Tenebrae. Первый номер журнала annales d'histoire economique et sociale ("анналы экономической и социальной истории") датирован 15 января 1929 г

"АННАЛЫ"

Первый номер журнала Annales d'histoire economique et sociale ("Анналы экономической и социальной истории") датирован 15 января 1929 г. (Париж). Короткое предисловие «Нашим читателям» было подписано двумя директорами -Люсьеном Февром (1878-1956) и Марком Блоком (1886-1944). Они выражали надежду, что новый периодический журнал «займет свое место под солнцем». В этом номере были опубликованы четыре главные статьи: Постава Глотца о цене на папирус в древней Греции; Анри Пиренна об образовании купцов в Средние века; М. Бомона о промышленности в Германии после последней войны; и Г. Меке (Женева) о проблеме народонаселения в СССР. Во втором разделе, «Научная жизнь», содержались различные новости, а также техническое описание plans parcellaires (планов парцелизации земельных участков), составленное Блоком, а также очерк карьеры Макса Вебера, написанный Морисом Халбвахсом. В разделе рецензий около дюжины различных эссе были посвящены целому ряду тем, начиная от рабства на Сицилии и заканчивая экономической историей Уэльса. На последней странице размещалась реклама «Коллекции Арманда Колина» —

главного спонсора журнала, и 22-х томов Всемирной географии Поля Видаля де ла Блаша и Л. Галуа.

Анналы задумывались не просто как журнал. Они должны были стать новой авторитетнейшей исторической школой. Анналы были призваны покончить с засильем общепризнанных авторитетов и расширить горизонты истории, введя в оборот и новые подходы, и новые темы, взятые из социальных наук. Речь идет не просто об экономике и социологии, но и о психологии, демографии, статистике, географии, климатологии, антропологии, лингвистике и медицинских науках. Особенно подчеркивалось авторами


стремление изучать вопросы на междисциплинарном уровне.

Замечательна интеллектуальная родословная Анналов. Февр встретился с Блоком в Страсбургском университете. Он стал известен работами о Франш-Конте. Блок работал над историей сельского хозяйства во Франции. Ни один не питал особого почтения к светилам исторической науки того времени вроде Ренувена, историка дипломатии, или Фюстеля де Куланжа, специалиста по изучению документов. На них оказали влияние совсем другие ученые. Одним таким авторитетным ученым стал Эмиль Дю-

ркгейм (ум. в 1917 г.), пионер социологии. Вторым был бельгиец Анри Пиренн (1862- 1935), автор исследований о средневековой демократии и социальной истории капитализма. Третьим был Поль Видаль де ля Блаш (1845-1918), основатель географии человека. Именно Видаль посоветовал Февру и Блоку отправиться путешествовать по стране и там подумать о новых источниках и взглядах на прошлое.

Замечательно, что авторы собирались объявить войну профессиональному греху всех ученых: греху специализации. Историки все более и более сосредотачивались на своих узких темах, как бы запирая себя в перегородках. Призыв к ним был вполне ясным.

«Не было бы ничего лучше, чем если бы достопочтенные специалисты, которые так заботливо возделывают свои сады, взяли бы на себя труд поинтересоваться и работой своих соседей. К сожалению перегородки, их разделяющие, столь высоки, что увидеть ничего уже невозможно. Именно против этого постыдного разделения мы и будем бороться».

Угроза, таящаяся в этом призыве, была вполне ощутимой еще в 1929 г., а с годами она только росла.

только в 90-е годы30. Культурное единство политически расколотой Европы было намного глубже, чем тогда казалось.

Сильнейшее влияние на культуру Европы между двумя войнами оказывали развитие техники и Америка. Громаднейшим было влияние на сознание масс радио, фотокамеры Кодака, доступных граммофонов, но, главное, кинематографа. Благодаря Голливуду Чарли Чаплин (1889-1977),

бедный сирота, комик из лондонского Ист-Энда, стал, наверное, самым известным человеком в мире. Многие его фильмы, такие, как Огни большого города (1931 г.), Новые времена (1935 г.) или Диктатор (1939 г.), несли определенную социальную и политическую направленность. Среди других европейцев, реэкспортированных в Европу посредством серебристого экрана, следует упомянуть шведку Грету Гарбо, немку Марлен Дитрих


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: