Обезьяна

В субботу 30 июня 1860 г. 700 человек набились в лекционный зал в Оксфорде на заседание Британской ассоциации содействия развитию науки. Официально они пришли послушать доклад американского ученого д-ра Драйпера об Интеллектуальном развитии Европы в связи с взглядами мистера Дарвина. На самом же деле они пришли послушать диспут двух главных оппонентов. С одной стороны сидел Сэмьюэл Уилберфорс, епископ Оксфордский, пылкий противник эволюционной теории, известный также как «Soapy Sam» ("Елейный Сэм"). С другой стороны в отсутствие Дарвина сидел профессор Т.Г. Гексли, палеонтолог, которого вскоре станут называть «Бульдогом Дарвина».

Никто уже не вспоминал работу д-ра Драйпера. Но епископ Уилберфорс, взошедший на кафедру в приподнятом настроении, закончил свое выступление вопросом к мистеру Гексли, состоит ли он в родстве с обезьяной "через дедушку или через бабушку». Гексли, сохраняя спокойствие, объяснил, что теория Дарвина не больше, чем гипотеза. «Я бы не постыдился родства с обезьяной, — заключил он, — но я бы постыдился родства с человеком, который использует свои великие дарования, чтобы затемнять истину». В зале поднялся шум, одна женщина упала в обморок.

Это собрание стало переломным моментом в отношении общества к современной науке. Оно происходило всего лишь через год после выхода в свет Происхождения видов и через два года после того,

как Дарвин прочитал написанный в соавторстве доклад О тенденции видов к разнообразию и о сохранении разнообразия видов через естественные пути отбора. Четыре года спустя во время «ответного матча» в Шелдоновском театре Бенджамин Дизраэли также не удержался от колкости в стиле «Елейного Сэма»: «Вопрос стоит так: человек — обезьяна или ангел? Господи, я за ангелов!»*

Последующая история теории эволюции хорошо известна. Одно из направлений, которому споспешествовал сам Дарвин, известно как социальный дарвинизм. Его сторонники выдвинули зловещее положение, что не просто выживают самые приспособленные, но что только они имеют право на выживание. Другое направление занялось практическим

«улучшением расовых и национальных показателей», то есть "выведением человеков". Пионерами в этом стали английские ученые во главе с профессором сэром Фрэнсисом Гальтоном (1822-1911); эти ученые занимались евгеникой. Среди позднейших ее приверженцев был ученик и биограф Гальтотона Карл Пирсон (1857-1936), статистик и марксист, основатель теории социального империализма, а также Х.С Чемберлен, занимавшийся распространением этих идей в Германии.


Фрэнсису Гальтону принадлежат некоторые самые влиятельные исследования и псевдоисследования его времени. Его Искусство путешествия (1855 г.) было описанием первооткрывательской эк-

спедиции во внутренние районы Юго-Западной Африки и ввело моду на такие путешествия на Черный континент. Его Метеорографика (1863 г.) положила начало новой науке — метеорологии. Он был одним из первых психологов в мире и в качестве такового первым провел исследование поведения близнецов и открыл первую в мире психиатрическую клинику. Он также был страстно увлечен евгеникой и был автором нескольких работ, таких, как Стадность у скота и у людей (1871 г.), Исследования способностей человека (1883 г.) и Естественная наследственность (1889 г.) Перед этим он окончил другую, чрезвычайно популярную работу Наследственность гениев: ее законы и последствия (1869 г.). Применяя статистический метод при анализе генеалогии выдающихся людей (от борцов до судей), он пытался доказать, что «талант, гений и моральные особенности передаются по наследству». Гальтон также написал работу Сравнительная ценность рас. В этой работе он анализировал все расы, ставя им оценки по шкале от 1 до

10. В результате он пришел к выводу, что древние греки -это «самая способная раса в истории человечества», что африканские негры, несмотря на отдельных своих талантливых представителей, никогда не смогут подняться до уровня англосаксов, а австралийские аборигены, согласно Гальтону, стоят на одну ступень ниже, чем негры. Дарвин по поводу этой работы сказал, что ничего оригинальнее и интереснее в своей жизни не

DYNAMO

читал. Однако сам Дарвин отвергал евгенику, называя ее «утопической наукой». На похоронах Дарвина в Вестминстерском аббатстве Гальтон публично обратился к епископу с требованием убрать из

окна церкви витраж, изображающий Сотворение мира, и заменить его чем-нибудь, более отражающим теорию эволюции. Интересно, что Гальтон, этот адвокат «наследственной гениальности»,

был двоюродным братом Дарвина.

* С тех пор англ. выражение to be on the side of the angels означает 'стоять на правильной, традиционной точке зрения'- перев.

Церковь после слияния в 1817 г. части лютеран и кальвинистов; институциализация Католической церкви завершилась с принятием Конституции 1850 г. В Австро-Венгрии Преобразование 1867 г. гарантировало полную религиозную терпимость. В Великобритании католики получили в основном религиозное равноправие по парламентскому закону в 1829 г., а евреи — в 1888 г.; хотя и те, и другие по-прежнему не имели права быть монархами. В Нидерландах аналогичные меры были приняты в 1853 г. Во Франции наполеоновский конкордат сохранял силу до 1905 г., несмотря на трения между католиками и республиканцами. Крайности французского рационализма породили собственных фанатиков: в Лиможе они провели фестиваль математики во время праздника Успения Богородицы.

В России же, напротив, господствующая православная церковь навязывала другим вероисповеданиям строгие ограничения. И хотя протестанты в бывших раньше шведскими районах Прибалтики, неправославные христиане Кавказа и мусульмане Средней Азии имели значительную автономию, но евреи, католики и униаты бывших польских провинций подвергались строгому государственному контролю, преследованиям и дискриминации. Евреи, главным образом, могли жить в так называемой "черте оседлости", за ее пределами требовалось специальное разрешение. Католическая церковь находилась под управлением так называемого Святейшего Синода и не имела никаких прямых контактов с Ватиканом. Санкт-Петербург отказывался от каких бы то ни было официальных отношений с Римом до тех пор, пока не добился конкордата 1849 г. на собственных условиях. Униатов принудительно обращали в православие в 1839 г. в Российской империи и в 1875 г. — в Царстве Польском.

По всей Европе шли оживленные богословские споры, вызванные тремя причинами: тем, что покончив со своей изоляцией, начали обмен идеями

протестанты и католики; тем, что для романтизма был характерен интерес к экзотическим религиям, в особенности к буддизму и индуизму; тем, что развивался научный взгляд на мир. В этом столетии многие богословы стяжали себе славу не только у разных народов, но и в разных вероисповеданиях. Такова была слава Фридриха Шлейермахера из Силезии (1768-1834), кальвиниста, берлинского профессора; радикального бретонца аббата Юга Ламенне (1782-1854); баварского католика Иоганна фон Доллингера (1799-1890), ректора из Мюнхена; перешедшего из англиканства в католичество Джона Генри Ньюмена (1801-1890) и мрачного датчанина Серена Кьеркегора (1813-1855), труды которого были поняты лишь спустя много лет после его смерти.

Шлейермахер, игравший видную роль в Прусском объединении церквей, привнес суровость теолога в суждения об искусстве и культуре. Ero сочинение «О религии» (1799 г.) научило поколение романтиков скрывать за наружным пренебрежением глубокую симпатию; главный же труд Шлейермахера «Христианская вера» (1821-1822 гг.) является классическим изложением протестантской догматики. Его «Краткое изложение богословия» (1811 г.) цитируют и в 1989 г. как лучшее введение в предмет23.

Аббат Ламенне решил примирить Церковь с тем в революционной традиции, что, по его


суждению, было совместимо с христианством. Под девизом «Бог и Свобода» (Dieu et Liberté) он неотвратимо повел дело к разрыву с Римом. Возмущенный исходом революции 1830 года, предательством Ватикана по отношению к Польше и равнодушием церкви к социальной справедливости, он стал суровым критиком господствующей церкви. Веру не следует путать с верностью церкви, как патриотизм не есть преданность государству. Названия его книг говорят сами за себя: «Слова верующего» (1833 г.) [рус. перевод 1906 г.- перев. ],


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: