Основные элементы устройства

Основными частями трансформатора являются его сердечник и обмотки. Сердечник для уменьшения потерь от вихревых токов собирается из листов специальной электротехнической стали с относительным содержанием кремния до 4…5%. Толщина стали берется 0,5 или 0,35 мм (еще более тонкие листы применяются при повышенной частоте тока). Листы перед сборкой сердечника покрываются с обеих сторон лаком, что дает более прочную и тонкую изоляцию между листами, чем бумага, которой иногда оклеиваются листы до нарезки их на полосы.

Сердечник состоит из стержней, на которых помещаются обмотки, и ярм, которые замыкают стержни и не имеют обмоток. Сборка листов (полос) сердечника производится, как правило, «внахлестку». Таким путем удается свести до весьма малого значения магнитные сопротивления стыков между стержнями и ярмами.

На рисунке 1.2 показаны отдельные слои листов, из которых состоит сердечник однофазного трансформатора, а на рисунке 1.3 - два слоя листов сердечника трехфазного трансформатора.

Рис. 1.2. Листы сердечника однофазного трансформатора при сборке их «внахлестку»

Рис. 1.3. Листы сердечника трехфазного трансформатора при сборке их «внахлестку»

Листы сердечника стягиваются при помощи накладок и шпилек, изолированных от листов (рис. 1.4). Листы верхнего ярма окончательно закладываются и затем стягиваются, после того как помещены обмотки на стержнях сердечника (рис. 1.5).

Рис. 1.4 Изоляция шпильки, стягивающей листы сердечника

Рис. 1.5. Сборка сердечника трехфазного трансформатора

Различные формы сечения стержня и ярма представлены на рисунках 1.6 и 1.7. Сечение, по рисунку 1.6,а, применяется лишь для небольших трансформаторов; сечения по рисунку 1.6,б и в, применяются для трансформаторов средней и большой мощности. При большом числе ступеней сечения его периметр приближается к окружности, и, следовательно, при том же сечении стержня уменьшается средняя длина витка обмоток, а при этом и количество расходуемой обмоточной меди.

Рис. 1.6. Форма сечения стержней

Рис. 1.7. Формы сечения ярма

По выполнению сердечника принято различать два типа трансформаторов: стержневой и броневой. Стержневой тип трансформатора (рис. 1.5) получил преобладающее применение на практике. Однофазный броневой трансформатор показан на рисунке 1.8. Из броневых трансформаторов получили некоторое распространение однофазные броневые трансформаторы малой мощности: радиотехнические, звонковые и др.

Рис. 1.8. Однофазный броневой трансформатор с дисковыми чередующимися обмотками

Обмотки трансформаторов выпол­няются в виде цилиндрических катушек из проводников круглого или прямоугольного сечения, изолированных хлопчатобумажной пряжей или специальной (кабельной) бумагой.

В зависимости от номинального напряжения следует различать обмотку низшего напряжения и обмотку высшего напряжения. Обмотка низшего напряжения (НН) помещается ближе к стержню, а обмотка высшего напряжения (ВН) - снаружи; она охватывает обмотку низшего напряжения (рис. 1.9). При таком расположении обмоток уменьшается расход изоляционных материалов, так как обмотка высшего напряжения относительно стержня будет иметь собственную изоляцию и изоляцию обмотки низшего напряжения. Обмотки, показанные на рисунке 1.9, называются концентрическими.

Рис. 1.9. Однофазный стержневой трансформатор с концентрическими обмотками

Иногда каждую из обмоток разделяют на отдельные катушки и располагают их на стержне в чередующемся порядке, как показано на рисунке 1.10. Такие обмотки называются дисковыми чередующимися. Они на практике встречаются редко и применяются главным образом для броневых трансформаторов (рис. 1.8).

Рис.1.10. Дисковая чередующаяся обмотка

Трансформаторы выполняются с воздушным и масляным охлаждением. Первые называются сухими, вторые - масляными. В масляных трансформаторах сердечник вместе с обмотками помещается в баке с маслом. Масляные трансформаторы более надежны в работе. Масло предохраняет изоляцию обмоток от вредного воздействия воздуха, улучшает условия охлаждения обмоток и сердечника, так как имеет большую теплопроводность, чем воздух; кроме того, вследствие большой диэлектрической прочности позволяет сократить изоляционные расстояния, т. е. расстояния от меди обмоток до стали сердечника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: