Правовой основой расчётных отношений являются международные договоры и нормы внутреннего национального законодательства

Во ВЭД могут быть использованы следующие формы международных расчётов:

Ø наличный расчёт – полная оплата товара до срока или в момент перехода товара либо товарораспорядительных документов в распоряжение покупателя (возможны и авансовые платежи);

Ø кредитные расчёты (оплата в кредит) представляют собой расчёты, связанные с предоставлением кредита, его погашением и уплатой процентов. Основные формы кредита:

ü финансовый – предоставляется в виде денежных займов импортёрам на оплату приобретаемых товаров;

ü товарный, при котором экспортёры предоставляют отсрочку платежей за поставленные товары.

Ø расчёты чеками. Чеки – это письменные распоряжения покупателей или заказчиков своим банкам о выплате указанных в них сумм предъявителям или по их приказу другим лицам (ордерные чеки). При нанесении на ордерных чеках передаточной надписи (индоссамента) они могут переходить к другому держателю;

Ø расчёты банковскими переводами. При данных расчётах экспортёры направляют импортёрам счета и другие документы за поставленные товары. На основании этих документов плательщики направляют в свои банки платёжные поручения на перевод денег на счета экспортёров или кредиторов;

Ø расчёт по открытому счёту осуществляют хорошо знающие друг друга контрагенты (каждая из сторон в договоре по отношению друг к другу) или при поставках массовых товаров сбытовым посредникам;

Ø аккредитив – поручение банку о выплате определённой суммы денежных средств физическому или юридическому лицу при выполнении указанных в аккредитивном письме условий. Аккредитивная форма представляет собой обязательство покупателя открыть в определённом банке аккредитив (денежный документ) в пользу продавца на оговоренную сумму и в установленный срок.

Аккредитивная форма расчётов имеет существенные преимущества для экспортёров, так как они имеют возможность получить оплату за поставленный товар в короткий срок.

Ø инкассо – вид банковской операции по передаче денежных средств от одних клиентов другим, от плательщиков получателям и т.д.

Таможня – государственное учреждение, через которое обязаны ввозиться в страну и вывозиться с территории страны все экспортируемые и импортируемые товары с целью их таможенного контроля и взимания установленных пошлин и сборов.

К основным документам, регулирующим таможенное дело в России, относятся:

Ø Таможенный кодекс РФ;

Ø Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. №5003 – I.

ТК РФ определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономической безопасности страны, обеспечение прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в сфере таможенного дела.

Закон РФ «О таможенном тарифе» устанавливает порядок формирования и применения таможенноготарифаРФ, представляющего собой инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров страны при его взаимосвязи с мировым рынком, а также порядок обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу.

Международные валютные отношения — это экономические отношения, свя­занные с функционированием национальных валют на мировом рынке, денеж­ным обслуживанием товарообмена и других хозяйственных связей между страна­ми, использованием валюты как платежного средства и кредита.

Валютные отно­шения так или иначе сопровождают торговлю, вывоз капитала, научно-техничес­кий обмен, миграцию рабочей силы, туризм, культурные связи, предоставление экономической помощи, кредитование.

Субъектами валютных отношений выступают предприятия, банки и другие организации, а также юридические лица и отдельные государства, осуществляю­щие внешнеэкономическую деятельность.

Валютные отношения можно характеризовать как денежную сторону внешне­экономических связей. Эту функцию выполняет валютная система — совокуп­ность валютно-денежных и кредитных отношений, сложившихся между странами и закрепленных в международных договорных и государственно-правовых нормах.

Валютные отношения реализуются через определенный механизм, устанавли­вающий порядок выпуска и использования международных расчетов и платежа, правила установления обменных пропорций (курсов) валют.

Совокупность внутренних правовых норм, регулирующих валютные отношения, называется валютным законодательством.

Каждая национальная валюта имеет цену в денежных единицах другой страны. Это и есть валютный курс. Выступая инструментом стоимостных сопоставлений издержек производства в отдельной стране с мировым уровнем, валютный курс показывает, какие товары выгоднее производить самим, какие экспортировать, какие выгоднее заменить импортными. Таким образом, валютный курс оказывает определенное воздействие на формирование структуры общественного производ­ства и потребления.

В ситуации, когда происходит повышение курса национальной валюты, вы­годно импортировать. При обмене национальной валюты на валюту страны, в которой закупается товар, можно приобрести большее количество этой валюты и закупить больше товара. Однако при росте импорта страна должна приобретать больше валюты для оплаты импорта, вследствие чего увеличивается необходимое для обмена количество национальной валюты, что вызывает рост денежной мас­сы и повышение курса денежной единицы.

Характер валютных отношений в значительной степени зависит от конверти­руемости валюты страны.

Конвертируемость или обратимость национальной денежной единицы — это возможность для участников внешнеэкономических сделок легально обменивать ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в процесс обмена. Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений.

Вопрос 5. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономические связи нуждаются в регулировании со стороны госу­дарства. В странах с рыночной экономи­кой государственное регулирование внешнеэкономических связей проявляется ощутимым образом. Внешнеэкономическая функция государства является про­должением его внутрихозяйственной функции, но реализуется в несколько от­личной форме.

Основной целью вмешательства государства во внешнеэкономическую дея­тельность является обеспечение экономических и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление ряда видов внешнеэкономических действий, приносящих доходы и требующих госу­дарственного участия.

В современных условиях любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономи­ческих связей.

Государственное регулирование распространяется на внешнюю тор­говлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей — это совокуп­ность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соот­ветствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.

Основные принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации:

Ø единство внешнеэкономической политики как части внешней политики России;

Ø единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за её осуществлением;

Ø единство таможенной территории Российской Федерации;

Ø приоритет экономических мер регулирования;

Ø равенство всех участников ВЭД и их недискриминация;

Ø защита государством прав и законных интересов участников ВЭД;

Ø исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во ВЭД, нанесения ущерба её участникам и экономике страны в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: