Словообразовательное значение

На основе семантического соотношения между мотивирующим словом и словом производным определяется словообразователь­ное значение деривата.

Словообразовательное значение по-разному, толкуется в совре­менной русистике. Некоторые ученые отождествляют его с семан­тикой словообразующего аффикса, см., например, следующее определение: «...Общее значение, придаваемое суффиксом целой группе слов, следует называть словообразовательным (или дери­вационным, классифицирующим)» (Кубрякова Е.С.). Другие лингвисты при опре­делении словообразовательного значения подчеркивают иные его признаки, ср.: «Обобщенные категориальные значения, имеющие специальное выражение, но не являющиеся обязательными, мы и называем словообразовательными значениями» (Максимов В.И.).

Однако при всем разнообразии подходов к описанию деривационного значения в основу его, как правило, кладется соотношение между семанти­кой производящего и производного слов; см., например: «Слово­образовательное значение — это общая для ряда производных слов семантическая реляция их структурных компонентов, основанная на корреляции этих производных и соответствующих производя­щих» (Манучарян Р.С.).

Словообразовательное значение производного устанавливает­ся по «принципу разности»: это тот компонент значения, кото­рым семантика деривата отличается от семантики мотивирующе­го его слова. Сравним, например, значения слов слон — слоненок. В производном слове имеется семантический компонент 'детскость' (слоненок — 'детеныш слона'), который отсутствует в мотивирую­щем слове. Он и принимается за словообразовательное (дериваци­онное) значение производного слова.

Словообразовательное значение, с точки зрения Н.А. Никитиной, имеет два аспекта его рассмотрения. Во-первых, это конкретное де­ривационное значение, которое возникает в процессе словообра­зовательного акта и характеризует отдельное производное слово. Рассмотрим, например, существительное вахтер, которое моти­вируется словом вахта. Вахтер — 'тот, кто несет вахту, дежурит, охраняет учреждение, предприятие'. Словообразовательное зна­чение данного производного слова — значение лица, имеющего отношение к особому виду дежурства (вахте). Это значение ос­ложняется дополнительными приращениями смысла. Конкретное (или частное) словообразовательное значение входит в структуру лексического значения.

Во-вторых, словообразовательное значение распространяется на ряд одноструктурных образований, является общим для всех них. В этом случае словообразовательное значение носит уже не индивидуальный, а типовой, обобщенный характер. Оно свой­ственно не одному производному слову, а ряду дериватов, для которых характерно одинаковое соотношение между семанти­кой мотивирующего и мотивированного слов. См., например, тол­стый ® толстяк, здоровый ® здоровяк, пошлый ® пошляк 'лицо, характеризующееся признаком, названным мотивирующим име­нем прилагательным'. Такое словообразовательное значение мож­но назвать общим. Именно оно прежде всего рассматривается в дериватологии.

Как отмечает М. Докулил, именно типовой характер словооб­разовательного значения отличает его от значения лексического: если лексические значения присущи отдельным словам, а грам­матические — самым крупным в языке объединениям слов (грам­матическим классам — частям речи), то словообразовательные значения свойственны одинаково всем словам одного и того же деривационного ряда внутри грамматического класса слов. Так, например, значение 'делаться, становиться каким-либо в соот­ветствии со значением мотивирующего слова' объединяет ряд гла­голов синеть, краснеть, седеть, добреть, глупеть и др.

В отличие от лексического значения словообразовательное зна­чение всегда формально выражено, в отличие от грамматического оно является необязательным, т. е. не охватывает всех слов одной части речи.

Итак, в системе языковых значений общее словообразователь­ное значение занимает место, промежуточное между лексическим и грамматическим: оно более абстрактно, чем лексическое значе­ние, но носит менее обобщенный характер, чем лексическое. Об­щее словообразовательное значение носит интерпретационный характер: оно отражает типовые предметные и признаковые отно­шения и формируется под влиянием словообразовательной сис­темы языка, присущих ей закономерностей. Это словообразова­тельное значение формулируется при анализе производных слов обобщенно, например, 'совершать действие, имеющее отноше­ние к тому, что названо мотивирующим словом'.

Словообразовательное значение, как уже отмечалось, имеет формальное выражение. Традиционно считается, что оно выража­ется словообразовательным формантом: например, значение, про­тивоположное тому, что названо мотивирующим словом, выра­жается префиксальными формантами де- / дез- (де маскировать, 'дезорганизовать), не- (не счастье, не удача). Однако, как справедли­во замечает Н.А.Янко-Триницкая, «правильнее было бы говорить не о значении отдельного аффикса, а о значении, которое созда­ется совокупностью всех структурных компонентов производного слова».

Итак, словообразовательное значение как особый тип обоб­щенного языкового значения характеризуется следующими язы­ковыми признаками:

1) оно реализуется только в пределах производного слова;

2) имеет формальную выраженность;

3) носит типовой, серийный характер;

4) «связано с направлением производности и моделированием однотипных отношений с мотивирующими однокорневыми еди­ницами» (Алефиренко Н.Ф.);

5) является необязательным в системе языка (по сравнению с лексическим).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: