ТЕМА № 4 «Повседневная жизнь и корабельные правила»

Занятие 3: Порядок пребывание на корабле команд, личного состава военно-учебных заведений и пассажиров. Порядок приема пищи старшинами и матросами. Кают-компании.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Порядок пребывание на корабле команд, личного состава военно-учебных заведений и пассажиров.

2. Порядок приема пищи старшинами и матросами. Кают-компании.

Литература.

1. Инструкция по организации корабельной службы на кораблях Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.

1. Учебный вопрос. Порядок пребывание на корабле команд, личного состава военно-учебных заведений и пассажиров

Личный состав военных (специальных) учебных заведений с момента прибытия на корабль для прохождения учебной практики (стажировки), а также для руководства практикой подчиняется командиру корабля.

Учебная практика (стажировка) курсантов проводится в соответствии с учебными планами и программами военных (специальных) учебных заведений. При этом особое внимание должно быть обращено на практическое освоение положений настоящей Инструкции, приобретение твердых навыков корабельной службы, получение хорошей морской практики, привитие навыков в обучении и воспитании личного состава в подразделениях.

Важнейшей задачей практики (стажировки) должно быть воспитание у курсантов чувства гордости за принадлежность к Вооруженным Силам, любви к морю и морской службе.

Командир и офицеры корабля несут ответственность за создание условий и обстановки, необходимых для наиболее эффективного практического обучения личного состава военных (специальных) учебных заведений. Командир корабля отвечает за качество практики (стажировки).

В помощь командиру корабля назначается руководитель практики (стажировки) курсантов из офицеров военных (специальных) учебных заведений. Если на корабль назначено несколько руководителей практики (стажировки), помощником командира корабля в вопросах организации и проверки качества практики (стажировки) является старший из них. Он отвечает за организацию службы, воинскую дисциплину курсантов и качественное выполнение программ практики (стажировки). Руководители практики (преподаватели) оказывают командиру и офицерам корабля методическую помощь в организации, планировании и практическом обучении курсантов.

Руководители практики повседневно следят за ходом обучения курсантов, проверяют усвоение ими программ учебной практики и принимают меры к устранению недостатков. О ходе практики и свои предложения по ее совершенствованию они докладывают командиру корабля.

Курсанты военных (специальных) учебных заведений распределяются по подразделениям корабля и расписываются дублерами старшин и матросов соответствующих специальностей по корабельным расписаниям.

Курсанты выпускного курса дублируют офицеров на первичных должностях и подчиняются непосредственно командирам групп (командирам боевых частей).

Офицеры, которым подчинены курсанты, отвечают за организацию и качество их практического обучения.

Личный состав корабля обязан оказывать курсантам военных (специальных) учебных заведений всемерное содействие в выполнении программ и заданий учебной практики, в приобретении курсантами навыков корабельной службы и несения службы корабельных нарядов.

Мероприятия по практическому обучению курсантов должны проходить в недельных и суточных планах боевой подготовки корабля.

Результаты практики (стажировки) курсантов военных (специальных) учебных заведений, по докладу ее руководителя, учитываются при оценке итогов боевой подготовки корабля.

Во время плавания руководители практики, офицеры-стажеры, офицеры-слушатели и курсанты выпускного курса размещаются в отдельных каютах или общих (кубриках) помещениях корабля в зависимости от его возможностей.

Во всех случаях корабельной жизни и службы курсанты в зависимости от года обучения приравниваются к соответствующим категориям личного состава корабля.

Курсанты размещаются в общих со старшинами и матросами корабля помещениях и наравне с ними обеспечиваются питанием.

Запрещается привлечение курсантов для работ и несения дежурной службы вне корабля. Откомандирование курсантов с корабля ранее установленного срока производится с разрешения вышестоящего органа военного управления Военно-морских сил.

Студенты (курсанты) гражданских учебных заведений проходят практику (стажировку) на кораблях Вооруженных Сил в соответствии со специальным положением.

Курсанты на берег увольняются на одинаковых основаниях с личным составом корабля по дублируемым должностям. Норма увольнения устанавливается в соответствии с пунктом 528 и 532.

Принятый на корабль в качестве десанта или для перевозки воинская часть (подразделение) размещается в соответствии с корабельным расписанием по приему и высадке десанта или распределяется по помещениям согласно плану, разрабатываемому помощником командира корабля и утверждаемому командиром корабля. Офицеры воинской части по возможности размещаются в каютах в соответствии с их должностным положением, а остальные военнослужащие – на одинаковых основаниях со старшинами и матросами корабля, по возможности в специально отводимых помещениях.

Перед размещением воинской части (подразделения) в помещениях, для нее предназначенных, производится тщательная приборка и вентилирование. Особое внимание следует обратить на подготовку помещений для больных (раненых), если корабельный лазарет окажется недостаточно вместительным.

Одновременно с выделением помещений для личного состава перевозимой воинской части (подразделения) помощник командира корабля определяет места для размещения ее оружия, боевой техники, снаряжения и имущества.

Порядок посадки людей, приемки и погрузки вооружения, военной техники и грузов определяется специальными инструкциями.

Весь личный состав воинской части (подразделения) во время пребывания на корабле подчиняется требованиям настоящей Инструкции и установленному на корабле распорядку, не вмешиваясь в управление кораблем и в распоряжения лиц корабельного состава.

Ответственность за соблюдение личным составом перевозимой воинской части (подразделения) правил, установленных на корабле, несет командир части (подразделения).

Личный состав перевозимой воинской части (подразделения) по усмотрению командира корабля может привлекаться к корабельным работам.

Контроль за личным составом воинской части (подразделения), за порядком и соблюдением установленных правил возлагается на специально назначенных дежурных из состава воинской части (подразделения).

Действия перевозимых войск во время тревог на корабле должны быть разъяснены личному составу и по возможности до выхода в море проверены на учебной тревоге.

Корабли, перевозящие войска, должны быть обеспечены дополнительными спасательными средствами по числу личного состава перевозимой воинской части (подразделения).

Личный состав воинской части (подразделения) обеспечивается питанием от корабля на общих основаниях с корабельным составом или довольствуется самостоятельно. Порядок довольствия устанавливается предварительным распоряжением командира соединения или корабля после согласования с довольствующим органом.

Лица, временно пребывающие на корабле или совершающие на нем переход и не имеющие определенных служебных поручений в отношении данного корабля, называются пассажирами.

Пребывание на корабле пассажиров свыше суток объявляется приказом по кораблю. Пассажир принимается на корабль, находящийся во внутреннем плавании в составе соединения, только по приказу или с разрешения командира соединения, а в отдельном плавании – начальника (штаба) органа военного управления Военно-морских сил.

В исключительных случаях командир корабля вправе принять пассажиров на свою ответственность, о чем он обязан при первой возможности доложить по команде.

Прием пассажиров, не являющихся военнослужащими Вооруженных Сил, ограничивается нижеследующими случаями:

1) при спасении от гибели, при аварии и других бедствиях, как на море, так и на берегу независимо от того, гражданами какого государства эти лица являются;

2) при плавании в составе соединения, если имеется приказание прямого начальника командира корабля.

Лица (пассажиры), спасенные от гибели в море, при первой возможности должны быть свезены на берег и переданы местным властям.

Запрещается принимать пассажиров на корабль не находящийся в кампании, за исключением особых обстоятельств, когда прием пассажира необходим по характеру выполняемого им служебного поручения или вследствие чрезвычайных обстоятельств происшедших на берегу.

Никому из военнослужащих не разрешается брать на корабль членов своей семьи для проживания или плавания с ней. В исключительных случаях перевоз семьи может быть разрешен руководителем органа военного управления Военно-морских сил.

Прием на корабль каждого пассажира должны быть занесен в вахтенный журнал с указанием, когда, где и на каких основаниях он принят, а также времени и месте убытия его с корабля.

Пассажиров военнослужащих размещает по корабельным помещениям помощник командира корабля по указанию старшего помощника командира с предоставлением им возможных удобств, однако, без особого стеснения членов экипажа.

Офицеры размещаются в каютах в соответствии с их служебным положением, а остальные военнослужащие – в жилых помещениях (кубриках).

Делегации, принимаемые на корабль в качестве пассажиров, размещаются на корабле и пользуются столом по усмотрению командира корабля или согласно имеющимся указаниям командования.

Гражданские лица размещаются по указанию командира корабля.

Если в числе пассажиров есть женщины, им отводятся помещения, отдельные от прочих пассажиров и личного состава корабля.

Все пассажиры обеспечиваются питанием согласно установленным правилам и нормам.

Все пассажиры должны быть ознакомлены с корабельными правилами и установленными на корабле порядками службы и жизни. Они не должны вмешиваться в деятельность личного состава и в управление кораблем.

Никто из пассажиров не имеет права сойти с корабля на берег без разрешения старшего помощника командира корабля или вахтенного офицера (дежурного по кораблю). Возвращающиеся с берега на корабль пассажиры информируют о своем прибытии вахтенного офицера (дежурного по кораблю).

Если между пассажирами и отдельными членами экипажа возникают недоразумения, их разрешает старший помощник командира корабля, который обязан принимать необходимые меры к предупреждению или пресечению подобных случаев.

Адмирал или офицер вышестоящего органа военного управления, находясь в качестве пассажира на корабле, командир которого является младшим по служебному положению и воинскому званию, в случае обнаружения неправильных действий со стороны личного состава корабля обязан дать необходимые указания командиру корабля по его устранению.

Эти указания записываются в вахтенный журнал.

Командир корабля обязан ознакомить со всеми обстоятельствами плавания адмиралов, генералов и офицеров старше себя по служебному положению и воинскому званию.

Находящиеся на корабле пассажиры из числа военнослужащих Вооруженных Сил могут привлекаться по приказанию помощника командира корабля к корабельным работам. Командир корабля имеет право при необходимости привлечь к работе на корабле и пассажиров из числа офицеров Вооруженных Сил.

В случаях, не предусмотренных общевоинскими уставами, настоящей Инструкцией, приказами и другими руководящими документами, командир корабля, поступает в соответствии с законодательством Республики Казахстан, нормами и принципами международного морского права, соблюдая интересы Республики Казахстан.

2. Учебный вопрос. Порядок приема пищи старшинами и матросами.

На кораблях, не имеющих специального помещения (столовой), пищу принимают в жилых помещениях.

Если позволяет обстановка, прием пищи разрешается на верхней палубе на выносных столах.

Для приема пищи военнослужащие расписываются по столам в тех помещениях, в которых они размещены для жилья, так, чтобы личный состав одного отделения питался вместе.

На каждом столе один из старшин назначается старшим.

Старший за столом обязан:

перед приемом пищи убедиться, что стол приготовлен, и вся необходимая столовая и кухонная посуда и принадлежности находятся в надлежащем порядке и состоянии;

во время приема пищи обеспечивать соблюдение порядка;

после приема пищи убедиться, что посуда и принадлежности вымыты и установлены на место, а стол убран и очищен с применением моющих и дезинфицирующих средств.

К часу, установленному распорядком дня, приготовление пищи должно быть закончено. До начала раздачи пищи врач (фельдшер, санинструктор) совместно с дежурным по кораблю должен проверить качество пищи, а также санитарное состояние камбуза, камбузного инвентаря и столовой посуды. Пища, кроме того, опробуется ежедневно командиром корабля или по его указанию одним из заместителей командира корабля.

Результаты опробования пищи записываются в книге по контролю за качеством приготовленной пищи.

В установленное время с ведома командира корабля, дежурный по кораблю (на ходу – вахтенный офицер) дает разрешение на выдачу пищи.

Для лиц, не явившихся в определенные время к обеду и ужину, пища не оставляется, за исключением лиц, находившихся в расходе, которые получают пищу в указанных для этого местах после смены со службы или по возвращении с работ.

Оставляемая для расхода пища может находиться на хранении или горячей плите не более двух часов после изготовления.

Назначенным в наряд на работы вне корабля пища доставляется к месту работ. Если же доставка приготовленной пищи невозможна, перед отправкой на работы команде выдается продовольствие сухим пайком.

Лица корабельного наряда заступающей смены получают пищу до раздачи ее всему личному составу.

Кают-компании

Кают-компания на корабле является помещением для коллективного отдыха, занятий, совещаний и общего стола офицеров.

Она должна служить местом тесного общения офицеров и культурным центром, способствующим воспитанию офицеров, выработке единых взглядов на вопросы ведения морского боя, боевой подготовки и организации службы корабля.

Первенствующим лицом в кают-компании является старший помощник командира корабля, а в его отсутствие – старший из присутствующих.

В тех случаях, когда в кают-компании находятся командир корабля или его прямые начальники, в кают-компании первенствующее положение переходит к ним.

В каждом отдельном случае, с разрешения старшего (помощника) помощника или командира корабля, в кают-компанию могут быть приглашены во внеслужебное время старшины и матросы.

Офицеры обязаны иметь общий стол в кают-компании, заведующего столом они выбирают из своей среды.

Помощники командира корабля и лица старше их, заведующими столом не выбираются.

По истечении трех месяцев заведующий столом имеет право отказаться от своих обязанностей. В случае недовольства офицеров заведующим столом он может быть переизбран в любое время.

Заведующий столом в своей работе руководствуется указаниями старшего помощника (помощника) командира корабля. Он несет ответственность за состояние инвентаря кают-компании и руководит работой вестовых.

В соответствии с решением собрания офицеров о выделении денежных средств на улучшение питания в кают-компании, заведующий столом организует закупку продуктов (фруктов, свежих овощей и др.) и приготовление пищи.

Для приготовления пищи офицерам на корабле отводится отдельный камбуз или часть корабельного камбуза.

Пищу к столу подают матросы (вестовые), назначенные старшим помощником (помощником) командира корабля.

Время приема пищи в кают-компании устанавливает командир корабля.

Время общего стола распределяется следующим образом:

завтрак начинается с момента окончания приборки в кают-компании и должен заканчиваться за 10 минут до подъема флага;

обед и ужин назначаются во время обеда и ужина экипажа.

Дополнительный ужин устанавливается по общему желанию питающихся в кают-компании во время, утвержденное старшим помощником (помощником) командира корабля. Сервировка столов в кают-компании в иное время запрещается, исключение делается для чая, который может подаваться во время, свободное от работ, занятий и учений, и после смены вахт на ходу.

Командир корабля, если он не имеет специального оборудованного салона, принимает пищу в кают-компании совместно с офицерами.

Места офицеров за столами в кают-компании определяет старший помощник командира корабля. В кают-компании офицеры должны быть в установленной форме одежды. Находиться в верхней, рабочей одежде и головных уборах запрещается.

Приборки кают-компании производятся согласно корабельному расписанию по приборкам, а между приборками – матросами-вестовыми.

Для кают-компании старшин на корабле отводится отдельное помещение. Старшим лицом в кают-компании является главный боцман.

В отношении кают-компании старшин следует руководствоваться изложенным выше положением о кают-компании офицеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: