Перевозка служебных собак

Для выполнения служебных задач в отрыве от мест постоянной дислокации кинологи со служебными собаками могут перемещаться самостоятельно, а также в составе частей и подразделений на значительные расстояния.

Перевозка кинологов и служебных собак осуществляется различными видами транспортных средств (автомобильным, железнодорожным, воздушным, речным и морским транспортом, на бронетехнике, в конном строю).

При перевозке служебных собак кинологи находятся вместе со своими собаками.

Перед посадкой на транспортное средство кинолог (проводник) надевает на собаку намордник, контролирует ее действия строгим ошейником.

Наиболее безопасным способом посадки кинолога со служебной собакой на автомашины является выход в кузов с помощью трапа (рис. 33). Большая часть автомашин может быть оборудована пристежным трапом, установка которого не требует переделки самого автомобиля. Если оборудование машины трапом невозможно, следует ограничиться погрузочно-разгрузочными трапами в пунктах убы-тия и прибытия кинологов с собаками (рис. 34).

При отсутствии погрузочно-разгрузочного транспорта кинолог высаживает закрепленную собаку на машину с помощью рук. При этом он обхватывает правой рукой собаку под передними лапами, левой рукой - подхватывает под задние, крепко прижимает собаку к себе и поднимает вертикально вверх.

При размещении в автомашине и на других видах транспорта собака должна сидеть между колен кинолога, а морда направлена в том направлении, ч то и лицо дрессировщика собаки.

Место размещения собаки выбирается так, чтобы она во время движения автомашины (транспортного средства) постоянно дышала чистым воздухом без примесей пыли и угарного газа (окись углерода), который образуется в больших концентрациях от работы двигателя. Пыль и угарный газ отрицательно влияют на работоспособность собаки, особенно по чутью, а окись углерода, кроме того, очень опасна для ее здоровья.

Наиболее целесообразно размещать собаку у переднего борта кузова, так как она будет находиться на максимальном удалении от глушителя, из которого происходит выброс отработанных газов. На этом месте собака постоянно обдувается потоком чистого воздуха, который, кроме того, исключает воздействие на нее пыли, вредных и опасных выбросов выхлопных газов, находящихся в большом количестве у заднего борта в завихренном воздушном потоке. После высадки из автомобиля, боевой машины пехоты, БТРа кинолог обязан быстро отвести собаку в сторону от транспортного средства так, чтобы направление ветра было от собаки на машину, а не наоборот, затем напоить собаку водой из фляги и протереть мочку носа мягкой ветошью.

Норма посадки кинологов и служебных собак на отдельные виды транспорта и бронетехники дана в приложении № 15.

Водитель транспортного средства, выделяемый для перевозки кинологов и слу-

жебных собак, обязан пройти специальную подготовку или инструктаж, которые включают:

- изучение системы информации об особенностях и порядке перевозки кинологов и служебных собак;

- обучение приемам оказания первой медицинской помощи при автодорожных происшествиях;

- правила пожаротушения, частичной специальной обработки личного состава и служебных собак.

При перевозке кинологов и служебных собак водителю запрещается:

- резко трогать транспортное средство с места;

- производить обгон транспорта, движущегося со скоростью более 40 км/час;

- резко тормозить;

- двигаться с выключенным сцеплением и двигателем;

- курить в транспортном средстве во время движения;

- пользоваться открытым пламенем в транспортном средстве;

- оставлять транспортное средство без охраны.

Старшим машины (начальником колонны) должен назначаться офицер-кинолог или прапорщик-кинолог, знающий особенности, порядок и правила перевозки кинологов со служебными собаками. Старший машины (начальник колонны) обязан находиться в кабине автомобиля и контролировать действия водителя по выполнению условий и установленного порядка перевозки кинологов и служебных собак.

При длительных перевозках через каждые 2-3 часа непрерывного движения, а при сильной тряске и частых крутых поворотах через 60-90 минут необходимо делать о 'тановки и выгуливать собак не менее 10 минут. Если собакам не предоставлять указанный отдых, то они быстро утомляются, становятся заторможенными и у них резко снижается работоспособность, особенно по чутью.

Перевозку собак на автомашинах необходимо производить с обязательным соблюдением мер предосторожности. При посадке в кузов автомашины и высадке из него часто происходит травмирование собак (ранения, ушибы, растяжения, вывихи и переломы костей), которое приводит к полной потере ими работоспособности на длительный срок и даже к выбраковке как непригодных для дальнейшего использования.

Особенно тяжелые травмы получает собака при попадании ее лап в промежуточное пространство (щель) между днищем кузова и откинутым (открытым) задним бортом. Поэтому посадку в кузов автомобиля и высадку из него необходимо проводить по эстакаде или с помощью легкого переносного трапа (рис. 33, 34а).

Пространство между днищем кузова и откинутым задним бортом можно легко и надежно закрыть с помощью резиновой полосы, плотного брезента, сложенного вдвое-втрое, или разрезанного в длину пожарного рукава, которые надежно прикрепляются одной стороной к полу кузова, а другой к заднему борту (рис. 346).

Перевозка собак в седле верховых лошадей необходима в службе войсковых нарядов на участках с труднопроходимой для автотранспорта местностью (горы, лес, холмы и т. д.). Такой вид доставки кинолога со служебно-розыскной собакой в составе поисковой группы к месту происшествия (обнаружения следов) обеспечивает быстрое выполнение стоящих перед поисковой группой задач, и в то же время не утомляет собаку и сохраняет ее работоспособность. За кинологом со

служебно-розыскной собакой закрепляется верховая лошадь, а для перевозки на ней собаки применяется спциально оборудованное кавалерийское седло с небольшой площадкой-подушкой впереди для размещения собаки. Площадка-подушка надежно прикрепляется к передней луке седла. Она изготавливается из легких металлических трубок и обтягивается плотной тканью. Левое плечо лошади прикрывают плотной тканью, чтобы собака не поцарапала ее при запрыгивании. Обычно собака при езде на лошади упирается о ее предплечье задними лапами и тоже может его оцарапать. Поэтому на задние лапы собаки необходимо надевать защитные чулки.

Перевозка собаки в седле производится кинологом, который сажает ее впереди себя и одной рукой удерживает собаку, другой управляет лошадью.

Порядок посадки на лошадь следующий: вначале в седло садится кинолог, а затем по команде “Ко мне” запрыгивает собака. Спрыгивание собаки с лошади производится по команде кинолога “Вперед”.

Приучают собак к езде на лошади постепенно. Методика и техника этого приема описана в учебном пособии “Дрессировка служебных собак”, выпущенном под редакцией Ф. С. Арасланова издательством “Кайнар”, г. Алма-Ата, 1987 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: