Учебные вопросы. Приложение. Электронный конспект

Приложение. Электронный конспект

Тема 1.

Оглавление

Занятие 1/1. Тема 1. «Общие положения метрологии». 2

1. Свойства, величины, единицы измерения и система единиц СИ.. 4

1.1. Исходные понятия. 4

1.2. Международная система единиц (СИ). 6

1.2.1. Основные величины.. 6

1.2.2. Производные величины.. 7

1.2.3. Набор приставок с их наименованиями и обозначениями и правилами применения 10

2. Основные понятия и термины метрологии. Измерения. Принципы и методы измерений.. 11

3. Классификация средств измерений.. 27

Занятие №2. «Погрешности измерений и их классификация». 39

Введение. 39

1. Погрешности результата измерения и их классификация. 40

2. Метрологические характеристики СИ и их нормирование. Классы точности СИ. 57

3. Оценка результатов измерения через вычисление неопределённости. Связь неопределенности и погрешности измерений.. 64

Заключение. 69

Цитируемые труды.. 69


Занятие 1/1. Тема 1. «Общие положения метрологии»

Учебные цели

Ознакомиться с основными положениями теории измерений, понятиями свойства объекта измерений, физической величины и единицы измерений, с системой единиц СИ, предметом и содержанием метрологии, основными терминами и понятиями метрологии.

Учебные вопросы

1. Свойства, величины, единицы измерения и система единиц СИ

2. Основные понятия и термины метрологии. Измерения. Принципы и методы измерений

3. Классификация средств измерений

Литература

Основная

1. Захаров А.А., Бобровский В.И. Метрология, стандартизация и сертификация. Уч. пособие. ВАС, 2010.

2. Б.И. Нефедов и др. Метрология и радиоизмерения. Москва, Высшая школа. 2006 г. ­– с. 14-63.

Дополнительная

3. К.К. Ким, Г.Н Анисимов, и др. Метрология, стандартизация, сертификация и измерительная техника. Санкт-Петербург, Питер. 2006 г. – с. 20-23, 36-54, 84-94, 103-106.

4. В. И. Нефедов, Е.В.Федорова и др. Метрология и электрорадиоизмерения в телекоммуникационных системах. М: Высшая школа. 2001 г. – с. 13-28.

5. Л. В. Жих. Техническая эксплуатация, надежность средств связи и автоматизированных систем. Часть 1. Электронные измерения. Воениздат. – с. 3-8.

Введение

Мы с вами начинаем изучение новой дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация в инфокоммуникациях». О важности данной дисциплины говорит тот факт, что ее изучение предусмотрено Государственными образовательными стандартами для инженеров всех специальностей в рамках направлений «Телекоммуникации», «Информатика» и смежных с ними. Таким образом, без знаний в указанной области немыслим любой дипломированный специалист технической направленности.

Название дисциплины составляют три понятия: метрология, стандартизация и сертификация, которые объединены общей целью - повышение качества товаров и услуг, которая достигается через управление качеством.

На изучение дисциплины отводится 72 часа (2 зачётных единицы), в том числе 48 часов с преподавателем. Заканчивается изучение дисциплины зачётом с оценкой.

Некоторые организационные вопросы, которые необходимо определить в процессе изучении дисциплины:

1. В группе должен быть назначен ответственный за дисциплину, через которого будут решаться все вопросы по взаимодействию преподавателя и курсантов.

2. Накануне проведения лабораторных работ л/с должен прибыть на кафедру для проведения обязательной консультации и подготовки к ЛР (изучение РМ, правила эксплуатации изучаемых СИ, хода выполнения работы). На консультации с собой иметь: конспект, руководство по ЛР (1 экз. на бригаду), журнал выполнения работ.

Все остальные консультации в случае необходимости проводятся по инициативе учебной группы или в индивидуальном порядке.

3. На занятии перед каждой лабораторной работой проводится письменный опрос (коллоквиум) по карточкам. Такие же коллоквиумы будут проводиться на семинарских и возможно групповых занятиях. Каждая полученная неудовлетворительная оценка считается текущей задолженностью. Задолженностью (для всех курсантов одной бригады) считается также несданный отчет по лабораторной работе.

Пересдача задолженностей должна быть заранее согласована с преподавателем, ведущим групповые или лабораторные занятия. Пересдаются только неудовлетворительные оценки.

4. Курсанты, отсутствующие на ЛР по любым причинам, должны написать коллоквиум и выполнить ЛР в часы самоподготовки. При этом необходимо получить подтверждение факта выполнения лабораторной работы у инженера лаборатории.

5. К зачету допускаются только те курсанты, которые получили положительные оценки за коллоквиумы и сдали (а при необходимости защитили) отчеты по всем лабораторным работам.

От зачета могут быть освобождены с выставлением оценки «отлично» курсанты, сдавшие все отчеты по ЛР, имеющие по итогам текущей успеваемости не менее 60% отличных оценок, остальные хорошие.

Сегодня мы с Вами начинаем изучение Темы №1 «Общие положения теории измерений и погрешностей».

Прежде, чем мы приступим к изучению собственно вопросов метрологии, необходимо определить некоторые исходные понятия, которые нам понадобятся в дальнейшем. В частности, к таким понятиям можно отнести понятия: свойство, величина, физическая величина, род величины, единица измерения, система единиц и т.п.

Надо заметить, что вопросы терминологии являются гораздо более важными и трудными, чем обычно представляется на первый взгляд. От того, как определены основные термины и понятия, во многом зависит и ясность и непротиворечивость утверждений той или иной технической или научной дисциплины. Не случайно вопросам терминологической работы в настоящее время посвящено множество научных трудов, на основании которых выпущены соответствующие руководящие документы, например [1].

При определении понятий мы будем, прежде всего, ориентироваться на РМГ 29-99. Рекомендации по межгосударственной стандартизации. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения[2], РМГ 83-2007. Государственная система обеспечения единства измерений. ШКАЛЫ ИЗМЕРЕНИЙ. Термины и определения[3] и Международный словарь по метрологии[4]. Однако в ряде случаев нам всё же придётся использовать и другие источники.

В частности, «в некоторых определениях неизбежно использование "исходных понятий" ("primitives"), не тре­бующих своего определения»[4]. В, частности, в «Международном словаре по метрологии: основные и общие понятия и соответствующие термины»[4] таких понятий 13: система, компонент (составляющая), явление, тело, вещество, свойство, основа для сравнения, экспе­римент, исследование, размер, материал, устройство и сигнал.

Будем считать, что понятия система, компонент (составляющая), явление, тело, вещество, основа для сравнения, экспе­римент, исследование, размер, материал, устройство и сигнал действительно в рамках нашей дисциплины не требуют дополнительных пояснений. Что же касается понятия свойства то, поскольку оно для понимания вопросов метрологии имеет принципиальное значение мы позднее его рассмотрим всё-таки более подробно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: