Потери в синхронной машине состоят из:
· электрических потерь в обмотке статора;
· магнитных потерь в стали статора;
· добавочных потерь в полюсных наконечниках или в поверхностном слое бочки ротора, вызванных пульсациями поля вследствие зубчатости внутренней поверхности статора и высшими гармоническими поля статора;
· механических потерь на трение в подшипниках и вращающихся частей о воздух или другой газ, охлаждающий машину;
· потерь на возбуждение, причем к последним относятся не только потери в обмотке возбуждения, но и потери в возбудителе, если он посажен на один вал с синхронной машиной, и в регулировочных реостатах;
· добавочных потерь при нагрузке, вызванных полями рассеяния статора.
Перечисленные потери в сумме (∑Р) составляют небольшую долю от номинальной мощности машины. Эта доля уменьшается с ростом ее мощности.
Коэффициент полезного действия (к.п.д.) синхронной машины определяется:
для генератора по формуле
;
для двигателя по формуле
.
Значения к.п.д. синхронных генераторов и двигателей отечественных заводов приведены на рисунке 3.22.
|
|
Рис. 3.22. Значения к.п.д. (η) синхронных генераторов и двигателей при номинальном режиме их работы в зависимости от номинальной мощности РН
Значения к.п.д. крупных гидрогенераторов колеблются в пределах 96… 98, турбогенераторов 97…98,8%.