Бесплодная земля

Поэма Бесплодная земля Т.С. Элиота, американца, осевшего в Европе, появилась в 1922 г. Первоначально она начиналась словами: First we had a couple of feelers down at Tom's place. Опубликованная же версия начиналась словами:

Апрель, жесточайший месяц, гонит Фиалки из мертвой земли, тянет Память к желанью, женит Дряблые корни с весенним дождем.

Поэма Элиота в 433 строчки была написана в основном в Швейцарии, вдохновленная легендой о Св. Граале, и состояла из фрагментов и неясных литературных аллюзий. В целом поэт добился впечатления, будто кто-то бродит на развалинах разрушенной цивилизации.

Последняя часть (среди прочего) посвящена упадку Восточной Европы: Что там за орды несутся

По иссохшей безводной равнине, Коей нет ни конца и ни краю....

Здесь поэт находится под впечатлением высказывания швейцарского романиста Германа Гессе: «Прекрасна по крайней мере эта восточная половина Европы — которая бродит пьяная за Св. Граалем по дорогам хаоса, напевая, как Дмитрий Карамазов». Поэма заключается словами:

Лондонский мост падает, падает,


падает.

Poi s'ascose nel foco che gli affina1Quando fiam ceu chelidon.2- Ласточка, ласточка

Le Prince d'Aquitaine a la tour abolie.3

Обломками сими подпер я руины мои

Будет вам зрелище! Иероним вновь безумен.

Datta, Dayadhvam. Damyata.4Shantih shantih shantih.5

«Разные критики, — разъяснял позднее Элиот в своей Гарвардской лекции, — оказали мне большую честь, интерпретируя поэму как критику современного мира... Для меня же... это было просто ритмическое ворчание».

1 И скрылся там, где скверну жжет пучина

2...когда же я стану, как ласточка

3 Аквитанский принц у разрушенной башни

4 Давай, сострадай, властвуй собой

5 заключительные слова Упанишад. Элиот переводит их как «Мир (покой),

превосходящий всякое понимание».

музыкального образования. Его популярная светская оратория Кармина Бурана (1937 г.) соединила средневековую поэзию с сильными, намеренно примитивными ритмами. [тон]

В архитектуре и дизайне следует отметить немецкий Bauchaus (Баухауз) [школы прикладного и изобразительного искусства в Веймаре, объединенные под названием

«Государственный Баухауз в Веймаре» — перев. ], учрежденный в Веймаре Вальтером Грониусом (1883-1969) и закрытый гитлеровцами. Баухауз черпал вдохновение попеременно то у экспрессионизма, то у конструктивизма; был пионером функциональной методики. Среди его звезд следует упомянуть Иттена, Ласло Мохой-Надя, Кандинского и Клее.

За исключением музыки, которая, в общем-то, не имеет границ, вклад Восточной Европы в культурный авангард долгое время был почти неизвестен. Отдельные художники или группы из Восточной Европы получали известность только тогда, когда эмигрировали на Запад — так было,

например, с румынским скульптором Константином Бранкуси (1876~1957). Другой путь известности на Западе — оплаченные советским государством выставки живописи в 20-х годах. Так получили известность Казимир Малевич (1878-1935), Павел Филонов (1882- 1946), Владимир Татлин (1885-1953) и Александр Родченко (1891-1956). Разумеется, нигде авангардное искусство полностью не принималось, но в Восточной Европе приход фашизма и долгое господство коммунизма на целых полвека отодвинули нонконформистскую культуру в тень. Например, группа ранних чешских кубистов Osma (Осма), объединенных вокруг таких художников, как Антонин Прохазка (1882-1945) или Богумил Кубишта (1884- 1918), была известна только в узких кругах специалистов. Работы пионера символизма литовца Миколаюса Чюрлениса (1875-1911) или теоретика и практика конструктивизма Владислава Стшеминьского (1893-1952), или вклад еврейских художников стало возможным оценить


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: