (1907 г.) религиозный модернизм прямо осуждался как «свод всех ересей»; казалось, вновь поднимается знамя реакции.

Православный мир увидел перемены в области национальной политики. По мере того как на Балканах отступали турки, устанавливались автокефальные церкви в Греции, Сербии, Румынии, Черногории и Болгарии, каждая со своим синодом или патриархом. Эти церкви были важным средоточием растущего самосознания балканских народов. Вселенские Константинопольские патриархи постепенно утрачивали свой былой престиж и влияние. Они не только много раз низлагались Портой, но и чувствовали давление co стороны Русской православной церкви, которая высказывала претензии на то, чтобы защищать и патронировать всех бывших под властью султана православных подданных. Разделения между христианами оказались трудно преодолимыми, тем более, что отсутствовало стремление к единству или тесному общению. Русское православие обнаружило некоторый интерес к старокатоликам, а на царской коронации в 1895 г. было положено начало контактам с Церковью Англии. И все же ранние проявления экуменизма ограничивались связями в протестантском мире. Церковная уния (1817 г.) в Пруссии объединила кальвинистов и лютеран. Британское и зарубежное библейское общество (1804 г.), Христианская ассоциация молодых людей (ИМКАХ1844 г.) и Христианская молодежная женская ассоциация (ИМКА) (1855 г.) стали пионерами сотрудничества не только между народами, но и между деноминациями. В этом процессе католические иерархи стояли в стороне до тех пор, пока скандал, каким стало соперничество миссионерских организаций в Африке и Азии, не заставил их действовать. На Всемирной миссионерской конференции в Эдинбурге в 1910 г, был создан Международный миссионерский совет, который и стал одним из двух признанных центров развернувшегося затем экуменического движения.

Политика в XIX в. сосредоточилась главным образом на судьбе монархий, которые, хотя и были восстановлены, но постепенно подтачивались тремя важными движениями своего времени: либерализмом, национализмом и социализмом. В целом,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: