Искусство

Театр. Становление украинского национального искусства (театр, музыка, изобра­зительное искусство, архитектура) несколько отставало от литературного разви­тия. Так, театральное искусство в большей, чем литература, степени зависит от политического режима, финансовых возможностей, подготовленности аудитории. До 1861 г. продолжал существовать крепостной театр, и не только в усадьбах, но и в городах. В 1828 г. официально было запрещено покупать в театр крепостных, но и после этого крепостные актеры продолжали входить в состав некоторых те­атральных трупп. В 1789 г. театр был построен в Харькове, но в нем шли только русские пьесы.

Первыми украинскими постановками были "Наталка-Полтавка" в 1819 г. и позже "Москаль-чарiвник" в Полтавском любительском театре. Они стали возможны бла­годаря счастливому стечению обстоятельств: поддержка генерал-губернатора Малороссии Н.Репнина, руководство труппой И.Котляревского, игра гениального актера М.Щепкина, тогда еще крепостного. Профессиональная же украинская труппа была создана только в начале 80-х годов. Организационными вопросами в ней занимался Михаил Старицкий, режиссурой - Марк Кропивницкий. Оба были и драматургами. Им удалось объединить талантливых актеров: братья Тобилевичи (псевдонимы: Ивана - Карпенко-Карый, Николая - Садовский, Панаса - Саксаган­ский), М.Заньковецкая, А.Затыркевич, др. Позже труппа несколько раз разделя­лась, но, что интересно, все четыре оформившихся коллектива продолжали ярко работать, имели большой успех в Украине, на юге России (все труппы были пере­движными).

Большой знаток украинского языка, М.Старицкий писал комедии (не угасает попу­лярность "За двома зайцями"), драмы ("Не судилось", "Богдан Хмельницкий"). Они рисовали реалистические картины сельского, городского быта, передавали типич­ные национальные характеры. Но ни Старицкий, ни близкий ему Кропивницкий не выходили за рамки так называемой "этнографический драматургии". Создателем украинской социальной драмы стал И.Карпенко-Карый (Иван Тобилевич). В ос­нове его пьес (драмы "Бурлака", "Безталанна", комедии "Сто тысяч", "Хозяин") ле­жат глубокие психологические конфликты, острые социальные противоречия.

Музыка. Поэтическая и музыкальная одаренность украинского народа была осно­вой высокого уровня развития музыкально-песенного творчества. В XIX в. про­должают бытовать земледельческие песни календарного цикла, а также колядки, веснянки, колыбельные, свадебные. Широкой популярностью пользовались песни-романсы "Iхав козак за Дунай", "Вiють вiтри", "Сонце низенько", а также соз­данные на стихи Шевченко "Думи моi, думи", "Заповiт". Из народной среды выдви­гались талантливые певцы-кобзари (наиболее известен Остап Вересай).

Широкое распространение получило семейное музицирование, любительское мо­лодежное развлекательное пение. Центрами развития музыкальной культуры были духовные учебные заведения, гимназии, частные пансионы, университеты, в которых изучалась нотная грамота и теория музыки. Многие получали профессио­нальную музыкальную подготовку в церковных хорах. Музыка, пение прочно во­шли в повседневную жизнь как городского, так и сельского населения. По жанрам песни были разнообразными: лирические,шуточные, романсы, исполнялись они соло, дуэтом, хором, под аккомпанемент бандуры, скрипки, гитары, фортепиано. Преимущественно это были авторские произведения, которые со временем рас­пространялись и становились народными.

Концертную деятельность в городах Украины разворачивали самодеятельные коллективы. Традиционными среди интеллигенции крупных городов были литера­турно-музыкальные вечера. Устраивались благотворительные концерты, осо­бенно во время проведения крупных контрактовых ярмарок. Однако часто такая деятельность наталкивалась на административные запреты. Например, в 1867 г. в Киеве был случай, когда власти разрешили концерт при условии, что тексты песен будут звучать на

французском языке.

Высокого уровня достигло мастерство партесного (многоголосного) пения. В XIX в. хоровое пение постепенно выходит за рамки чисто культового. Общефилософское содержание канонических образов привлекало в храм немало светских слушате­лей. С большими концертными программами выступали хоры Киевской академии, Переяславской семинарии. Развитие своих национальных традиций тормозилось, так как предпочтение административно отдавалось иностранным авторам.

Наряду с народной и церковной традицией в XIX в. складывается светская про­фессиональная музыкальная культура. С.С.Гулак-Артемовский в начале 60-х го­дов создает первую украинскую оперу "Запорожец за Дунаем". Жемчужиной укра­инской вокальной классики стали "Вечорницi" П.И.Нищинского. Они рисуют широ­кую музыкальную картину народной жизни, знаменит мужской хор "Закувала та сива зозуля", тема которого - страдания казаков в турецкой неволе, их стремление к свободе. Мелодическим богатством, певучестью, драматической напряженно­стью привлекла слушателей опера Н.М.Аркаса "Катерина" по одноименной поэме Шевченко. Композиторы широко использовали богатые традиции украинских на­родных песен, обрабатывали их. П.П.Сокальскому принадлежит глубокий теорети­ческий труд "Русская народная песня, великорусская и малорусская, в ее строе­нии мелодическом и итмическом...".

Целую эпоху в музыкальной жизни Украины составляет творчество Н.В.Лысенко - великого украинского композитора, блестящего пианиста-виртуоза, талантливого хорового дирижера, педагога, музыковеда и активного общественного деятеля демократического направления. Он является основоположником украинской клас­сической музыки.

Изобразительное искусство. Если в литературе, театре уже сам язык определял их национальный облик, то в таких сферах, как изобразительное искусство, архи­тектура, выработка национальных форм была более проблематична. Так, в вос­точно-украинских землях можно говорить о русско-украинском единстве в изобра­зительном искусстве. Дело в том, что в течение почти всего XIX в. в Российской империи главным центром образования была Академия художеств в Петербурге. Наибольшие возможности для выставок, заказов тоже были в столице. Можно привести множество примеров переплетения творчества, судеб русских и украин­ских художников.

В.Тропинин оставался крепостным даже уже будучи известным художником, мно­гие годы он жил и работал в Подольском имении своих господ. Именно здесь про­исходит становление мастера, он детально знакомится с иконописной традицией. Тропинин говорил, что Украина заменила ему Академию. Он пишет множество портретов ("Девушка с Подолья", "Украинец", "Портрет подольского крестьянина"), демократизм и реализм которых были новаторскими. После освобождения Тропи­нин жил в Москве. Знаменит портрет А.С.Пушкина его работы.

Оставшийся после Академии в Петербурге, И.Сошенко в своем творчестве не за­бывал Украину (например, "Продажа сена на Днепре", "Река Рось возле Белой Церкви"). Счастливую роль сыграло знакомство с ним в судьбе Т.Шевченко.

В целом в живописи начала XIX в. преобладающим художественным стилем был романтизм. Многих художников этого направления привлекала Украина - "новая Италия", как ее называли. Появились и художники, для которых поездки сюда не были просто данью моде. Украинской теме посвятил свое творчество В.Штернберг. Работал он и в портретном, и в бытовом, и в пейзажном жанрах. Его внимание привлекают и становятся сюжетами картин казалось бы прозаические сцены: переправа на пароме через Днепр, ярмарка, свадьба. Его картинам при­суща описательность, что сближает их со стилистикой украинской литературы того времени. В.Штернберг дружил с Шевченко, ему принадлежит художественное оформление "Кобзаря". В Академии за семь картин, написанных на Киевщине и Полтавщине, он получил большую золотую медаль. В.Штернберг умер очень мол одым во время поездки в Италию.

Внешние обстоятельства - ссылка, запрет рисовать - помешали раскрыться в пол­ной мере живописному таланту Шевченко. Как считают специалисты, в романти­ческих картинах "Селянська родина", "Циганка-ворожка", др. уже виден отход от чистого академизма. Особенно выделяется реализмом "Судня рада". С Н.Гоголем, В.Штернбергом, Т.Шевченко близко общался великий художник-маринист И.Айвазовский, значительную часть жизни проведший в родной Феодосии (он и свою картинную галерею завещал городу). В его живописи звучала и украинская тема: "Камыши на Днепре близ местечка Алешки", уникальна для художника жан­ровая картина "Свадьба на Украине".

Новаторским для пейзажа стало творчество А.Куинджи, родившегося вблизи Ма­риуполя. Первая же выставленная им картина - "Ночь на Днепре" - вызвала в Пе­тербурге сенсацию. Художник обладал тонким искусством передавать на полотне свет, воздух.

Главная тенденция изобразительного искусства второй половины XIX в. - движе­ние к реализму - с наибольшей силой прозвучала в творчестве членов "Товари­щества передвижных художественных выставок". Самый знаменитый живописный портрет Т.Шевченко написан основоположником передвижничества И.Крамским. Идея правдивого отражения жизни народа, критика несправедливости была со­звучна украинскому искусству. Многие художники-передвижники были родом из Украины: Н.Ге, А.Литовченко, Н.Ярошенко. Николай Ге написал замечательный портрет своего друга - историка Н.Костомарова. Тематика произведений сближает с передвижниками художника К.Трутовского ("Бандурист", "Украинская ярмарка", "Шевченко над Днепром").

Родом из-под слободского Чугуева был великий русский художник-реалист И.Репин. Он часто приезжал на родину, не раз гостил в имении Качановка украин­ских меценатов Тарновских. В свое время здесь не раз бывал и Шевченко, в этой семье сохранилось множество рукописей поэта. В Качановке Репин создал пер­вые этюды к картине "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Художник воспользовался рядом советов украинского историка Д.Яворницкого, который пе­редал ему некоторые вещи казацких времен, текст самого письма, позировал для фигуры писаря. Репин писал: "В истории народов и памятниках искусства... меня привлекали всегда моменты проявления всеобщей жизни горожан, ассоциаций; более всего в республиканском строе, конечно, И наше Запорожье меня восхи­щает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа".

Выдающимся мастером бытового жанра был М.Пимоненко. Большинство его ра­бот, написанных на темы крестьянской жизни, отличаются щедростью, эмоцио­нальностью, высоким живописным мастерством: "Святочные гадания", "Свадьба в Киевской губернии", "Проводы рекрутов". Однако отношения Пимоненко с украин­ской национальной интеллигенцией складывались непросто. Ему ставили в вину отсутствие четкой национальной программы, иногда очень грубо критиковали мас­тера, основавшего в Киеве художественную школу.

Соединение искусства с осознанной национальной идеологией впервые происхо­дит в творчестве С.Васильковского. Выпускник Петербургской Академии, он вер­нулся из длительной зарубежной поездки, обладая прекрасным профессиональ­ным уровнем. Свое мастерство он полностью отдает Украине: пишет пейзажи По­днепровья, Подолья, Слобожанщины, архитектурные памятники, жанровые сценки, исторические полотна. Одновременно он изучает и собирает памятники старинного украинского искусства. В 1900 г. Васильковский совместно с художни­ком-баталистом М.Самокишем создает альбом "Из украiнськоi старовини", ком­ментарии к акварелям Васильковского пишет историк Яворницкий. Признанием художественной, научной ценности альбома является его переиздание в наши дни. Свою историческую коллекцию и многие картины С.Васильковский оставил родному Харькову.

Архитектура. В архитектуре в XIX в. на смену пышности и раскованности украин­ского барокко пришел сдержанный, академический стиль классицизма. За строи­тельством городов наблюдали специальные комиссии и комитеты. Гражданские сооружения строились с учетом их назначения – главной целью архитектора стало не создание внешней привлекательности, а внутренний комфорт (высокие по­толки, вентиляция, освещение).

Переход от барокко к классицизму отразился и на планировании городов. Обяза­тельно выделяется административный центр с площадью, на которой размеща­лись помпезные здания правительственных учреждений, кварталы были прямо­угольными, композиции ансамблей, отдельных архитектурных комплексов, двор­цово-парковых ландшафтов носили открытый характер.

В это время активно застраиваются новые города на юге Украины и в Крыму - Ма­риуполь, Александровск, Екатеринослав, Николаев, Одесса. В Одессе по проекту петербургского архитектора Тома де Томона в 1809 г. было сооружено здание оперного театра. Одновременно происходила еконструкция старых городов Сло­божанщины и Приднепровья. Архитектурный стиль Киева определялся известным архитектором.Меленским. По его проекту сооружены памятник в Честь возвраще­ния Киеву Магдебургского права, церковь на Аскольдовой могиле, ансамбль Кон­трактовой площади на Подоле, сооружения которого пострадали от пожара 1812 г. В 1837-1843 гг. по проекту В.Беретти построено здание Киевского университета. Упорядочиваются такие города, как Харьков,Полтава. Сооружение в Полтаве мо­нумента в честь Полтавской победы (архитектор - Тома де Томон) и Успенского собора в Харькове (В.Васильев, закончил А.Тон) увековечили память о совмест­ной борьбе русского и украинского народа против иностранных захватчиков.

Во второй половине XIX в. стилевое единство классицизма разрушается. Сложная эпоха утверждения капитализма отразилась и в архитектуре: появляются новые материалы, новые заказчики. Складывается направление, получившее название эклектика (смешение). В киевских фасадах того времени можно увидеть и готику, и Ренессанс, и романский стиль, много зданий в "кирпичном стиле" (главное укра­шение – неотштукатуренная кирпичная кладка). Поиск все большего разнообразия вызвал интерес к русско-византийским традициям. Они четко видны в облике крупнейшего в Киеве кафедрального Владимирского собора, строившегося больше 20 лет (1862-1886 гг.) по проектам И.Штрома, П.Спарро, А.Беретти. Уча­стие в росписях собора В.Васнецова, М.Нестерова, М.Врубеля сделало собор вы­дающимся явлением в монументальном изобразительном искусстве.

Первым проектом в собственно украинском стиле считают принятый в 1903 г. про­ект здания Полтавского земства архитектора В.Кричевского. Росписи этого здания выполнил художник Васильковский.

Мастерство и талант украинского народа проявились в создании дворцово-парко­вых ансамблей. Их авторы как правило нам неизвестны. Народные мастера соз­давали выдающиеся произведения: дворец Разумовского в Батурине в живопис­ной местности над Сеймом, дворец Галагана в Сокирницах на Черниговщине, к которому прилегает лесопарк площадью 600 десятин, парк "Александрия" на бе­регу Роси в Белой Церкви, знаменитая "Софиевка" в Умани, где руками крепост­ных, без использования какой-либо техники были насыпаны горы, выкопаны пруды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: