Искусство. По своей сложности с развитием науки сопоставимо становление профессиональной художественной культуры

По своей сложности с развитием науки сопоставимо становление профессиональной художественной культуры. Если в Западной Европе искусство XVI в. - это искусство позднего Возрождения, то в украинской культуре некоторые ренессансные тенденции переплетались со средневековыми.

Архитектура. В архитектуре национальные традиции прочнее всего сохранялись и ярко проявлялись в деревянном зодчестве. В то же время с середины XVI в. отчетливыми стали основные тенденции общеевропейского культурного процесса, в XVII в. в зодчестве появляются элементы стиля барокко. Он предполагает обилие украшений снаружи и внутри здания, сложность архитектурной конструкции, разработку сложных пространственных ансамблей, синтез разных видов искусства. Национальному искусству оказались близки декоративные возможности барокко, живописность композиции, гармония зданий с окружающей природой. Соединение собственных традиций и европейского влияния создало условия для расцвета своеобразного стиля, названного украинским, или «казацким» барокко. Выдающийся украинский ученый начала нашего века В.М.Щербаковский так охарактеризовал его особенности: «Характеризуется украинское барокко своим меньшей отягченностью украшениями… Свойственная украинскому искусству простота и ясность взяла верх над вычурностью, и стиль барокко на Украине стал проще и спокойнее, чем на своей родине, не утратив ничего в красоте».

Ведущим типом сооружений стал так называемый казацкий собор – пятикупольный, с четырьмя одинаковыми фасадам. Это – Николаевский собор в Нежине, Георгиевский собор в Выдубецком монастыре. Полное слияние с природой достигнуто при возведении Николаевской церкви Святогорского монастыря на меловом утесе (сейчас - территория Донецкой области). Шедевром украинского барокко считается колокольня Дальних пещер Киево-Печерской лавры. Руководил строительством талантливый украинский народный зодчий С.Ковнир, а проект по-видимому разработал И.Г.Григорович-Барский, много лет занимавший пост главного архитектора киевского магистрата. Во внутренней отделке храмов, особенно в изготовлении резных деревянных иконостасов, проявилось блестящее искусство народных мастеров.

Кроме нового строительства, в XVII в. на средства казацкой старшины были перестроены в новом барочном стиле древние Софийский и Михайловский Златоверхий соборы, церкви Киево-Печерской лавры. Фасады были оштукатурены, декорированы, иную, более сложную, форму приобрели купола. Строительная деятельность достигла особого размаха при гетмане И.Мазепе.

В XVIII в. в Киеве выдающиеся архитектурные сооружения были созданы по проектам российских архитекторов. И. Шедель по приглашению Киево-Печерской лавры руководил строительством большой колокольни, которая стала на то время самым высоким сооружением в Российской империи. Он же возвел Софийскую колокольню. Творчество И,Шеделя оценивают как программное для дальнейшего развития архитектурного облика Киева.

В Киеве работал тогда еще молодой Б.Растрелли. Всемирно знаменитой стала его Андреевская церковь, которая завершала перспективу главной улицы Киева. Место выбрано столь удачно, что небольшая по размерам, легкая и изящная церковь заняла доминирующее положение. Этот эффект Растрелли усилил, спроектировав высокий фундамент. Любимые цвета архитектора – голубой, белый и золотой делают церковь нарядной и удивительно гармонируют с киевским небом. Им же был создан Императорский дворец в Киеве, позже названный Мариинским, ныне резиденция президента Украины.

В архитектуре Западной Украины преобладала общеевропейская стилистика, национальное начало было выражено гораздо слабее (например, собор Святого Юра во Львове).

Облик украинских городов менялся в связи с тем, что наряду с деревянными постройками создается все больше каменных зданий. Особую известность получил дом купца Корнякта во Львове, украшенный многоэтажными открытыми галереями с арками, с просторным внутренним двором. Однако при застройке городов кварталы и улицы долго размещались хаотически. Только в конце XVIII в. новые города юга Украины - Одесса, Николаев, Мариуполь – строятся в соответствии с единым архитектурным планом, имеют четкие улицы и кварталы, выделенный центр.

В целом наибольший удельный вес в городском строительстве имели светские здания - дворцы вельмож, магистраты, школы, рынки. Популярны были фонтаны и парки, которые разбивались в соответствии с традициями французского, или регулярного, парка. Симметричное расположение насаждений, придание геометрических форм кустам и деревьям, экзотические цветы - такие требования соответствовали вкусам знати в тот период. Со второй половины XVIII в. эта традиция изменилась: в моду входят английские парки (ландшафтная планировка).

Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве преобладавшая в начале рассматриваемого периода традиционность (подчиненность архитектуре, религиозное содержание, каноничность) постепенно вытесняются новыми веяниями.

В XVI-XVII вв. в Украине складывается несколько школ церковной монументальной живописи и иконописи. Ведущая школа художников сформировалась в XVII в. в Киевских монастырях. Художники работали преимущественно в жанрах монументальной живописи, иконописи, гравюры и графики. В работах таких иконописцев, как Федор Сенькович, Николай Петрахнович, Иван Руткович заметен отказ от средневековых эстетических канонов, утверждение реалистичности и жизнерадостности. Эти же тенденции присутствуют в росписях Успенского собора и Троицкой церкви Киево-Печерской Лавры, в церквях Полтавы, Переяслава и др. Характерно, что московское духовенство не одобряло такого творческого подхода украинских художников, когда святые изображались "лицом и очами светлы и телом дебелы". Частью храмовой живописи стал портрет. В росписях храмов изображали исторические лица. Например, в алтарной части Успенского собора помещены 85 портретных изображений - от князя Владимира до Петра I.

Переходную роль между иконописью и светской портретной живописью сыграли так называемые парсуны - портреты, выполненные приемами иконописной техники. Семьи казацкой старшины, привилегированное положение которых все более упрочивалось, во множестве заказывали свои портреты. Модным стало иметь собственную картинную галерею. Художникам иногда даже заказывали картины, изображающие крестьян. Ко второй половине XVIII в. складывается уже в полном смысле слова светская портретная живопись. Но в это же время проявляется тенденция отъезда из Украины талантливой молодежи в Петербург,в Академию художеств. Так, самые крупные художники России того времени: Д.Левицкий - родом из Киева, В.Боровиковский - из Миргорода. Украинцем был создатель исторического жанра в российском академическом искусстве А.Лосенко.

В XVI в. древние традиции книжной миниатюры были продолжены. Выдающимся произведением художественного перевода и оформительского искусства является уже упоминавшееся «Пересопницкое евангелие». Его миниатюры близки к реалистической трактовке образов в духе Ренессанса. Книгу в традициях книжного искусства Киевской Руси украшают заставки, концовки, инициалы, орнамент. В наши дни «Пересопницкое евангелие» стало одним из символом государственности Украины – на нем приносится президентская присяга. Развитие книгопечатания вызвало к жизни искусство гравюры. Ими украшались религиозные издания. Первые светские гравюры появились в 1622 г. как иллюстрации к «Віршам на жалосний погреб…гетмана Петра Конашевича Сагайдачного». Среди них – портрет гетмана на коне, батальная сцена взятия Кафы.

Совершенно особым жанром стала "народная картина". Это – в первую очередь – серия казацких образов: "Казак с бандурою", "Казак Мамай". Как элемент народного быта такие картины сохранялись до начала ХХ в.

Музыка. Значительное развитие получило музыкальное искусство. Уже в XVI в. в Украине широко использовались ноты. Популярны были сборники праздничных песен - ирмологионы, которые печатались в типографиях.Нотную грамоту изучали студенты коллегиумов, а в XVIII в. музыкальнойстолицей Левобережья стал Глухов. Здесь была открыта музыкальная школа, где изучали вокал, игру на скрипке, флейте, гуслях, арфе.Большинство выпускников попадало по традиции в Москву и Петербург. К примеру, половину хористов царской капеллы составили выходцы их Украины. И хотя в XVIII в. местная знать также стремилась создавать в своих имениях вокальные и инструментальные капеллы.

Однако лучшие, наиболее талантливые музыканты покидали Украину. Композитор Дмитрий Бортнянский оказался в Москве еще ребенком. Тем не менее в его творчестве присутствовали украинские мотивы. Композиторы Максим Березовский и Артемий Ведель были более тесно связаны с родиной. Воспитанники Киево-Могилянской академии, они учились и у итальянских мастеров. Композиторы работали в разных жанрах, в частности оперном, но преобладала все же церковная музыка. Шедеврами для своего времени считаются вокальные концерты, рассчитанные на полифонию (многоголосье).

* * *

XVI - первая половина XVIII вв. явились важным этапом развития украинской культуры. Выделившись из массива древнерусской культуры в предыдущие столетия, молодая культура оказалась в условиях, которые, казалось бы, должны были привести ее к исчезновению, ассимиляции другими культурами. Но в народе нашлись силы, обеспечившие не только выживание, но и дальнейший подъем украинской культуры как самобытной, со свойственными только ей чертами. Развитие украинской культуры происходило в тесной связи с подъемом национально-освободительного движения против Речи Посполитой, пиком которой стала война 1648-1657 гг. Однако, ликвидация национальной государственности в западноукраинских землях, а затем свертывание автономии Украины российским царизмом, ликвидация гетманщины, раздел украинских земель между двумя империями, запрет публикаций на украинском языке к концу XVIII в., вновь создали тяжелую для украинской культуры ситуацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: