ТЕМА № 4 «Повседневная жизнь и корабельные правила». Занятие 3: Порядок пребывание на корабле команд, личного состава военно-учебных заведений и пассажиров

Занятие 3: Порядок пребывание на корабле команд, личного состава военно-учебных заведений и пассажиров. Порядок приема пищи старшинами и матросами. Кают-компании.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Порядок допуска на корабль. Правила поведения личного состава на корабле.

2. Правила пользования корабельными катерами и шлюпками.

Литература.

1. Инструкция по организации корабельной службы на кораблях Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.

1. Учебный вопрос. Порядок допуска на корабль. Правила поведения личного состава на корабле.

Без проверки документов на корабль допускаются офицеры и старшины своего корабля, прямые начальники командира корабля, а также офицеры штаба соединения при условии, что указанные лица хорошо известны вахтенному офицеру корабля (на малых кораблях – командиру вахтенного поста у входного трапа).

Допуск офицеров и старшин на корабль осуществляется после проверки вахтенным офицером документов, удостоверяющих их личность (на кораблях 4 ранга – командиром вахтенного поста у входного трапа).

Старшины и матросы своего корабля при одиночном возвращении из увольнения на берег, отпуска, госпиталя, командировки и др. пропускаются на корабль только после проверки соответствующих документов.

Военнослужащих, не принадлежащих к экипажу корабля, вахтенный офицер допускает на корабль после выяснения цели их прибытия. Вахтенный офицер принимает решение о допуске посетителя на корабль после доклада должностному лицу, к которому данный военнослужащий прибыл, и проверки документов, удостоверяющих личность прибывшего.

Вахтенный офицер направляет прибывшего к соответствующему должностному лицу в сопровождении рассыльного с записью в вахтенном журнале.

Допуск на корабль гражданских лиц, в том числе экскурсий и членов семей военнослужащих корабля, независимо от цели их посещения производится только по специальным разрешениям, пропускам или спискам, выдаваемым штабом соединения или вышестоящим штабом, и после проверки документов, удостоверяющих личность.

Рабочие и служащие производственных предприятий, выполняющие работы на корабле, пропускаются на корабль по спискам, подписанным командиром корабля.

Рабочие производственных предприятий, прибывшие на корабль для выполнения работ, регистрируются в вахтенном журнале с обязательным указанием фамилии, характера и срока работ. В этом журнале делаются записи о ремонтируемых или замененных ими механизмах.

О всех прибывших на корабль посторонних лицах, как военнослужащих, так и гражданских, вахтенный офицер докладывает старшему помощнику (помощнику) командира корабля и дежурному по кораблю.

Принимать посетителей разрешается только в жилых помещениях, кают-компаниях, каютах и помещениях информационно-воспитательной работы.

Перечень помещений, которые разрешается осматривать посетителям, устанавливается командиром корабля.

После ухода с корабля всех посетителей дежурный по кораблю докладывает об этом старшему помощнику (помощнику) командира корабля.

Нахождение допущенных на корабль по личным делам старшин и матросов разрешается до 21 часа. Офицерам и старшинам разрешается оставаться на корабле до 23 часов. Нахождение на корабле сверх указанного времени может быть продлено с разрешения командира корабля.

Правила поведения личного состава на корабле

Весь личный состав корабля обязан строго выполнять настоящие правила поведения на корабле.

Вновь назначенные военнослужащие по прибытии на корабль должны быть проинструктированы по корабельным правилам и мерам безопасности условий службы.

Лиц, временно находящихся на корабле, следует ознакомить с правилами поведения, а персонал заводов по прибытии на корабль, кроме того – с мерами предосторожности при выполнении ремонтных работ (пункт 382).

На корабле личному составу запрещается:

подниматься на корабль или сходить с него иначе, чем по назначенным для этого трапам (сходням);

находиться в неположенных местах на верхней палубе и надстройках (эти места устанавливаются приказом командира корабля (соединения);

останавливаться на трапах, сходнях или в узких проходах;

вступать в разговоры с лицами, находящимися при исполнении служебных обязанностей (на вахте, дежурстве, работе и др.), и отвлекать их внимание;

включать и выключать вентиляцию или другие механизмы, приборы, устройства, если это не входит в его обязанности;

ложиться на койки, в верхней одежде и обуви;

садиться и облокачиваться на предметы, не предназначенные для этого (вентиляционные закрытия, кожухи, леерные ограждения, планшири, кнехты и др.);

купаться за бортом корабля в не установленное для купания время;

чистить обмундирование и обувь в жилых помещениях;

стирать белье в местах, не предназначенных для этого, во время, не предусмотренное расписанием, полоскать белье с бортов, трапов и шлюпок;

просушивать вещи (белье) в местах, не предназначенных для этого (белье разрешается сушить только на специальных бельевых леерах или в сушилках);

играть в какие-либо азартные игры;

приносить на корабль спиртные напитки, наркотические средства, токсические, психотропные вещества, прекурсоры и употреблять их;

выбрасывать за борт мусор.

На корабле личному составу без предварительного разрешения запрещается:

ходить по наружным трапам и садиться в какие-либо шлюпки;

подниматься на мачты, ходить по выстрелам или спускаться за борт корабля;

переговариваться с людьми, находящимися на берегу, на шлюпках, проходящих мимо корабля, а также на стоящих на якоре или проходящих мимо кораблях;

открывать иллюминаторы на ходу корабля или в ночное время;

грузить на корабль или передавать с него какие-либо предметы (в том числе и личные);

удить рыбу с борта корабля или со шлюпки, стоящей у борта корабля пристани, пирса;

отдавать собственные продукты на камбуз для приготовления пищи.

Во избежание встречных потоков личный состав по тревогам движется: в направлении носа корабля – по правому борту, а в направлении кормы – по левому.

В холодное время личный состав наружных боевых постов, занимая места по тревогам, должен иметь при себе необходимое обмундирование.

Курение на корабле допускается только в местах, определенных приказом по кораблю. В остальных местах на корабле курить запрещается.

Кроме того, курить запрещается:

во время смотров, тревог, учений, занятий и авральных работ, а также на постах службы корабельных нарядов;

на катерах и шлюпках, стоящих у борта корабля;

на катерах, имеющих двигатели, работающие на легком топливе.

В местах, установленных для курения, должны находиться пепельницы или урны с водой.

На ходовом мостике курить разрешается командиру корабля и с его разрешения офицерам и старшинам корабля.

Во избежание аварий и несчастных случаев во всех помещениях корабля запрещается держать какие-либо инструменты, материалы, предметы обмундирования или личного обихода в непосредственной близости от механизмов, приводов, вентиляционных систем и др., а также крепить что-либо к электрическим кабелям и трубопроводам.

Держать на корабле животных личному составу разрешается только с разрешения командира корабля.

Животные должны быть немедленно удалены с корабля, если есть подозрение, что у них появилась болезнь, опасная для здоровья людей, а также, если замечены недостаточно хороший присмотр и дурное обращение с ними личного состава.

Вещи, выносимые с корабля и приносимые на корабль старшинами и матросами должен осматривать вахтенный офицер (дежурный по кораблю, помощник вахтенного офицера).

Посылки могут быть принесены на корабль после их вскрытия получателями на берегу.

Старшина команды сообщает на вахту фамилии старшин и матросов подразделения, уволенных на берег, которым разрешен вынос с корабля личных вещей.

Военнослужащий, нашедший на корабле деньги или какую-либо вещь, должен передать их вахтенному офицеру (дежурному по кораблю), а последний обязан сделать об этом запись в вахтенный журнал.

Без разрешения командира корабля запрещается пользоваться на корабле личными фотоаппаратами, магнитофонами, кино- и видеокамерами, радиоприемниками, пишущими машинками, копировальными и факсимильными устройствами, персональными компьютерами, личными средствами мобильной связи и другими электронными средствами. Лица, имеющие указанные предметы, должны зарегистрировать их у помощника командира корабля.

Для их хранения на корабле отводятся определенные места и назначаются ответственные лица.

Использование вышеперечисленных предметов производится в соответствии со специальными указаниями, хранение их в кубриках, каютах и непосредственно на боевых постах запрещается.

Спортивные мероприятия (стрельбы, плавание, хождение на шлюпках, под парусами, игры на воде и др.) проводятся только с разрешения командира корабля или его старшего помощника (помощника). Наблюдение за безопасностью проведения этих мероприятий ведет вахтенный офицер (дежурный по кораблю).

2. Учебный вопрос. Правила пользования корабельными катерами и шлюпками

Каждый катер и шлюпка на корабле поручаются в заведование офицеру. В помощь ему назначается старшина.

Офицер, назначенный заведовать катером (шлюпкой), обязан контролировать его исправность, полную укомплектованность предметами снабжения и содержание в надлежащем порядке.

Старшинами катеров (шлюпок) назначаются старшины команд, а также лица старшинского и рядового состава, прошедшие специальную подготовку и допущенные к управлению катером (шлюпкой).

О допуске лиц к управлению катером объявляется приказом по кораблю; старшине катера выдается соответствующее удостоверение, которое при следовании на катере он должен иметь при себе.

Старшина отвечает за содержание порученного ему катера (шлюпки) в исправности и чистоте, за сохранность оружия и имущества. Обо всех неисправностях, необходимости окраски или ремонта он докладывает офицеру, в заведовании которого находится катер (шлюпка).

При посылке шлюпки с корабля на нее назначаются старшина и полное число гребцов. Если плавание шлюпки предполагается в сложных условиях, назначается командир шлюпки из подготовленных офицеров или старшин. Если назначенный на шлюпку старшина не является заведующим этой шлюпкой, он принимает от последнего ее вооружение и имущество, а при возвращении на корабль сдает шлюпку в том же порядке заведующему.

Весь личный состав, назначенный на шлюпку гребцами, подчиняется старшине шлюпки.

Во время пребывания у пристани (на берегу), старшина и гребцы шлюпки могут отлучиться от нее только с разрешения лица, в распоряжение которого шлюпка предоставлена. При этом на шлюпке оставляется вахтенный, который должен знать, где находятся старшина и гребцы шлюпки.

Катера (шлюпки) могут отправляться с корабля только по приказанию командира или его помощников, заместителей командира и вахтенного офицера (дежурного по кораблю).

Катера (шлюпки) запрещается перегружать. Для каждого из них должны быть определены грузоподъемность и пассажировместимость в свежую и тихую погоду. Эти данные накрашиваются: на катерах – в рубке, на шлюпках – на внутренней стороне транцевой доски – и должны быть известны вахтенному офицеру (дежурному по кораблю).

За соблюдение норм грузоподъемности ответственность несет старший из присутствующих на катере (шлюпке) лиц корабельного состава, а при отправлении с корабля – вахтенный офицер (дежурный по кораблю).

При следовании шлюпки под парусами, а также при буксировке личный состав должен размещаться на днище (на рыбинах).

Катер (шлюпка) при посылке с корабля должен быть полностью снабжен положенным по табелю имуществом. При отправлении катера или шлюпки вахтенный офицер (дежурный по кораблю) должен убедиться:

при отправлении шлюпки - в полном числе гребцов, наличии средств сигнализации, фонаря и спасательных средств;

при отправлении катера, кроме указанного выше, в том, что он снабжен в достаточной мере горючим, смазочными материалами, водой и противопожарным имуществом, а также в исправности ходовых огней.

При отправлении катера (шлюпки) за пределы гавани (рейда) вахтенный офицер (дежурный по кораблю) должен удостовериться в полном понимании старшиной катера (шлюпки) поставленной перед ним задачи, в наличии компаса, карты или схемы района, дрека с дректовом, комплекта сигнальных ракет и в исправности корпуса и механизмов. На катер выделяются сигнальщик и радист со средствами радиосвязи.

Старшина катера (шлюпки), на котором находятся офицеры, отходит по приказанию старшего из них.

Офицеры, кроме помощников (заместителей) командира своего корабля, командиров кораблей всех рангов и вышестоящих начальников, прежде чем отдать приказание отходить, спрашивают разрешение у вахтенного офицера.

Если отходящих на катере (шлюпке) провожает вышестоящий начальник, указанное разрешение следует спросить у него.

При съезде с корабля старшин и матросов старшина катера (шлюпки) отходит от борта по приказанию или с разрешения вахтенного офицера (дежурного по кораблю).

При входе на катер (шлюпку) или при сходе с него офицеров, адмиралов и генералов старшина катера (шлюпки) командует: «Смирно» - и выполняет воинское приветствие. Присутствующие на шлюпке продолжают сидеть и соблюдать тишину. В присутствии на катере (шлюпке) старшего начальника старшина катера (шлюпки) команду «Смирно» не подает.

Личный состав, находящийся на катере (шлюпке), как на ходу, так и при стоянке катера (шлюпки) у борта корабля или у пристани выполняет воинское приветствие по отношению к начальникам, указанным в пунктах 587-588. Воинское приветствие выполняется по команде старшего из присутствующих на катере (шлюпке), например: «Смирно, равнение направо (налево)». По этой команде все поворачивают голову в сторону начальника; адмиралы, генералы, офицеры и старшины, кроме того, прикладывают руку к головному убору.

При выполнении воинского приветствия лица, находящиеся на малых катерах (на всех шлюпках), с мест не встают. На шлюпках, идущих на веслах, гребцы по команде для выполнения воинского приветствия сушат весла. При буксировке, на гонках, при значительном волнении и в других подобных случаях выполнение воинского приветствия не производится. Старшины катеров во время управления катером воинского приветствия не выполняют.

После отхода катера (шлюпки) от трапа (стенки, пристани) и в течение всего следования старшина катера (шлюпки) осуществляет контроль за внешним состоянием катера (шлюпки), положением флага, за тем, чтобы за бортом не было кранцев, концов и тому подобных.

При движении катера (шлюпки) старшина должен строго руководствоваться международными правилами предупреждения столкновений судов в море, указаниями Шлюпочной сигнальной книги, руководящими документами по рейдовой службе, местными портовыми правилами, а также указаниями вахтенного офицера (дежурного по кораблю), полученными при отправке.

Старшина катера (шлюпки) должен соблюдать все меры предосторожности, выработанные морской практикой, контролировать изменения метеорологической обстановки и принимать заблаговременно необходимые меры безопасности на случай изменения погоды.

При аварии катера (шлюпки) старшина руководит борьбой за его живучесть и принимает все меры для спасения личного состава.

В темное время все катера (шлюпки) должны нести установленные огни.

Старшина катера (шлюпки) обязан оказывать возможное содействие бедствующим катерам (шлюпкам) и утопающим.

При обходе корабля, стоящего на якоре, катер (шлюпка), огибающий корабль против часовой стрелки, должен располагать свои курсы на таком расстоянии от корабля, чтобы встречные катера (шлюпки), огибающие корабль по часовой стрелке, могли свободно пройти между ним и кораблем, а катера (шлюпки) должны расходиться левыми бортами.

За безопасность плавания катера (шлюпки) отвечает старший из находящихся на нем офицеров корабельного состава корабля, а при их отсутствии – старшина (командир) катера (шлюпки).

Офицер корабельного состава, находящийся в качестве пассажира на катере (шлюпке), командир которого является младшим по служебному положению и воинскому званию, в случае обнаружения неправильных действий командира катера (шлюпки) обязан дать необходимые указания.

Старшина катера (шлюпки), получив приказание подойти к трапу или борту корабля, мимо которого катер (шлюпка) проходит, обязан выполнить это приказание (за исключением случая, когда им получено иное распоряжение старшего из присутствующих начальников). Имея срочное задание, старшина катера (шлюпки) при подходе обязан доложить об этом вахтенному офицеру (дежурному по кораблю) корабля, с которого он был подозван, и действовать в дальнейшем согласно его указаниям. О случаях задержки в пути и причинах, если они ему известны, он докладывает вахтенному офицеру (дежурному по кораблю) своего корабля сразу по возвращении.

Катера (шлюпки) кораблей, находящиеся на ходу, носят присвоенный их кораблю флаг.

Все катера (шлюпки) кораблей, штабов соединений и частей Вооруженных Сил, учебных отрядов, а также военно-морских учебных заведений, укомплектованные экипажами из военнослужащих, носят Военно-морской флаг.

Плавучие средства тыловых частей и учреждений носят флаги вспомогательных судов.

Флаг на катере (шлюпке) поднимается перед отходом от борта корабля или пристани и спускается (независимо от времени суток) по приходу катера (шлюпки) к месту назначения.

Катера и идущие на веслах шлюпки поднимают флаг на кормовом флагштоке.

При буксировке шлюпок флаг несет только концевая шлюпка. На шлюпках, идущих под парусами, флаг крепится к задней шкаторине у нок-бензельного угла (на двухмачтовых шлюпках – на гроте, на одномачтовых – на фоке).

Корабельная шлюпка не несет флага только в том случае, если она послана для спасения упавшего за борт человека. Флаг поднимается после подъема человека в шлюпку.

Каждому катеру и шлюпке присваиваются особые позывные флаги, которые наносятся на катерах в рубке, на шлюпках на внутренней стороне транцевой доски.

На наружной стороне транцевой доски и носовой части обоих бортов корабельных катеров и шлюпок наносятся корабельные флюгарки (опознавательные знаки), форму, размеры и расцветку которых устанавливает руководитель органа военного управления Военно-морских сил.

Катера (шлюпки) не должны стоять у трапов без необходимости. Они протягиваются под выстрела, сдаются на бакштов или, если не получено особого приказания, держатся на траверзе корабля. Шлюпка сдается на бакштов при наличии на ней не менее двух гребцов.

При стоянке на открытых рейдах на ночь, а также при наступлении свежей погоды катера (шлюпки) должны подниматься на корабль или отправляться в гавань (в укрытое место стоянки).

При стоянке в закрытых бухтах, гаванях в темное время разрешается оставлять на воде только необходимое число шлюпок, причем вахтенный офицер должен проверить их крепление и организовать за ними постоянное наблюдение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: